Защита персональных данных с 1 июля. Какой штраф ждет компанию за нарушение закона о персональных данных. для юридических лиц

С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ. О том, как избежать штрафов при проверках Роскомнадзора, БУХ.1С рассказал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин .

Штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" были повышены в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы . Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей. При этом, если раньше в КоАП существовал только один, общий для всех случаев состав правонарушения в области персданных (ст.13.11 КоАП РФ), то теперь в данной статье появилось целых семь составов.

Чтобы избежать штрафов по 152-ФЗ , компаниям и ИП с 1 июля 2017 года следует внимательнее подходить к соблюдению требований закона о персональных данных.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных".

2. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы. Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей.

3. Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. Закон не содержит конкретного перечня таких организаций.

4. Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре.

5. Обезопасить себя от штрафов можно, соблюдая 6 правил:

  • исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных;
  • получать письменное согласие граждан на обработку их данных;
  • знакомить граждан с политикой обработки персональных данных;
  • отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные;
  • выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении;
  • обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д.

6. С 01.07.2017 начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры.

Кого коснутся новые штрафы

Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. По закону они отнесены к операторам персональных данных и обязаны соблюдать законодательные ограничения.

Закон не содержит конкретного перечня таких организаций. Однако к ним можно отнести банки, страховые компании, операторов мобильной связи и интернета, медицинские организации, транспортные компании, учебные заведения и все те компании, при обращении в которые граждан просят указать личные данные или заполнить анкету.

Но и это еще не все. Закон распространяется на работодателей, получающих сведения от сотрудников как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера. Работодатели тоже являются операторами персональных данных с небольшой оговоркой. Если работодатель состоит с гражданином в трудовых или гражданско-правовых отношениях, ему не требуется уведомлять Роскомнадзор об обработке личной информации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

Также к операторам персональных данных относятся компании, имеющие собственные сайты с обратной формой связи и регистрацией пользователей, у которых запрашиваются личные сведения.

Как обезопасить себя от штрафов: 6 правил

1. Исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных.

Под данное нарушение попадают и случаи сбора излишней информации о гражданах. Например, когда сайт для новостной рассылки по e-mail требует от посетителей предоставить, скажем, паспортные данные. Это считается обработкой данных не по назначению, поэтому исключите подобные случаи из практики работы своей компании и сайта.

Данные действия образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей, а для организаций – от 30 до 50 тысяч рублей.

2. Получать письменное согласие граждан на обработку их данных.

Согласие граждан на обработку персональных данных, когда это требуется по закону, операторы получают в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ. Исключений из этого правила не так много. Например, не требуется письменного согласия при получении персональных данных в личных, семейных целях (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 152-ФЗ).

В большинстве же случаев дополнительно к основному договору стороны должны подписывать соглашение об обработке персональных данных. Это соглашение может включаться в текст основного договора, или выступать в качестве отдельного документа. Согласие должно поступить лично от гражданина. Без его ведома передавать данные нельзя.

Самый банальный пример злоупотреблений в этой части – когда, например, оператор мобильной связи передает контакты абонентов без их ведома сторонним компаниям, и на телефонные номера граждан начинает поступать всевозможный спам.

Если письменного соглашения на обработку данных у компании нет, на граждан (ИП) наложат штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а на юрлиц – от 15 до 75 тысяч рублей (ч.2 ст.13.11 КоАП РФ). Судя по судебной практике, ИП первый раз штрафуют как физлиц, а если нарушение повторяется, то уже как должностных лиц - руководителей ИП, так как во втором случае штраф выше.

Последствия неполучения письменного согласия контролерам будут неважны, а важен будет сам факт наличия или отсутствия такого согласия в письменной форме.

3. Знакомить граждан с политикой обработки персональных данных.

Эта информация должна находиться в свободном доступе и с ней должен иметь возможность ознакомиться каждый. Например, сайты вывешивают информацию о порядке работы с персданными на отдельных своих страницах.

В противном случае наступит ответственность по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. ИП заплатят штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а организации в размере от 15 до 30 тысяч рублей.

4. Отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные .

На практике бывают случаи, когда данные «утекают» третьим лицам, и клиентам компании начинает поступать всевозможная реклама от магазинов, медицинских центров и кредитных организаций. В этом случае клиент может потребовать от оператора персональных данных предоставить информацию о том, как используются и хранятся его личные сведения.

За игнорирование обращений граждан операторы персданных несут ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, а для юрлиц – от 20 до 40 тысяч рублей.

5. Выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении .

Это нужно делать в случаях, когда персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Неисполнение этой обязанности грозит штрафом по ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ. Для ИП штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций – от 25 до 45 тысяч рублей.

6. Обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д .

Ответственность за необеспечение сохранности личных сведений установлена ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Для предпринимателей – от 10 до 20 тысяч рублей, для компаний – от 25 до 50 тысяч рублей.

Ответственность для государственных и муниципальных органов власти

Штрафная ответственность предусмотрена и для государственных и муниципальных органов власти (ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ).

В своих документах (протоколах, сводках, решениях и т.д.) они должны обезличивать персональные данные граждан, не допуская указания их места жительства и полных ФИО.

В противном случае придется заплатить штраф в размере от 3 до 6 тысяч рублей.

Регистрация операторов персональных данных в Роскомнадзоре

Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре. Для этого необходимо подать уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

После заполнения формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных ее следует отправить в информационную систему Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Затем заполненную форму нужно распечатать и заверить надлежащим образом, скрепив подписью и печатью организации, после чего направить в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации компании-оператора персональных данных.

Что делать сайтам

Что касается сайтов (а сейчас они есть практически у любой компании), то основная масса нарушений здесь связана именно с нецелевым сбором и использованием персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Например, нередко в форме регистрации на сайте используются такие поля, как «дата рождения» и «телефон», а в форме профиля пользователя - «отчество», «дата рождения», «место жительства» (страна, область/край, город).

Следует понимать, что для регистрации пользователя на большинстве сетевых ресурсов не требуется знать такие данные, как телефон и место жительства/регистрации пользователя. Из формы регистрации эти сведения следует убрать.

А из формы личного профиля лучше убрать такие сведения, как «профессия», «www-страница», Skype (или другой мессенджер) и «дата рождения».

Посторонним лицам (а ваша компания и является таким лицом) знать эту информацию ни к чему. Форма подписки на новости сайта должна собирать информацию только об e-mail пользователей. Форма регистрации может собирать имя, фамилию, e-mail и пол пользователя.

Сбор лишней информации при проверке могут посчитать нарушением.

Выполнение вышеописанных правил и знание закона позволят избежать ответственности за его нарушение. При этом следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. Если раньше закон о персональных данных обходил вашу компанию стороной и никакой ответственности за его нарушение вы не несли, то с 1 июля все может измениться кардинальным образом.

Дело в том, что с этой даты начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Раньше дела в этой сфере возбуждала прокуратура (ст. 28.1 КоАП РФ). По новым же правилам (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры. На практике это означает, что количество штрафов и доведенных до суда дел может значительно увеличиться, и уйти от ответственности станет значительно сложнее.

Персональные данные работников есть у всех компаний. С 1 июля 2017 года применяются новые штрафы. Они больше прежних. Подскажем, как работать без нарушений.

С 1 июля 2017 года повышается ответственность за нарушения в работе с персональными данными. Изменения затронут всех без исключения работодателей, у которых в распоряжении есть личные сведения сотрудников и других физлиц.

Что относится к персональным данным в 2017 году

Под персональными данными понимается любая информация о физлице (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). К таким сведениям, относятся фамилия, имя, отчество, пол, возраст, образование, место жительства физического лица и т.д.

А значит, все документы с персональными данными физлиц работодатель должен обрабатывать, хранить и уничтожать в соответствии с требованиями законодательства.

К таким документам относятся:

  • трудовая книжка;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документы об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • документы (справки) содержащие сведения о состоянии здоровья работника;
  • документы (справки) содержащие сведения о возрасте или семейном положении работника.

июля

2017 года увеличатся штрафы за нарушения правил работы с персональными данными

Как обеспечить защиту персональных данных

Рассмотрим, что нужно предпринять в хозяйстве в связи с защитой персональных данных сотрудников и других физлиц. Всего пять шагов.

Шаг 1. Закрепите порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных в локальном акте организации. Например в положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Шаг 2. Назначьте работника, ответственного за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Это может быть сотрудник отдела кадров, который взаимодействует с личными делами сотрудников. Он будет получать согласие работников на обработку персональных данных, вести карточки сотрудников и т.д.

Шаг 3. Подготовьте шаблон согласия на обработку персональных данных. Без него запрашивать личные сведения физлиц нельзя. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  • ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате и месте выдачи документа;
  • наименование или ФИО и адрес работодателя, который получает согласие сотрудника;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись работника.

Образец согласия на обработку персональных данных

Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) субъекта персональных данных

Адрес места жительства _________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Документ, удостоверяющий личность субъекта персональных данных, дата его выдачи и выдавший орган ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Настоящим выражаю согласие на обработку моих персональных данных, предусмотренную частью 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, в целях предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата.

______________________________________________________________________________

(указывается название изобретения)

№ заявки ______________________________________________________________________

(указывается при наличии регистрационного номера заявки)

Заявитель _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

(указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и место жительства)

Мне известно, что предоставленные мною персональные данные, которые не являются необходимыми для предоставления указанной государственной услуги, будут подвергнуты обработке, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, при этом публикация моих персональных данных будет произведена Роспатентом в соответствии с действующим законодательством.

Мне известно, что настоящее согласие действует бессрочно. В случае отзыва согласия на обработку персональных данных Федеральная служба по интеллектуальной собственности вправе продолжить обработку персональных данных без моего согласия в соответствии с частью 2 статьи 9, пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Подпись _______________________________________________

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии)

Дата _____________

Шаг 4. Предоставить по запросу физлица информацию, которая касается обработки его персональных данных (ч. 7 ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). Среди таких сведений, например:

  • подтверждение факта обработки персональных данных;
  • цели обработки персональных данных;
  • способы обработки персональных данных;
  • наименование и адрес работодателя, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные по закону и т. д.

Как работать с персональными данными на сайте

Опубликуйте или иначе обеспечьте неограниченный доступ к документу, который определяет политику обработки персональных данных. Если хозяйство собирает персональные данные в интернете, этот шаг тоже нужно сделать (п. 2 ст. 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Например, на некоторых сайтах пользователь указывает свои ФИО и e-mail при регистрации или отклике на вакансию. Тогда на сайте нужно разместить ссылки на документы:

  • «Политика обработки персональных данных»;
  • «Положение об обработке персональных данных» и т.п.

Сколько хранить персональные данные

Персональные данные нужно уничтожить через 30 дней с той даты получения согласия на обработку его персональных данных. Другой срок можно установить в договоре или соглашении с физлицом.

Если у хозяйства нет возможности уничтожить персональные данные в срок, сведения нужно заблокировать. После этого уничтожить личные сведения нужно не позднее, чем через шесть месяцев (ч. 6 ст. 21 Закона № 152-ФЗ).

Уничтожает персональные данные комиссия на основании приказа руководителя. Результат нужно оформить в виде акта о прекращении обработки персональных данных. Еще вариант - можно сделать запись об уничтожении в специальном журнале.

Кому грозят новые штрафы за нарушение работы с персональными данными

С 1 июля 2017 года расширится перечень оснований для привлечения работодателя к административной ответственности в области защиты персональных данных. Кроме того, увеличатся размеры штрафов (Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. №13-ФЗ).

Раньше штраф был только один: от 500 руб. до 1000 руб. для директора и от 5000 руб. до 10 000 руб. для юрлица (ст. 13.11 КоАП РФ). Теперь будет шесть видов ответственности. За разные нарушения работодателей в сфере персональных данных проверяющие смогут применять несколько штрафов. Подробнее о видах нарушения и штрафах - в таблице.→00

Штрафы за нарушение правил работы с персональными данными

Нарушение

Незаконно обработали персональные данные либо обработали не по заявленной цели. Например, компания передала ФИО, телефоны, адреса юрлицу для рекламных рассылок.

Предупреждение или штраф:

для физических лиц от 1000 до 3000 руб.;

для руководителя или главбуха - от 5000 до 10 000 руб.;

для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

Обработали персональные данные без согласия физлица

для физических лиц - от 3000 до 5000 руб.;

для руководителя или главбуха - от 10 000 до 20 000 руб.;

для юридических лиц - от 15 000 до 75 000 руб.

Не разместили в свободном доступе документы о политике по обработке персональных данных

для физических лиц - от 700 до 1500 руб.;

для директора или главбуха - от 3000 до 6000 руб.;

для индивидуальных предпринимателей - от 5000 до 10 000 руб.;

для юридических лиц - от 15 000 до 30 000 руб.

Не предоставили физлицу информацию, которая касается обработки его персональных данных

для физических лиц - от 1000 до 2000 руб.;

для директора, кадровика или бухгалтера - от 4000 до 6000 руб.;

для индивидуальных предпринимателей - 10 000 до 15 000 руб.;

для юридических лиц - от 20 000 до 40 000 руб.

Не уничтожили или не заблокировали персональные данные

для граждан - от 1000 до 2000 руб.;

для директора или главбуха - от 4000 до 10 000 руб.;

для юридических лиц - 25 000 до 45 000 руб.

Собрали персональные данные работников только на бумаге и не вели никакой автоматизированной обработки, нет специальных программ для обработки

для физических лиц - от 700 до 2000 руб.;

для руководителя или главбуха - от 4000 до 10 000 руб.;

для индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 20 000 руб.;

для юридических лиц - от 25 000 до 50 000 руб.

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в статью 13.11 КоАП РФ, в соответствии с которыми были значительно повышены штрафы за нарушение законодательства в области персональных данных (ПД).

Делая покупки в интернет-магазинах, покупатели оставляют некоторые сведения о себе - ФИО, адрес доставки и другие контактные данные. Поэтому владельцам интернет-магазинов следует внимательно изучить данный вопрос и обеспечить исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при осуществлении торговли в сети интернет.

Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес.

Что относится к персональным данным физического лица, который является посетителем интернет-магазина

Персональные данные - это любая информация, которая прямо или косвенно относится к конкретному физическому лицу либо позволяет идентифицировать его (п. 1 ст. 3 Закона «О персональных данных» № 152-ФЗ).

В контексте организации работы интернет-магазина к персональным данным, в принципе, могут быть отнесены даже файлы Cookie – применяемые, в частности, для персонификации товарных предложений конкретным пользователям. Есть судебные прецеденты, подтверждающие отнесение таких файлов к персональным данным - например, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2016 года по делу № А40-14902/2016-84-126 11.

Персональные данные могут быть:

  • обработаны;
  • распространены;
  • изменены;
  • предоставлены тем или иным лицам (раскрыты);
  • удалены.

Указанные действия совершает оператор персональных данных. Им может быть любое физлицо, организация либо государственный или муниципальный орган власти. В том числе, безусловно, и интернет-магазин - учрежденный физлицом (ИП) либо принадлежащий юридическому лицу.

Поэтому, становясь оператором персональных данных, интернет-магазин обязан соблюдать нормы Закона № 152-ФЗ. Но в каких случаях он приобретает такой статус?

Чтобы приобрести статус оператора персональных данных, хозяйствующему субъекту достаточно совершить любую процедуру, которая характеризует их обработку, в частности:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • уточнение;
  • применение;
  • распространение.

То есть, осуществив хотя бы первую процедуру - сбор данных (на практике - получение от клиента через онлайн-форму) интернет-магазин становится оператором, и у него возникают обязательства по исполнению норм Закона № 152-ФЗ.

Отдельный сегмент правоотношений, в которых требуется соблюдение законодательства о персональных данных - взаимодействие интернет-магазина как работодателя и его наемных сотрудников (работающих как удаленно, так и в офлайновых подразделениях интернет-магазина). Однако, такие правоотношения, в целом, осуществляются в юрисдикции тех правовых норм, которые актуальны для взаимодействия работодателей и работников (удаленного или офлайнового) вне зависимости от вида осуществляемой ими деятельности.

В свою очередь, обмен данными именно между интернет-магазином и его клиентами образует отдельный и, фактически, уникальный - в части применения норм Закона № 152-ФЗ, сегмент правоотношений, в котором у хозяйствующего субъекта образуется широкий спектр прав и обязанностей в соответствии с законодательством.

Рассмотрим подробнее, какие именно обязательства должен выполнять интернет-магазин в связи с необходимостью исполнения норм Закона № 152-ФЗ.

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен - Онлайн-касса !
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Что нужно сделать интернет-магазину для соблюдения требований Федерального закона № 152-ФЗ

Главная обязанность любого оператора персональных данных (и интернет-магазин - не исключение) заключается в соблюдении порядка их обработки. Главное условие данного порядка - получение от субъекта персональных данных (то есть, покупателя) согласия на такую обработку.

Такое согласие может быть получено в любом достоверном виде (п. 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Но в предусмотренных законом случаях требуется такое согласие в письменном виде - то есть, на бумаге или с применением электронного документа, который заверен электронной подписью (п. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Покупка товаров в интернет-магазине прямо не отнесена законом к тем операциям, которые требуют письменного согласия субъекта персональных данных . Поэтому, получение такого согласия возможно, в принципе, в любом виде - который, однако, должен позволять однозначно удостоверить факт одобрения физлицом передачи персональных данных оператору.

Следующая обязанность оператора персональных данных - выполнение действий, направленных на реализацию законных прав субъектов персональных данных. В частности, речь идет о праве:

  • на подтверждение факта получения ПД интернет-магазином и начала их обработки;
  • на получение сведений о целях и способах обработки ПД;
  • на ознакомление с лицами (исключая лиц, которые работают в штате оператора), которые участвуют в обработке ПД).

К числу иных важнейших обязанностей операторов персональных данных правомерно отнести соблюдение конфиденциальности данных. Если клиент интернет-магазина не дал согласия на распространение своих данных другим лицам, то хозяйствующий субъект не вправе этого делать - как и иным образом раскрывать персональные данные (ст. 7 Закона № 152-ФЗ). При этом, даже если согласие получено, то за действия третьих лиц, которые получили персональные данные клиента интернет-магазина, ответственность несет сам интернет-магазин (п. 5 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Важный нюанс, характеризующий обработку персональных данных - обязанность оператора размещать данные на серверах, расположенных в России - если законом не определено иного (п. 5 ст. 18 Закона № 152-ФЗ). Российские интернет-магазины не попадают под исключения, и потому должны выполнять указанную норму закона.

Отдельный вопрос - необходимость оператора персональных данных подавать уведомление о том, что осуществляется их обработка, в Роскомнадзор - в соответствии с предписанием п. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ. В общем случае такое уведомление подавать требуется. Но положениями п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ предусмотрен широкий спектр исключений из указанного правила.

В частности, подп. 2 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ предусматривает, что уведомление вправе не подавать операторы при исполнении договора, заключенного с субъектом персональных данных и при условии неосуществления передачи персональных данных третьим лицам без согласия субъекта. Под такие критерии вполне попадает договор купли-продажи, заключаемым между магазином и покупателем. Поэтому, интернет-магазину в общем случае не нужно - при взаимодействии с заказчиками, подавать уведомления, о которых идет речь (но возможны и исключения из этого правила - далее в статье мы рассмотрим их).

Итак, основные обязанности оператора персональных данных сводятся:

  • к получению согласия на их обработку;
  • к обеспечению конфиденциальности ПД;
  • к выполнению прочих требований законодательства (о размещении ПД на территории России, о выполнении запросов субъектов ПД, касающихся того, каким образом они используются).

Изучим подробнее, каким образом указанные обязанности могут быть технически выполнены интернет-магазином.

Онлайн-кассы для всех видов бизнеса! Доставка по всей России.

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Как получить согласие на обработку персональных данных через интернет

Итак, поскольку в отношении деятельности интернет-магазинов законом не установлено требований по письменному получению согласия на обработку персональных данных, такое согласие может быть получено любым достоверным способом. Но каким именно?

Варианты здесь возможны следующие:

  1. Когда интернет-магазин запрашивает персональные данные через форму заказа.

В этом случае согласие на обработку данных может быть получено посредством задания условия, при котором отправка данных по заказу через форму возможна только при условии проставления галочки (или иного элемента формы, выполняющего аналогичную функцию) напротив строки, в которой написана формулировка наподобие «Даю согласие на обработку персональных данных, передаваемых оператору посредством настоящей формы».

В Согласии, как правило, отражаются:

  • цель предоставления документа оператору (в случае с интернет магазином - для доставки товара и иных целей, определенных процедурой купли-продажи);
  • перечень передаваемых оператору ПД;
  • сроки и порядок хранения ПД;
  • порядок передачи ПД тем или иным сторонним лицам (например, службе доставки товаров).

При этом, рядом с галочкой и ссылкой на Согласие следует прикрепить ссылку на особый документ, подробно разъясняющий порядок обработки интернет-магазином персональных данных в соответствии с Законом № 152-ФЗ - Политику конфиденциальности. Ее можно оформить как приложение к форме заказа. В описании ссылки должна присутствовать формулировка, которая может звучать как «С приложением к настоящей форме, в котором отражен порядок обработки персональных данных в соответствии с законодательством, ознакомлен».

Политика конфиденциальности - документ, который должен быть обязательно опубликован в общем доступе. Кроме того, она может рассматриваться как часть локальной нормативной базы организации, которая учреждает интернет-магазин. Сотрудники хозяйствующего субъекта, таким образом, должны быть обязаны следовать утвержденной Политике.

В состав Политики обычно входят:

  • общие положения;
  • формулировки, отражающие цели сбора хозяйствующим субъектом ПД;
  • положения о юридических основаниях для сбора ПД;
  • классификация используемых ПД, порядок и условия работы с ними;
  • порядок обеспечения реализации субъектами ПД прав, установленных законом.

В Политике можно отразить:

  • то, каким образом интернет-магазин обеспечивает права пользователей по запросу сведений об обработке ПД;
  • то, каким образом организуется хранение данных (в данном случае могут быть приведены сведения, позволяющие установить факт размещения серверов с ПД покупателей в России).
  1. Когда интернет-магазин запрашивает персональные данные через форму рекламной рассылки (подписки на тематические материалы с сайта - например, буклеты со скидками, промокодами).

Сбор персональных данных здесь возможно осуществить по аналогичной схеме - с применением галочки напротив пункта «Согласен», файлом Согласия и ссылкой на Политику конфиденциальности с формулировкой, отражающей факт прочтения Политики покупателем интернет-магазина.

В среде IT-специалистов и экспертов в области законодательства о персональных данных распространена точка зрения, по которой получение согласия человека на обработку персональных данных следует осуществлять в режиме, предполагающем установление «повышенной достоверности» его волеизъявления. Общераспространенная схема с применением галочки с Согласием и ссылки на Политику конфиденциальности рассматривается такими экспертами с критических позиций - и, надо сказать, небезосновательно, поскольку, по мнению экспертов:

  • галочка может быть проставлена случайно;
  • онлайн-форма может загрузиться с ошибкой - как вариант, без ссылки на Политику конфиденциальности, с отсутствием галочки или сопровождающих ее формулировок;
  • случайно или намеренно пользователь может вписать в форму чужие персональные данные.

С учетом данных нюансов предлагается дополнить рассматриваемую систему - с сохранением ее основных элементов в виде галочки, Согласия и ссылки на Политику конфиденциальности, механизмом вторичного получения согласия. Вариантами организации такого механизма в случае с интернет-магазином могут быть:

  1. Обязательная регистрация пользователя перед оформлением покупки.

Такая регистрация предполагает заполнение, фактически, той же формы с галочкой, Согласием и ссылкой на Политику конфиденциальности, при последующей отправке интернет-магазином на указанный пользователем e-mail письма с подтверждением регистрации (и одновременно для удостоверения факта предоставления согласия на обработку персональных данных и ознакомления с Политикой конфиденциальности).

В форме при этом предполагается указание логина и пароля, которые пользователь будет задействовать для последующего входа в свой аккаунт на сайте интернет-магазина.

Если пользователь не подтвердит регистрацию письмом, то согласие на обработку персональных данных не будет считаться полученным (но, вместе с тем, будет считаться, что пользователю предложено ознакомиться с Политикой конфиденциальности).

Рассматриваемый способ получения согласия на обработку данных с «повышенной достоверностью» может быть задействован магазином и в маркетинговых целях. Через персональный аккаунт покупателя его можно информировать о различных скидках и акциях, обмениваться с ним сообщениями и решать иные задачи, характерные для взаимодействия продавца и покупателя.

  1. Подтверждение совершения отдельного заказа по e-mail (без обязательной регистрации аккаунта на сайте интернет-магазина).

Алгоритм такого подтверждения, в принципе, будет схож с тем, что характеризует процедуру регистрации аккаунта покупателя, за исключением применения логина и пароля пользователя. В данном случае подтверждение будет производиться, фактически, с единственной целью - получения согласия на обработку персональных данных и удостоверения факта ознакомления человека с предложением о прочтении Политики конфиденциальности.

Следующая масштабная задача интернет-магазина - обеспечение конфиденциальности персональных данных на практике.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Как интернет-магазину обеспечить конфиденциальность ПД

В соответствии с п. 1 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ оператор персональных данных должен принимать меры, достаточные для исполнения обязанностей, предусмотренных законом. При этом, оператор определяет перечень соответствующих мер самостоятельно - если законом не предусмотрено иного.

Очевидно, что речь идет, прежде всего, о мерах, которые призваны обеспечивать конфиденциальность персональных данных - то есть:

  • недопущение доступа к ним лиц, не имеющих разрешения к прочтению соответствующих ПД;
  • недопущение несанкционированного использования, видоизменения, распространения ПД;
  • обеспечение необходимой защиты ПД от различных кибер-угроз, видоизменения, распространения и совершения иных несанкционированных операций с ПД в силу технических сбоев.

Законом предлагаются следующие меры, направленные на решение указанных задач:

  1. Назначение оператором, имеющим статус юридического лица, ответственного работника - который организует обработку ПД на предприятии.
  1. Разработка оператором локальных нормативных актов, регулирующих порядок обработки ПД в соответствии с требованиями законодательства.
  1. Применение технических средств для обеспечения защиты ПД.
  1. Проведение внутреннего контроля процедур в рамках обработки ПД.
  1. Проведение оценки вреда, который может быть нанесен субъектам ПД вследствие нарушений законодательства об обработке персональных данных и устранение последствий таких нарушений.
  1. Проведение необходимой работы с сотрудниками на предмет повышения уровня их знаний в области защиты ПД.

По принципу правовой аналогии все указанные нормы применимы и в отношении индивидуальных предпринимателей, ведущих продажу онлайн. В том числе - если ИП работает самостоятельно, без привлечения работников. В потенциале у него, так или иначе, может появиться штат сотрудников, и к тому моменту у него должны быть действующие локальные нормативы, регулирующие порядок организации обработки персональных данных.

Следует знать, что в соответствии с п. 4 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ те документы, которые интернет-магазин должен издать в рамках исполнения указанных выше предписаний и рекомендаций, могут быть запрошены Роскомнадзором при проведении проверки хозяйствующего субъекта.

Так или иначе, меры, направленные на обеспечение оператором персональных данных исполнения требований закона (прежде всего, в части обеспечения конфиденциальности персональных данных) можно разделить на 2 группы:

  • организационные (по сути, и в основе своей правовые);
  • технические.

Организационные (правовые) меры касаются, главным образом, документальной регламентации применения указанных механизмов взаимодействия интернет-магазина (в лице владельца или его работников) с покупателем.

Отметим, что при реализации организационных и правовых мер предполагается разработка

договора купли-продажи (оферты) между магазином и покупателем, на основании которого согласие на обработку персональных данных оформляется в виде, отличном от письменного - с применением галочки в форме заказа и ссылки на Политику конфиденциальности.

Технические меры могут быть представлены в самом широком спектре - рассмотрим их подробнее.

Техническое сопровождение оборудования. Решим любые проблемы!

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

В чем заключается техническая сторона обеспечения конфиденциальности ПД

Основной источник правовых норм, которым нужно следовать при решении технических задач по обеспечению конфиденциальности персональных данных - положения ст. 19 Закона № 152-ФЗ.

В ней сказано, в частности, что обеспечение безопасности персональных данных может быть осуществлено за счет:

  1. Установления угроз безопасности данных в рамках их обработки с использованием информационных систем .

На практике, реализация такой меры подразумевает применение различных антивирусных и дополняющих их решений - которые предполагается внедрить в систему управления сайтом. Такие решения призваны вовремя обнаруживать попытки автоматического или осуществляемого хакерами вручную несанкционированного доступа к персональным данным, собираемым с помощью форм заказов на сайте или хранящимся на серверах, которые администрируются интернет-магазином.

  1. Применением технических средств для повышения уровня защищенности персональных данных .

Речь идет, прежде всего, о различных инструментах шифрования данных - так, чтобы при получении доступа к ним они были представлены в виде, при котором их прочтение без последующей дешифровки невозможно при условии, что сама дешифровка должна санкционироваться интернет-магазином.

  1. Применением технических средств для восстановления удаленных, поврежденных или несанкционированным образом видоизмененных персональных данных .

Здесь речь может идти о решениях, которые применяются в целях:

  • дублирования персональных данных на случай их удаления с исходного носителя (повреждения либо видоизменения);
  • собственно, восстановления удаленных (поврежденных либо видоизмененных) данных с имеющихся носителей.
  1. Применением технических средств, позволяющих разграничить доступ (определить уровни доступа) к персональным данным в зависимости от статуса лица, которое имеет полномочия на обработку персональных данных .

Так, например, менеджер интернет-магазина может иметь доступ лишь к контактным данным покупателя (для того, чтобы связаться с ним в случае возникновения тех или иных вопросов), а менеджер по доставке - еще и к адресу. Либо - у первого могут быть полномочия лишь на прочтение контактов, а у второго - и на их изменение.

  1. Применением систем контроля над лицами, производящими обработку персональных данных .

Действительно, одних лишь локальных регламентов для обеспечения конфиденциальности персональных данных мало - нужен механизм контроля их исполнения. Решения здесь могут задействоваться самые разные - от выборочного мониторинга действий конкретных работников интернет-магазина до внедрения инструментов сплошного анализа трафика на предмет несанкционированной передачи персональных данных.

То, насколько защищенной должна быть информационная система для обработки персональных данных, определяется исходя из потенциального вреда, который может быть нанесен системе в силу влияния типичных для нее угроз. Перечни таких угроз и требования к защищенности системы, соответствующие степени угроз, определены в Постановлении Правительства России от 01.11.2012 № 1119.

Рассмотрим их подробнее.

Насколько защищенным должен быть интернет-магазин для безопасной обработки ПД

Владельцу интернет-магазина для того, чтобы определить, какие конкретно меры нужны для обеспечения необходимого уровня защиты персональных данных, следует воспользоваться таблицей по Приложению к Составу и содержанию организационных и технических мер, который утвержден приказом № 21.

Отметим, что данный перечень касается, прежде всего, все тех же кадровых нюансов организации работы интернет-магазина. Но даже если его владелец - ИП, работающий без штата работников, то ему, в частности, для обеспечения защиты персональных данных покупателей хотя бы на 1 уровне, придется:

  • применять средства идентификации и аутентификации пользователей;
  • управлять учетными записями пользователей;
  • контролировать доступ к серверу, на котором располагаются ПД;
  • использовать антивирус;
  • выявлять инциденты, связанные с несанкционированным доступом к ПД.

Безусловно, значительную часть такой работы ИП (и юрлицу, конечно, тоже) имеет смысл делегировать стороннему партнеру - например, владельцу хостинга, на котором размещен сайт интернет-магазина. Но передача таких полномочий должна быть правильно закреплена юридически - с применением детально проработанных соглашений, которые грамотно разграничивают ответственность интернет-магазина и его партнера, обеспечивающего защиту персональных данных покупателей в соответствии с законодательством.

На практике многие из современных CMS-систем управления сайтами имеют необходимый функционал для обеспечения соответствия работы интернет-магазина указанным выше требованиям, касающимся установления уровней безопасности обработки персональных данных.

Но, безусловно, во многих случаях требуется их доработка и дополнение. Как правило, крупнейшие поставщики решений для управления сайтами и хостинговых услуг стараются предлагать своим клиентам продукты, максимально соответствующие по характеристикам тем требованиям, что установлены законом № 152 и ведомственными стандартами. Тем не менее, при выборе определенной CMS-системы всегда полезно запрашивать дополнительные консультации специалистов по поводу ее соответствия нормам законодательства о защите персональных данных.

Таковы основные нюансы, характеризующие выполнение интернет-магазином предписаний Закона № 152-ФЗ и сопутствующих ему правовых актов в части взаимодействия с покупателями товаров. Однако, такое взаимодействие может осуществлять и в иных правовых контекстах. В частности - отражающих расчеты между магазином и покупателем с применением инновационного типа ККТ

Как мы уже отметили в начале статьи, по Закону № 152-ФЗ к персональным данным относятся любые сведения, которые могут прямо или косвенно относиться к определенному человеку (или идентифицировать человека). Очевидно, что e-mail или телефон могут быть, как минимум, косвенными идентификаторами.

Что касается e-mail, то он может принимать вид наподобие [email protected], и при утечке такого электронного адреса из баз данных интернет-магазина сторонние лица могут без труда понять, что покупки в магазине совершал Степан Петров, родившийся в 1976 году в Москве и обучающийся в Массачусетском университете.

С телефоном сложнее - но и его при желании можно посчитать за косвенный идентификатор. Например, лицо, несанкционированно получившее номер от интернет-магазина, может позвонить по нему и, представившись человеком из курьерской службы, попросить абонента уточнить ФИО и адрес доставки - но на самом деле для оформления навязчивой рекламной рассылки.

Таким образом, несмотря на то, что по Закону № 54-ФЗ, регулирующему применение онлайн-касс , покупатели интернет-магазинов оставляют свои контакты для получения чеков добровольно, речь идет о передаче продавцу персональных данных.

Означает ли это, что в отношении операций с такими данными будут действовать те же требования, что характеризуют обработку прочих персональных данных?

Отметим, что часть таких требований сохраняет актуальность. Например, интернет-магазин, проводящий оплату через онлайн-кассу , обязан:

  • гарантировать покупателям права на получение сведений об обработке ПД;
  • обеспечить конфиденциальность данных;
  • соблюсти прочие требования Закона № 152-ФЗ (в частности, о размещении ПД на российских серверах).

Самое примечательное - в число таких требований не будет входить получение согласия на обработку персональных данных.

Дело в том, что в п. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ перечислен ряд исключений из правила о необходимости получения согласия. К таким исключениям относится обработка данных в рамках исполнения оператором функций и обязанностей, которые возложены на него законодательством. К таким функциям и обязанностям интернет-магазина правомерно отнести предписания Закона № 54-ФЗ - о формировании кассовых чеков при расчетах с покупателями.

Таким образом, согласие на получение e-mail и телефона - как разновидностей персональных данных, интернет-магазин запрашивать у покупателя не обязан.

Конечно, нет никаких правовых препятствий, чтобы запрашивать у покупателей согласие на обработку персональных данных, представленных e-mail и телефоном, одновременно с запросом согласия на обработку прочих персональных данных. То есть, в Согласии - которое скачивается при подтверждении формы заказа, и в сопутствующей ему Политике персональных данных, можно отразить, что часть данных - e-mail и телефон покупателя, будет использоваться интернет-магазином в целях исполнения положений Закона № 54-ФЗ. То есть - для отправки электронных кассовых чеков покупателю.

Но эта процедура, строго говоря, необязательна с точки зрения законодательства - хотя и несложна совершенно.

При этом, продавцу следует иметь в виду, что получение персональных данных в целях выполнения норм Закона № 54-ФЗ не попадает под исключения, прописанные в п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ - те, что относятся к обязательству по информированию Роскомнадзора о получении персональных данных. То есть - при приеме оплаты онлайн такое уведомление потребуется подать . Ведомство, получив от интернет-магазина уведомление, вносит его в реестр операторов персональных данных.

В уведомлении должны быть указаны:

  1. Наименование документа - «Уведомление об обработке персональных данных».
  1. Наименование оператора, его юридический адрес.
  1. Правовые обоснования, цели обработки данных.
  1. Типы обрабатываемых данных.
  1. Категории лиц, которые становятся субъектами персональных данных.
  1. Способы обработки данных.
  1. Меры обеспечения безопасности обработки данных.
  1. Сведения о расположении серверов, на которых хранятся персональные данные.
  1. Сроки начала обработки данных.
  1. Условия прекращения обработки данных.

Указывается ФИО и должность составителя уведомления. Он проставляет дату составления документа, подписывает его.

Таким образом, закон накладывает на владельцев интернет-магазинов внушительный объем обязательств. И санкции за их невыполнение - достаточно серьезные. Изучим их.

Ответственность и новые штрафы

За нарушение требований законодательства по данному вопросу предусмотрены следующие санкции:

  1. Административные штрафы .

Основной их перечень определен в ст. 13.11 КоАП РФ. Но некоторые прописаны в корреспондирующих статьях Кодекса.

К числу типичных штрафов можно отнести:

  • за обработку ПД без согласия их владельца - до 20 тыс. рублей на должностных лиц и ИП, до 75 тыс. рублей - на юридических лиц (ст. 13.11 КоАП РФ);
  • за отказ в предоставлении физлицу информации, с которой он вправе ознакомиться по закону - до 10 тыс. рублей на должностных лиц и ИП (ст. 5.39 КоАП РФ);
  • за неправомерную (не предусмотренную обозначенными целями) обработку ПД - до 10 тыс. рублей на должностных лиц и ИП, до 50 тыс. рублей на юридических лиц (ст. 13.11 КоАП РФ);
  • за отсутствие опубликованной Политики конфиденциальности - до 6 тыс. рублей на должностных лиц, на ИП - до 10 тыс. рублей, на юрлиц - до 30 тыс. рублей (ст. 13.11 КоАП РФ);
  • за отказ в ознакомлении физлица со сведениями об обработке его ПД - до 6 тыс. рублей на должностных лиц, до 15 тыс. рублей - на ИП, до 40 тыс. рублей - на юрлиц (ст. 13.11 КоАП РФ).
  1. Уголовная ответственность .

В соответствии со ст. 137 УК РФ незаконный сбор персональных данных, составляющих личную тайну гражданина, может привести к штрафу до 200 тыс. рублей либо назначению исправительных работ, дисквалификации, лишению свободы на срок до 2 лет.

  1. Определяемая в порядке гражданского судопроизводства .

Здесь речь может идти о самых разных санкциях, но к числу типичных можно отнести:

  • обязательство по возмещению убытков, причиненных субъекту ПД вследствие нарушения оператором положений Закона № 152-ФЗ;
  • обязательство по компенсацию морального ущерба субъекта ПД.

Так или иначе, с наибольшей вероятностью при нарушении интернет-магазином норм Закона № 152-ФЗ в отношении него будут применены административные санкции. При этом, следует иметь в виду, что самые строгие из них - в частности, штраф за неосуществление получения согласия на обработку данных (до 75 тыс. рублей) применяются при нарушении требований о письменном получении согласия на обработку персональных данных. Если допустимо получение согласия в любом достоверном виде, то при неосуществлении получения такого согласия применяется санкция в виде штрафа за неправомерную обработку данных (до 50 тыс. рублей).

Есть вероятность применения ряда дополнительных административных санкций к оператору. Например:

  • в виде штрафа за несоблюдение требований по защите данных - до 2 тыс. рублей на должностных лиц и ИП, до 15 тыс. рублей - на юрлиц (ст. 13.12 КоАП РФ);
  • в виде штрафа за непредоставление уведомления в Роскомнадзор - до 500 рублей на должностных лиц и ИП, до 5 000 рублей - на юрлиц (ст. 19.7 КоАП РФ).

Теоретически возможна блокировка сайта интернет-магазина - по решению суда. Например - если он допустит неправомерное публикование персональных данных покупателей без их согласия в отзывах о покупках.

В зависимости от конкретного нарушения и сферы правоотношений, в котором нарушение допущено, в отношении оператора персональных данных могут быть, таким образом, инициированы разные санкции.

С 1 июля 2017 года существенно ужесточена ответственность за нарушения при взаимодействии с персональными данными физических лиц. Это следует из положений Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ). Изменения затронут всех без исключения работодателей, которые связаны с обработкой персональных данных сотрудников и подрядчиков-физических лиц. Более того, можно сказать, что поправки касаются практически всего бизнес-сообщества, взаимодействующего в персональными данными физических лиц (например, владельцев сайтов, которые собирают персональные данные посетителей). Как подготовится к изменениям? Увеличатся ли штрафы? Кто будет выявляться нарушения в обработке персональных данных? Давайте разбираться.

Персональные данные: особая информация

Персональные данные работников – это любая информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

У работодателя (организации или ИП) персональные данные работников, чаще всего, обобщаются в их личных карточках и личных делах. При этом почти каждый менеджер отела кадров или HR-специалист знает, что персональные данные допускается получать только лично от работников. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то российское законодательство обязывает уведомить об этом работника и получить от него письменное согласие (пункт 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Работодатели не вправе получать и обрабатывать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности человека. То есть, собирать сведения, допустим, о вероисповедании сотрудников – нельзя. Ведь такая информация представляет из себя личную или семейную тайну и никак не может быть связана с выполнением трудовых обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Получив персональные данные, работодатель в силу требований законодательства обязан их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия работника (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Под персональными данными можно понимать любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Как работодатель обязан защищать персональные данные

В целях защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать? Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. При этом порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных должен быть закреплен в локальном акте организации, допустим в Положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Также у работодателя должен быть официально назначен работник, который отвечает за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Им может быть, например, работник отдела кадров, которые взаимодействует с личными делами, получает согласия работников на обработку, ведет карточки сотрудников и т.д.

Проверки работодателя по вопросам обработки им персональных данных проводят подразделения Роскомнадзора. Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 утвержден Административный регламент исполнения Роскомнадзором функций по осуществлению государственного контроля (надзора).

Какая ответственность применяется к работодателям

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ). Разберем каждую из этих видов ответственности.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности за нарушения при работе с персональными данными можно привлечь к ответственности работников, которые в силу трудовых отношений обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). То есть, привлечь к ответственности можно, к примеру, менеджера отдела кадров, которому поручена соответствующая работа. За дисциплинарный проступок сбора, обработки и хранения персональных данных работодатель может наказать своего работника, применив к нему одно из следующих взысканий (ч.1 ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Предположим, что ответственный работник отдела кадров допустил грубое нарушение – распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет. Работники, узнав об этом, подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому». В такой ситуации работодатель имеет возможность возложить на виновного сотрудника отдела кадров ограниченную материальную ответственность в пределах его среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Взыскание причиненного ущерба можно осуществить по распоряжению руководителя не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. Если месячный срок истек, то взыскать ущерб придется через суд. Такой порядок предусмотрен в статье 248 Трудового кодекса РФ.

Читайте также Кто должен проводить инструктаж по ГО и ЧС

При полной материальной ответственности сотрудник должен будет полностью возместить организации всю сумму ущерба, возникшего в связи с нарушениями в сфере персональных данных (ст. 242 и 243 ТК РФ). Однако, как правило, на работников, ответственных за обработку персональных данных полную материальную ответственность не возлагают.

Дисциплинарную и материальную ответственность работодатель (к примеру, коммерческая организация) применяет исключительно по своему усмотрению. Государственные контролирующие органы (в том числе., Роскомнадзор) в этом процессе участия не принимают.

Административная ответственность

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных работодателя и должностных лиц контролирующие органы могут привлечь к административной ответственности в виде штрафов, которые могут составлять:

  • для должностных лиц (например, генерального директора, главного бухгалтера, кадровика или индивидуального предпринимателя): от 500 до 1000 рублей;
  • для организации: от 5000 до 10 000 рублей.

Отдельный (самостоятельный) штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 рублей. Такие меры ответственности описаны в статьях 13.11 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность для директора, главного бухгалтера или начальника отдела кадров компании или другого лица, ответственного за работу с персональными данными, может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

За такие нарушения в части обращения с персональными данными допускаются следующие меры уголовной ответственности:

  • штраф до 200 000 рублей (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются жестче:

  • штрафом от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (статья 137 Уголовного кодекса РФ).

Что изменится с 1 июля 2017 года

Федеральный закон от 07.02. 2017 № 13-ФЗ расширил перечень оснований для привлечения работодателя к административной ответственности в области защиты персональных данных, а также увеличил размеры административных штрафов. Этот закон вступает в силу с 1 июля 2017 года. Сразу скажем, что административная ответственность в сфере персональных данных существенно ужесточена. При этом важно следующее: вместо единственного вида административной ответственности, описанного в статье 13.11 КоАП РФ, появится семь. Таким образом, за различные нарушения работодателей в сфере персональных данных можно будет применять разные штрафы. Если нарушение по разным составам выявят несколько, то, соответственно, количество штрафов может увеличиваться. Поясним новые составы правонарушений более детально.

Нарушение 1: обработка персональных данных в «иных» целях

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных – самостоятельные виды административного нарушения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ). Приведем пример: организация-работодатель собирает персональные данные работников и передает эти данные сторонним компаниям в рекламных целях (передаются ФИО, телефоны, регионы проживания, уровень дохода). Потом рекламные фирмы начинают рассылать работникам на телефон, e-mail и домашние адреса различный спам и рекламные предложения. Если в таких действиях работодателя не будет выявлено уголовного состава преступления, то можно будет применить административную ответственность. С 1 июля 2017 года административное наказание может быть следующим:

  • или предупреждение;
  • или штрафы.

Нарушение 2: обработка персональных данных без согласия

Обработка персональных данных работодателем, по общему правилу, возможна только с письменного согласия работников. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  • ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;
  • наименование или ФИО и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись работника.

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных без согласия работника в письменной форме, либо если письменное согласие не содержит обозначенных выше сведений – это самостоятельное административное нарушение, предусмотренное в части 2 статьи 13.11 КоАП РФ. За него возможны штрафные санкции:

Нарушение 3: доступ к политике по обработке персональных данных

Оператор персональных данных (например, работодатель или интернет-сайт) обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных в Интернете (например, через сайт), обязан опубликовать в Интернете документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

С выполнением этой обязанности на практике сталкиваются многие пользователи сети Интернет. Так, например, когда вы оставляете какую-либо заявку на сайтах и указываете свои ФИО и e-mail, то можете обратить внимание на ссылку на подобные документы: «Политика обработки персональных данных», «Положение об обработке персональных данных» и т.п. Однако стоит признать, что некоторые сайты этим пренебрегают и никакой ссылки не приводят. И получается, что человек оставляет заявку на сайте, не знает, в каких целях сайт собирает персональные данные.

Некоторые работодатели также на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить форму «О себе». В таких случаях интернет-сайт также должен обеспечить доступ к «Политике обработке персональных данных».

С 1 июля 2017 года в части 3 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения – невыполнение оператором обязанности по публикации или предоставлению неограниченного доступа к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениями по их защите. Ответственность по этой статье может выглядеть как предупреждение или административные штрафы:

Нарушение 4: сокрытие информации

Субъект персональных данных (то есть, физическое лицо, кому принадлежат эти данные) имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей (ч. 7 ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  1. подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  2. правовые основания и цели обработки персональных данных;
  3. цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
  4. наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  5. обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  6. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  7. порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  8. информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  9. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  10. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом или другими федеральными законами.

С 01.07.2017 г. действуют изменения в ст. 13.11 КоАП РФ об административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных физлиц. Поскольку поправки касаются всех, кто использует персональные данные, рассмотрим эти новшества в нашей статье.

Обработка персональных данных – 2017

Персональные данные – это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к конкретному физлицу (имя, адрес проживания, дата рождения, паспортные данные, номер телефона, фото, адрес электронной почты, и т.д.). Организация, госорган или физлицо, собирающее и обрабатывающее персональные данные, именуется оператором (Закон о персональных данных от 27.07.2006 № 152-ФЗ). К таковым относятся работодатели, а также все, кто получает личные данные от граждан – медучреждения, учебные заведения, интернет-магазины и т.д.

Для работодателя такие данные необходимы в связи с трудовыми отношениями. Получить их можно только лично от самого работника, а от третьих лиц - с его письменного согласия. Физлицо дает письменное согласие на обработку персональных данных. Бланк законодательством не утвержден, составить его можно самостоятельно, с учетом требований п. 4 ст. 9 закона № 152-ФЗ(п. 3 ч. 1 ст. 86 ТК РФ, п. 1 ст. 9 закона 152-ФЗ).

Согласие на обработку персональных данных (образец)

Недопустимо собирать и обрабатывать персональные данные работника, не относящиеся к его трудовой деятельности, например, об участии в общественных объединениях, вероисповедании, личной жизни и т.п. Это же касается и прочих операторов, которые запрашивают данные, не имеющие отношения к цели их обработки (например, указание паспортных данных в анкете об оценке работы сайта). Полученные данные не должны раскрываться третьим лицам или распространяться без согласия физлица (ст. 7 закона № 152-ФЗ).

Оператор обязан обеспечить данным надлежащую защиту, для чего закрепляет порядок их получения, обработки и хранения в Положении о персональных данных или ином внутреннем нормативном акте. В документе определяются необходимые меры, а также назначается ответственный за обработку. Доступ к таким данным должен разрешаться только уполномоченным на то лицам, причем они вправе получать только сведения, необходимые для осуществления конкретных функций (ст. 88 ТК РФ, ст. 18.1 закона № 152-ФЗ).

Положение о персональных данных либо иной документ о политике их обработки, находятся в открытом доступе и предъявляются по запросам уполномоченных органов - это касается и работодателей, и прочих операторов (ч. 2 и 4 ст. 18.1 закона № 152-ФЗ).

Персональные данные – 2017: новое в административной ответственности

Законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ была принята новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ. Если ранее статья содержала один единственный состав – нарушение ФЗ о персональных данных, теперь это целый перечень из семи оснований административной ответственности и, соответственно, разные штрафы. Вероятно, что при обнаружении нескольких нарушений у одного оператора, ему грозит несколько штрафов, а не один.

Также претерпели изменения статьи 28.3 и 28.4 КоАП РФ, упростив процесс привлечения операторов к ответственности: с 01.07.2017 г. протоколы о нарушениях закона 152-ФЗ о персональных данных составляют сотрудники Роскомнадзора, а не прокурор, как раньше. Срок для привлечения к ответственности остался прежним – 3 месяца.

За что теперь штрафуют

Итак, вот по каким основаниям теперь могут привлекаться к административной ответственности предприниматели и организации, обрабатывающие персональные данные:

  • Данные обрабатываются в случаях, не предусмотренных ФЗ о персональных данных либо их обработка несовместима с целями сбора (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ) . Незаконное использование личных данных, если оно не влечет уголовной ответственности, грозит предупреждением, или штрафом: физлицам в 1000-3000 руб., должностным лицам – 5000-10 000 руб., организациям – 30 000-50 000 руб.
  • Обработка данных без письменного согласия, необходимого по закону (п. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Согласие на обработку должно содержать информацию, указанную в ч. 4 ст. 9 закона 152-ФЗ о персональных данных. Изменения 2017 г. предусматривают с 1 июля штраф за его отсутствие в следующем размере: для нарушителей физлиц – 3000-5000 руб., для должностных лиц – 10 000-20 000 руб., для организаций – 15 000-75 000 руб.
  • Отсутствие неограниченного доступа к политике оператора в области обработки персональных данных (п. 3 ст. 13.11 КоАП РФ). Обязанность обеспечения доступа установлена п. 2 ст. 18.1 закона 152-ФЗ о персональных данных. Невозможность ознакомиться с таким документом на бумаге либо на сайте, если данные собираются через интернет, обойдется операторам: в 700-1500 руб. - физлицам, 3000-6000 руб. – должностным лицам, 5000-10 000 руб. – ИП, 15 000-30 000 руб. – организациям, а в лучшем случае все обойдется предупреждением.
  • Непредоставление лицу информации, касающейся обработки его персональных данных (п. 4 ст. 13.11 КоАП РФ). Порядок запроса такой информации прописан в статье 14 закона 152-ФЗ. Изменения с 01.07.2017 следующие: за нарушение полагается предупреждение, либо штраф 1000-2000 руб. – физлицам, 4000-6000 руб. - должностным лицам, 10 000-15 000 руб. – ИП, 20000-40000 руб. – организациям.
  • Невыполнение в установленные сроки требования о блокировании, изменении или уничтожении персональных данных (п. 5 ст. 13.11 КоАП РФ) . Физлицо или его представитель могут заявить такие требования, если данные неполные, неточные, получены с нарушением закона, либо устарели, это установлено статьей 21 закона о персональных данных № 152-ФЗ. Нарушителей ждет предупреждение, или штраф: 1000-2000 руб. физлицам, 4000-10 000 руб. должностным лицам, 10 000-20 000 руб. – ИП, 25 000-45 000 руб. организациям.
  • Несоблюдение условий, обеспечивающих сохранность персональных данных при неавтоматизированной обработке (п. 6 ст. 13.11 КоАП РФ). Это касается «бумажных» данных, несанкционированный доступ к которым стал причиной их уничтожения, повреждения, незаконного распространения и т.п. Не обеспеченная защита персональных данных в 2017 г. влечет штраф 700-2000 руб. для граждан, 4000-10 000 руб. для должностных лиц, 10 000-20 000 руб. для ИП и 25 000-50 000 руб. для организаций.

Таковы изменения в защите персональных данных 2017 г., заработавшие с 1 июля. Как видим, составы правонарушений стали более конкретными, а штрафы для операторов заметно ужесточились.