Армия Узбекистана: описание, история и численность. Марш-бросок: почему армия Узбекистана взлетела в рейтинге военной мощи Воинская служба в Узбекистане: сколько служат в армии этой страны

Вооруженные силы Узбекистана возникли в конце 1991 года после распада СССР. Верховным главнокомандующим является президент Ислам Каримов. Руководство армией осуществляет Министерство обороны. В 2000 году в ходе реформирования вооруженных сил Республики Узбекистан на основе Генерального штаба был образован Объединенный штаб вооруженных сил – единый командный орган по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности страны.

Общая численность вооруженных сил Узбекистана – 68 тысяч, из которых 45 тысяч приходится на сухопутные войска . Также в состав вооружённых сил входят военно-воздушные силы и войска ПВО, специальные войска и Национальная гвардия.

Состав, цели и задачи

Вооруженные силы Узбекистана комплектуются по призыву и на добровольной основе. Призывной возраст – 18 лет. Срок службы – один год для имеющих среднее образование и девять месяцев для людей с высшим образованием. Целью объявлено создание профессиональной армии, формируемой добровольцами-контрактниками. В настоящее время число добровольцев, стремящихся служить в вооруженных силах, значительно превышает количество вакансий, так что контрактников отбирают на конкурсной основе. Это связано с высоким уровнем безработицы в Узбекистане, значительная часть населения которого уезжает в поисках работы в соседние страны.

Уязвимым местом остается низкий уровень зарплаты военнослужащих. У большинства он не превышает 100 долларов в месяц. Немалая часть офицеров, из числа этнических узбеков, в 90-е годы предпочла дослуживать в Российской армии, где зарплата значительно выше. При этом уровень образованности и боевой подготовки военнослужащих в Узбекистане считается наиболее высоким в Центральной Азии. Вооруженные силы страны в данном отношении превосходят ВС Казахстана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана. В армии Узбекистана распространены коррупция и хищение военного имущества. Командный состав, по данным узбекских источников, более чем на 90% составляют этнические узбеки.

Численность мужского населения страны в возрасте от 16 до 49 лет в 2010 году была 7.887.000 человек, из которых годными к военной службе считались 6.566.000. Ежегодно призывного возраста достигают 306,4 тысячи мужчин.

Военные расходы – 3,5 % ВВП. По соотношению обменных курсов валют это составляло в 2012 году 1,8 млрд. долларов, а по паритету покупательной способности – 3,6 млрд. долларов.

Военная доктрина Узбекистана, принятая в 1995-м году и подвергшаяся некоторым изменениям в 2000-м, провозглашает что «Республика Узбекистан:

— не применит свои вооруженные силы против другого государства, кроме случаев отражения нападения на Республику Узбекистан или другие государства, связанные с Узбекистаном соответствующими договорами о взаимной военной помощи;

— никому не угрожает и не считает своим противником ни одно государство мира и не имеет ни к одному из них ни территориальных, ни иных притязаний и готова со всеми странами строить отношения на основе международного права, взаимного учета интересов безопасности;

— придерживается безъядерных принципов: не размещать, не производить и не приобретать ядерного оружия ».

Особое внимание Военная доктрина Узбекистана уделяет безопасности Центрально-Азиатского региона. В ней подчеркивается следующее: «В настоящее время между многими странами этого региона по существу отсутствуют границы в их классическом понимании. В таких условиях возникший в любой из этих стран конфликт грозит охватить весь регион.

При негативном развитии военно-политической обстановки в мире, и прежде всего в Центрально-Азиатском регионе, перед Республикой Узбекистан может актуально встать вопрос об обеспечении собственной безопасности ».

В качестве потенциальных угроз Военная доктрина рассматривает:

«- высокий уровень концентрации вооруженных группировок в различных регионах мира;
— неослабевающую напряженность политической ситуации в мире;
— приверженность отдельных государств или блоков государств к проведению своей политики с позиции силы;
— стремление некоторых государств к наращиванию группировок вооруженных сил вблизи границ других государств;
— нестабильность политической обстановки в сопредельных странах и возможность ее эскалации;
— действия некоторых государств по усилению своего влияния на обстановку в странах Центрально-Азиатского региона;
— террористические акты, осуществляемые в регионе экстремистскими политическими организациями, незаконными воинскими формированиями, а также их деятельность, направленную на разжигание националистических настроений и религиозной нетерпимости».

Военная доктрина Узбекистана утверждает: «Главными военно-стратегическими задачами Республики Узбекистан являются:

в мирное время – поддержание обороноспособности государства на уровне необходимой достаточности, гарантирующей территориальную целостность республики, пресечение возможных провокаций и посягательств на ее суверенитет, обеспечение постоянной всесторонней готовности ее вооруженных сил для отражения агрессии как самостоятельно, так и во взаимодействии с вооруженными силами государств – участников Договора о коллективной безопасности;

в случае войны – гарантированное отражение агрессии, нанесение решительного поражения агрессору, как своими силами, так и совместно с военным потенциалом других государств, связанных с Республикой Узбекистан соответствующими договорами ».

При этом важнейшее значение в строительстве вооруженных сил придается поддержанию боевого потенциала группировок войск мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального (регионального) масштаба .

Относительно сотрудничества Военная доктрина предлагает укреплять отношения с Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом, Японией, Китаем, Содружеством Независимых Государств и НАТО. Узбекистан надеется приобрести по дешевке часть вооружения и боевой техники после эвакуации союзных войск из Афганистана.

15 мая 1992 года Узбекистан подписал Договор о коллективной безопасности, вступивший в силу в 1994 году, но в 1999-м отказался продлевать его на очередной пятилетний срок. Однако 16 августа 2006 года в Сочи было принято решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

14 июня 2009 года Узбекистан отказался подписать соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, 28 июня 2012-го Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства своей страны в ОДКБ, а 19 декабря 2012 года официально приостановил членство в ОДКБ. С этого момента Узбекистан является нейтральным государством.

В конце августа 2012-го был принят закон «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан», которым закреплена невозможность присоединения государства к каким-либо военно-политическим блокам. Кроме того, в стране запрещено размещать военные базы иностранных государств.

В настоящее время один узбекский военный наблюдатель имеется в миссии ОБСЕ в Косове, а на территории Узбекистана дислоцируются 163 германских военнослужащих и несколько самолетов С-160 для обеспечения операции НАТО в Афганистане.

Сухопутные войска

Узбекские сухопутные войска насчитывают до 45 тысяч человек. Состоят из одной танковой, 11 моторизированных, одной легкой горной, одной воздушно-десантной, трех воздушно-штурмовых и четырех инженерных бригад, а также шести артиллерийских и одной ракетной бригады. Они разделены на четыре особых военных округа и одно командование:
Юго-Западный – штаб в Карши;
Восточный – штаб в Фергане;
Центральный – штаб в Джизаке;
Северо-Западный – штаб в Нукусе;
Оперативное командование – Ташкент.

В каждом округе есть одна полностью укомплектованная бригада (мотострелковая, танковая или десантно-штурмовая). Остальные бригады укомплектованы не полностью.

Вся боевая техника советского производства. Наибольшая концентрация сухопутных войск – в районе Ташкента и Термеза. Четыре инженерные бригады насчитывают около пяти тысяч человек.

На вооружении сухопутных войск 70 танков Т-72, 100 Т-64, 170 Т-62, а также 13 БРДМ-2, шесть БРМ-1К, 120 БМД-1, девять БМД-2, 270 БМП-2, 50 БТР-Д, 24 БТР-60, 25 БТР-70, 210 БТР-80.

Артиллерия имеет 18 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика», 17 152-мм САУ 2С3 «Акация» и 2С5 «Гиацинт-С», 48 203-мм 2С7 «Пион». Буксируемая артиллерия представлена 60 122-мм гаубицами Д-30, 140 152-мм пушками 2А36 «Гиацинт-Б», пятью 120-мм минометами 2Б11, 19 120-мм минометами 2С12 «Сани» и 18 120-мм М-120.

Противотанковое вооружение представлено 36 100-мм противотанковыми пушками МТ-12 и неизвестным числом ПТ РК «Малютка» и «Фагот».

На вооружении стоят реактивные системы залпового огня: 36 БМ-21 «Град», 24 БМ-21 «Град-1», 48 БМ-27 «Ураган» и пять тактических ракетных комплексов «Точка».

В Узбекистане имеются следующие военные вузы :
— Академия вооруженных сил Республики Узбекистан;
— Ташкентское высшее общевойсковое командное училище (ТВОКУ);
— Ташкентское высшее военно-техническое училище МВД Республики Узбекистан;
— Специальный факультет Министерства обороны Республики Узбекистан;
— Высший военный таможенный институт;
— Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище;
— Джизакское высшее военное авиационное училище;
— Чирчикское высшее военное танковое командное инженерное училище.

Войска ВВС и ПВО

Военно-воздушные силы и войска ПВО Узбекистана насчитывают около 17 тысяч человек. Они были созданы указом президента от 12 ноября 1992 года. ВВС состоят из одного полка истребителей, одного полка истребителей-бомбардировщиков, одного полка штурмовиков, одного полка транспортной авиации, нескольких эскадрилий учебной авиации, одного полка штурмовых вертолетов, одного полка транспортных вертолетов.

Основные военно-воздушные базы находятся в районе городов Чирчик, Карши, Ташкент, Нукус, Джизак, Каган, Термез, Навои.

В войска ПВО входят две зенитные ракетные бригады и одна отдельная истребительная авиационная эскадрилья, на вооружении которых 45 зенитных ракетных комплексов С-75, С-125, С-200 и семь истребителей Су-27.

На вооружении ВВС 30 самолетов МиГ-29 и МиГ-29 УБ, 26 Су-17МЗ и Су-17УМЗ, 23 Су-24, 25 Су-27 и Су-27УБ (семь из них – в составе ПВО), 20 Су-25 и Су-25БМ, 264 Ан-12 и Ан-12ПП, 11 Су-24МП, 13 Ан-26 и Ан-26РТР, один Ан-24, один Ту-134, пять чехословацких Л-39 «Альбатрос».

Кроме того, имеется 26 вертолетов Ми-6, 52 Ми-8, два Ми-22, 29 Ми-24, один Ми-26. На вооружении самолетов и вертолетов ракеты Х-25, Х-58, Х-23, Х-28, Р-27, Р-73, Р-60.

Авиатехника ремонтируется на Ташкентском авиационном заводе.

Специальные войска

Специальные войска Узбекистана состоят из бригады специального назначения (или бригады быстрого реагирования), созданной на основе Чирчикской команды специального назначения. Она насчитывает до 5 тысяч человек.

Национальная гвардия

На службе в Национальной гвардии Узбекистана одна тысяча человек. Ее подразделения охраняют основные стратегические объекты в Ташкенте.

Войска Министерства внутренних дел и Службы национальной безопасности

Внутренние войска МВД Узбекистана насчитывают около 20 тысяч человек, сведенных в четыре-пять бригад. В состав МВД входит отдельный батальон спецназначения «Барс». Пограничные войска Комитета по охране государственной границы Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана насчитывают несколько тысяч человек и включают Термезскую речную флотилию. В СНБ также имеются отряд спецназа «Ц» и отряд спецназа «ОК Ташкент».

Вот, собственно, и вся армия!

Руководство Узбекистана заявляет, что республика не применит свои вооруженные силы против другого государства. При этом тут же следуют оговорки – кроме случаев отражения нападения на страну. Однако Узбекистан граничит с весьма неспокойными соседями.

Если предположить, что нападение произойдет со стороны афганских талибов, то, вероятнее всего, воинственные моджахеды разгонят узбекскую армию за неделю, а то и раньше. При возникновении конфликта с соседями по бывшему Союзу за землю и воду, скорее всего, будет классический вариант войны на истощение.

РУССКО-КОКАНДСКАЯ УЗБЕКСКАЯ ВОЙНА Битве русских с кокандцами при Узын-Агаше (Агаче) исполнилось уже 155 лет. 1860 г. Кокандский хан – первым из правителей Средней Азии, по приказу Турецкого халифа, объявил России «газават» – священную исламскую войну (нынче называется «джихад»). Ранее же, когда в октябре 1853 г. Турция начала войну против России В (далее в союзе с ней выступили Англия и Франция; последние совместно в 1854 г. осуществили интервенцию в Крыму – началась т.н. «Крымская война»; тогда же англичане напали на Петропавловск-на-Камчатке; одновременно Турция организовала «газават» горцев против России на Кавказе). И вот осенью 1853 г. на юге Кокандское ханство начало военные действия против России – это ещё одна «моська» решилась в общей толпе «смело» напасть (по приказу своего хозяина – и при поддержке Турции и Англии). Если ранее кокандцы ограничивались мелкими нападениями своих приграничных отрядов на российские границы, то теперь Коканд начал уже настоящие обширные военные действия, крупными силами с централизованным руководством из Коканда. Также надо помнить, что старинный агрессор – Кокандское ханство – не было самостоятельным, а полностью выполняло все указания своего хозяина – османского турецкого халифа. В бою за российский форт Перовский (бывшая Ак-мечеть) в конце 1853 г. войска узбеков (кокандцев) были разгромлены и в панике бежали потеряв 2 тысячи чел и бросив все свои пушки (русских – 1055 чел при 19-ти орудиях, против 12 тысяч кокандцев с 17-ю орудиями, с численным превосходством узбеков 1:11,4)! Позже агрессор – Кокандский хан – вновь попытался напасть на российские границы, и в октябре 1860 г. два конных отряда узбеков из Коканда и Ташкента (г. Ташкент был захвачен узбеками и с 1809 г. находился по игом Коканда), в 20 тысяч (по другим данным – 30 тысяч) человек и при 2-х орудиях, двинулись на русскую крепость «Верный» (в советское время присоеденную к КазССР и переименованную казахами в 1921 г. в г. Алма-Аты).

КРЕПОСТЬ "ВЕРНЫЙ" КОЛПАКОВСКИЙ Г.А. «Верный» находился в очень опасном положении; русский отряд майора Колпаковского, пришедший на помощь, насчитывал всего 700 человек при 6-ти орудиях (итого: соотношение сил был 1:28,6 – в пользу узбеков!). Ещё дело в том, что, согласно древней воинской традиции, условно было принято считать, что «1 конный воин в бою = 3 пехотинцам». В Узун-Агачском бою 21 октября (по старому стилю) 1860 г. кокандские отряды потерпели поражение. Бой продолжался более 9 часов, русская пехота успешно отражала атаки кокандской кавалерии. Был момент боя, когда отряд сражался в полном окружении, а сам Колпаковский был контужен. Потеряв порядка 700 человек (по другим данным потери составили: до 400 убитых и 600 раненых), узбеки были вынуждены отступить 22-го, не возобновляя боя. У русских – 2 убитых и около 30 раненых. За победу под Узун-Агачом Колпаковский был произведён в «полковники» и награждён орденом «Святого Георгия IV-й степени» (информация о Г.А. Колпаковском). Победой под Узун-Агачом Россия окончательно укрепилась в Семиречьи и в Заилийском крае.

СРАЖЕНИЕ ПОД ИКАНЮ В 1864 г. произошёл бой русских с кокандцами (узбеками) под селом Икань. 4 декабря 1864 г. выслали в степь на разведку уральскую казачью сотню под командованием есаула Серова (сотня из 112 казаков и 1 старинное орудие – «единорог»). Внезапно появившееся войско под командованием Алимкула из Коканда (10 тысяч, по другим данным – 20 тысяч конных воинов при 3-х орудия) окружил сотню. 2,5 суток длился неравный бой. На глазах окружённых казаков пытали и казнили захваченных раненых и предлагали казакам сдаться. 2,5 суток без сна, без пищи и отдыха, горсть казаков, понёсшая потери, отбивалась от диких полчищ; лошади и верблюды были перебиты; патронов было уже мало... Но русские не только не сдались, а внезапной атакой вырвались из окружения и с боями пробились к своим. В итоге: в казацкой сотне 57 человек были убиты и 41 ранен. Так закончился бой под селением Икань в декабре 1864 г., где 10-тысячная конница не смогли победить всего 112 русских воинов (соотношение сил было 1:89 – в пользу узбеков – это единственный случай в Военной истории!), при этом кокандцы потеряли в том бою убитыми до 90 начальников и около 2 тысяч человек!

ТАШКЕНТ, 19 апр — Sputnik, Антон Курилкин. В прошлогоднем рейтинге Global Firepower армия Узбекистана , оставаясь сильнейшей в Центральной Азии и одной из самых мощных на постсоветском пространстве. В этом году результат , причем сразу у нескольких государств СНГ. В чем секрет такого рывка для Узбекистана, разбирался корреспондент .

Дело техники

Одним из основных факторов военной мощи остается, безусловно, количество и качество техники и вооружений — именно эти параметры в числе основных при подсчете рейтинга (который в целом строится на 50 показателях).

А новые вооружения в армию Узбекистана активно идут: Ташкент заключил контракт с Москвой , купил у Астаны с противоминной защитой "Арлан".

Поднимался в стране и вопрос создания и развития собственного военно-промышленного комплекса: уже учрежден , ведутся переговоры с союзниками по развертыванию сборки бронетехники в Узбекистане.

Потенциально усилить армию республики может и модернизация старой техники, оставшейся с советских времен. Например, одних только танков в распоряжении Ташкента — 420 единиц, что сопоставимо с парком бронетехники Германии и больше, чем у Франции.

Как показывает опыт российских и белорусских вооруженных сил, сегодня модернизация танков может продлить их жизнь на несколько десятков лет и подтянуть возможности боевых машин до современных стандартов.

Военная реформа

За последний год Шавкат Мирзиёев серьезно взялся за модернизацию вооруженных сил — был принят ряд законопроектов по социальному обеспечению военнослужащих. Также была проведена серьезная кадровая работа — сменились командующие военными округами, назначен новый начальник Генерального штаба.

Не все офицеры оказались готовы к переменам — пассивных и безынициативных из рядов вооруженных сил уволили или понизили.

"Самим министром обороны уже уволены около 40, понижены в должности 36 военнослужащих, не отвечающих предъявляемым требованиям и устранившихся от активной работы в войсках", — заявил Шавкат Мирзиёев.

Принята и новая редакция важнейшего для армии документа — страны. Последняя ее версия, определяющая принципы и подходы к обеспечению национальной безопасности, была принята 23 года назад, в 1995 году.

Развиваются и международные связи — подписано свыше 15 контрактов и дорожных карт по развитию военно-технического сотрудничества, узбекские военные активно начали принимать участие как в международных , так и в имиджевых мероприятиях.

Даже весьма закрытое Министерство обороны Узбекистана в прошедшем году запустило сайт и стало активно участвовать в общественной жизни — военные провели несколько патриотических праздников и демонстраций техники гражданскому населению.

Все эти факторы и позволили Узбекистану в рейтинге военной мощи подтянуться до 39-й строчки. С учетом развития реформ и запланированных поставок новой техники в войска, нынешний показатель — отнюдь не предел.

Наступление НАТО на восток продолжается. Вслед за Восточной Европой альянс хочет резко увеличить свое присутствие в Средней Азии, вытеснив оттуда Россию и Китай. В Брюсселе считают, что добиться своих целей можно, усилив влияние Америки в Узбекистане: благодаря контролю над этим ключевым государством, в руках Запада окажется весь регион.

Тактика проникающей экспансии

По словам Джеймса Аппатурая, специального представителя Генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии, альянс уже согласовал с Узбекистаном приоритеты сотрудничества. В частности, одним из главных направлений станет реформирование вооруженных сил среднеазиатской республики. Особое внимание уделено и совместной борьбе с терроризмом - на фоне вывода американских войск из соседнего Афганистана эта проблема для Ташкента становится особенно актуальной.

Однако Джеймс Аппатурай считает, что прекращение афганской войны и открытие в столице Узбекистана Бюро НАТО по связи и взаимодействию со странами Центральной Азии и прекращение афганской войны никак не взаимосвязаны. Чиновник сообщает, что бюро якобы просто «передислоцировали» - раньше оно располагалось в Астане. Как и раньше, эмиссары альянса будут действовать во всех странах региона, а не только в Узбекистане.

Также миссия НАТО будет действовать в Афганистане: после деоккупации республики там останется 8-12 тысяч человек, которые займутся дообучением афганской армии. Если та не разбежится, конечно.

Сотрудничество между Североатлантическим альянсом и Узбекистаном осуществляется с 1994 года - фактически, с самого момента запуска программы «Партнерство ради мира». За два десятилетия блок НАТО смог прочно укорениться в республике. Например, почти все офицеры высшего командного состава узбекской армии прошли обучение либо в Соединенных Штатах, либо в странах-союзницах Вашингтона, и теперь достаточно лояльны по отношению к Западу. Кроме того, США «расчистили» рынок для своих корпораций: Узбекистан покупал военное снаряжение преимущественно у западных компаний, а не у российских.

Позже Ташкент стал участником Программы планирования процессов и анализа, в рамках которой осуществляется подготовка к совместным учениям и операциям. Узбекистан был принят и в проект «Виртуальный шелковый путь», направленный на обеспечение доступом в Интернет университетов и научно-исследовательских центров с использованием спутниковой сети Североатлантического альянса.

С началом войны в Афганистане Вашингтон попытался вовлечь Узбекистан и в другие структуры, поскольку Америка нуждалась в надежных тылах. Под давлением Вашингтона Ташкент с 2002 года начал осуществлять поддержку западных оккупационных войск в соседней республике, и открыл воздушное пространство для тех самолетов альянса, что перевозят грузы невоенного назначения. Самолеты США и Германии получили право приземляться в узбекских аэропортах.

Однако в 2005 году отношения между Соединенными Штатами и Узбекистаном испортились. Поводом послужило антиправительственное восстание в Андижане, подробности которого до сих пор остаются неизвестны: городом попытались овладеть то ли исламисты, то ли адепты «цветных революций», но мятеж быстро превратился в фарс и войска подавили его. Собственно, Америка с безразличием отнеслась бы к этому событию, если бы не одно «но»: в тот критический момент Ташкент попросил помощи не у Вашингтона, а у Москвы и Пекина. Американцы не простили этого Исламу Каримову, и причислили его к разряду «изгоев».

Тем не менее, в связи с усилением российских позиций в регионе Центральной Азии Соединенные Штаты вынужденно пошли на уступки Узбекистану, и в 2008 году возобновили сотрудничество с ним. Через год Ташкент снова открыл границы государства для доставки невоенных грузов НАТО в Афганистан. Сейчас рассматривается возможность привлечения узбекских компаний для модернизации афганской транспортной инфраструктуры.

Узбекистан - «ключ» к Средней Азии?

Перенос Бюро НАТО по связи и взаимодействию со странами Центральной Азии в Ташкент - не случайность: на сегодняшний день Узбекистан является ключевым игроком в плеяде среднеазиатских республик. Узбекская диаспора проживает практически во всех государствах региона, а это значит, что Ташкент является более влиятельным, чем кажется на первый взгляд.

В то же время, Казахстан, где раньше бюро располагалось, в последние годы сильно сблизился с Россией и больше не рассматривается Вашингтоном как потенциальный союзник. Казахстан входит в состав ОДКБ - военно-политического блока, который на Западе рассматривается в качестве враждебной структуры.

Вовлечь Узбекистан в союз с Североатлантическим альянсом - одна из важнейших задач, которые ставит перед собой Белый Дом. Ташкент имеет такое же значение для Средней Азии, как Киев - для Восточной Европы. Овладев Узбекистаном, США могут начать экспансию в любом направлении - на запад, к Ирану и Каспийскому морю, на восток, в Киргизию и Таджикистан, либо на север, в Казахстан и Россию. Также через территорию Узбекистана проходят основные коммуникации, ведущие в Афганистан.

Тем не менее, сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев считает, что США не намерены размещать в Узбекистане свои военные базы. Ташкент не хочет быть причастным к актам агрессии в отношении соседних государств. Несмотря на все попытки Вашингтона склонить Узбекистан на сторону НАТО, Ислам Каримов настаивает на нейтральном статусе республики.

Лидер Узбекистана понимает, какой опасности может подвергнуть свой народ, если окажется вовлеченным в натовские структуры. Против Узбекистана тотчас же ополчатся все соседи, которые расценят его дружбу с Вашингтоном в качестве завуалированной угрозы. Кроме того, действиями Ташкента будут недовольны Москва и Пекин, которые Узбекистану гораздо ближе, чем заокеанская империя.

Ислам Каримов боится навлечь на себя гнев России и Китая. Он знает, что без этих стратегических партнеров Узбекистан долго не просуществует, и «дружба» с Америкой обернется для страны примерно тем же, что сейчас происходит на Украине. И так существующая самоизоляция Узбекистана усилится, поскольку отношения с важнейшими торговыми партнерами окажутся испорченными. Республика не сможет сама себя прокормить, Украина является тому наилучшим примером: меньше, чем через месяц после начала торговой блокады российских товаров, экономика страны оказалась практически уничтоженной.

Между тем, Ташкент готов к сотрудничеству с НАТО в сфере борьбы с терроризмом. Политическое руководство соседнего Афганистана находится полностью под контролем Вашингтона. Именно оттуда, из афганских гор, исходит наиболее существенная угроза для Узбекистана, и потому Ислам Каримов поневоле должен мириться с той силой, которая управляет Кабулом. В настоящее время это американцы.

Но после вывода оккупационных войск НАТО ситуация может коренным образом измениться. Если баланс сил окажется не в пользу Америки, Ташкент тотчас же поменяет вектор внешней политики, примкнув к ОДКБ или к любой другой структуре, в союзе с которой сумеет обуздать исламскую угрозу.

Таким образом, у России пока нет необходимости резко одергивать Ислама Каримова за «дружбу» с Североатлантическим альянсом. Лидер Узбекистана отдает себе отчет в том, что делает, и не перейдет условную черту. Скорее всего, в ближайшие годы Ташкент будет сохранять нейтралитет, несмотря на заманчивые предложения разместить военные базы НАТО. Россия и Китай одним своим существованием предостерегают Каримова от радикальных действий, а если еще и намекнут ему о нежелательности тех или иных действий, президент Узбекистана немедленно скорректирует свои планы с учетом авторитетного мнения Москвы и Пекина.

(причем еще в начале 80-х годов) ситуация на окраинах государства была такова, что Азербайджан, Узбекистан, Молдавия, Таджикистан и многие другие среднеазиатские республики уже не признавали Москву и были, по сути, на пути сепаратизма. После развала Союза последовала страшная резня: сперва под раздачу попали наши соотечественники, а уж потом местная власть принялась устранять всех возможных конкурентов. Приблизительно по такому же сценарию развивалась гражданская война в Таджикистане.

Следовало отметить, что Таджикистан, как и Казахстан, был одной из немногих Среднеазиатских республик, которые действительно не хотели развала СССР. А потому и накал страстей здесь был таков, что и привел к гражданской войне.

Предпосылки

Демографические успехи - в том числе. Каким был Таджикистан 1990-х? Гражданская война началась именно в том регионе бывшего Союза, где до последних его дней наблюдался стремительный и постоянный прирост населения. Чтобы как-то использовать огромные трудовые резервы, людей перебрасывали в разные уголки республики. Но такими методами проблему до конца решить так и не удалось. Началась перестройка, промышленный бум прекратился, как прекратилась и дотация программ по переселению. достигала 25%.

Проблемы с соседями

В это же время в Афганистане установился режим талибов, а Узбекистан начал грубо вмешиваться в дела бывшей братской республики. В это же время на столкнулись интересы США и Ирана. Наконец, СССР не стало, а новообразованная Российская Федерация уже не могла исполнять обязанности арбитра в этом регионе. Напряжение постепенно нарастало, его логичным итогом стала гражданская война в Таджикистане.

Начало конфликта

В общем-то, началу конфликта активно способствовали те процессы, которые в то время протекали на территории Афганистана. Между пуштунскими, таджикскими и узбекскими группировками развернулась вооруженная борьба за власть в этом регионе. Вполне ожидаемо, что пуштуны в лице талибов оказались заведомо сильнее своих разобщенных и постоянно ссорящихся между собой оппонентов. Разумеется, таджики и узбеки поспешили сцепиться друг с другом. В частности, именно Узбекистан активно поддерживал своих ставленников на территории таджиков. Таким образом, узбеков можно считать «полноправными» участниками гражданского противостояния. Об этом нужно рассказать подробнее.

Так, официальные ВС Узбекистана, наравне с полубандитскими формированиями гиссарских узбеков активно вмешивались в военные действия даже в 1997 году, когда конфликт уже начал окончательно затухать. Перед ООН узбеки активно оправдывались тем, что они якобы способствуют недопущению распространения радикального ислама.

Действия третьих сторон

Конечно же, на фоне всего этого безобразия все стороны не прекращали попыток ухватить кусок пирога пожирнее, рассчитывая нарастить свое влияние в регионе. Так, в Душанбе (1992 год) практически одновременно открыли свои посольства Иран и США. Естественно, что они играли на разных сторонах, поддерживая различные оппозиционные силы, действующие на территории Таджикистана. Пассивная позиция России, которую та занимала от нехватки сил в этом регионе, играла на руку всем, особенно - Саудовской Аравии. не могли не заметить, насколько удобен Таджикистан в качестве плацдарма, идеально приспособленного для действий в Афганистане.

Начало гражданской войны

На фоне всего этого постоянно росли аппетиты криминальных структур, которые к тому времени играли немаловажную роль в управленческом аппарате Таджикистана. Все ухудшилось после 1989 года, когда была проведена массовая амнистия. Многие бывшие заключенные, подстегиваемые деньгами от третьих сторон, были готовы сражаться против кого и чего угодно. Вот в этом-то «супе» и зародилась гражданская война в Таджикистане. Власти хотели все, но для ее достижения оптимально подходили именно полукриминальные структуры.

Столкновения начались еще в 1989 году. Некоторые специалисты считают, что война разгорелась после антикоммунистических митингов в Душанбе. Якобы советская власть после этого потеряла лицо. Такие взгляды наивны, так как уже в конце 70-х годов власть Москвы в этих краях признавали исключительно формально. показал полную неспособность Кремля к адекватным действиям в случае угрозы, так что радикальные силы в то время просто вышли из тени.

Выборы

24 ноября 1991 года состоялись первые президентские выборы, на которых победил Набиев. В общем-то, сделать это было несложно, так как соперников на этих «выборах» у него не было. Естественно, что после этого начались массовые брожения, новоиспеченный президент раздал оружие кулябским кланам, на представителей которых опирался.

Некоторые экзальтированные авторы утверждают, что это было катастрофической ошибкой демократического общества молодой Республики. Так вот. В то время на территории Таджикистана сконцентрировалось такое количество неучтенного оружия и боевиков из Афганистана и Узбекистана, что начало столкновения было только вопросом времени. К сожалению, гражданская война в Таджикистане была предопределена изначально.

Вооруженные действия

В начале мая 1992 года радикалы воспротивились идее создания из кулябцев «Национальной гвардии», сразу перейдя в наступление. Были захвачены основные узлы связи, больницы, активно брались заложники, пролилась первая кровь. Парламент под таким давлением быстро предоставил враждующим кланам часть ключевых постов. Таким образом, весенние события 1992 года закончились формированием некоего «коалиционного» правительства.

Его представители практически не занимались чем-то полезным для новоиспеченной страны, зато активно враждовали, строили друг другу козни и вступали в открытую конфронтацию. Конечно же, долго так продолжаться не могло, началась гражданская война в Таджикистане. Кратко говоря, ее истоки следует искать в нежелании договариваться с оппонентами.

Коалиция все же имела некое внутреннее единство, направленное на физическое уничтожение всех потенциальных противников. Боевые действия велись с крайней, звериной жестокостью. Ни пленных, ни свидетелей не оставляли. В начале осени 1992 года самого Набиева взяли в заложники и заставили подписать отречение. Власть взяла оппозиция. На этом краткая история гражданской войны в Таджикистане могла бы закончиться, так как новая верхушка предлагала вполне здравые идеи и не рвалась топить страну в крови… Но этому не суждено было сбыться.

Вступление в войну третьих сил

Во-первых, к силам радикалов присоединились гиссарские узбеки. Во-вторых, правительство Узбекистана открыто заявило, что ВС страны также вступят в бой, если гиссары будут одерживать убедительные победы. Впрочем, узбеки не стеснялись массово использовать свои войска на территории соседней страны, не запрашивая на то разрешений ООН. Именно благодаря таким «сборным солянкам» карателей так долго длилась гражданская война в Таджикистане (1992-1997 годы).

Уничтожение мирных граждан

В конце 1992 года гиссары и кулябцы захватывают Душанбе. Войска оппозиции стали отступать в горы, за ними же пошли многотысячные толы беженцев. Часть из них ушла сперва на Апмир, а оттуда люди двинулись в Афганистан. Основные массы бежавших от войны людей пошли по направлению к Гарму. К сожалению, туда же двинулись карательные отряды. Когда они достигли безоружных людей, разразилась страшная бойня. Сотни и тысячи трупов просто выбросили в реку Сурхаб. Тел было так много, что местные жители даже не подходили к речке на протяжении почти двух десятков лет.

С тех пор война длилась, то разгораясь, то снова затухая, на протяжении более чем пяти лет. Вообще, «гражданским» этот конфликт называть не слишком-то корректно, так как до 60 % войск противоборствующих сторон, не говоря уже о бандах, составляли выходцы из других регионов бывшего СССР, в том числе Грузии, Украины и Узбекистана. Так что и длительность боевых действий понятна: кому-то за пределами страны было крайне выгодно длительное и постоянное вооруженное сопротивление.

В общем, восстание оппозиции на этом не закончилось. Как долго длилась гражданская война в Таджикистане? 1992-1997 годы, как гласит официальная точка зрения. Но это далеко не так, ибо последние стычки датируются началом 2000-х годов. По неофициальным же данным, ситуация в этой среднеазиатской стране и по сей день весьма далека от идеальной. Особенно это справедливо сейчас, когда Афганистан вообще превратился в территорию, наводненную вакхабитами.

Последствия войны

Не случайно говорят, что наибольшим для страны бедствием является не вражеское вторжение, не стихийное бедствие, а гражданская война. В Таджикистане (1992-1997 гг.) население смогло в этом убедиться на собственном опыте.

События тех лет характеризовались громадными жертвами среди граждан, а также колоссальным экономическим ущербом: в ходе боевых действий была уничтожена практически вся промышленная инфраструктура бывшей республики СССР, едва-едва удалось отстоять уникальную ГЭС, которая на сегодняшний момент дает до 1/3 всего бюджета Таджикистана. Только по официальным данным, погибло не менее 100 тысяч человек, столько же - пропало без вести. Что характерно, среди последних - не менее 70 % русских, украинцев, белорусов, которые до развала Союза также проживали на территории республики Таджикистан (1992 г.). Гражданская война лишь усилила и ускорила проявления ксенофобии.

Проблема беженцев

Точное количество беженцев так до сих пор и не известно. Скорее всего, их было намного больше миллиона, о котором говорят официальные таджикские власти. Кстати говоря, именно проблема беженцев до сих пор является одной из наиболее острых тем, которой правительство страны пытается всячески избегать при общении со своими коллегами из России, Узбекистана, Ирана и даже Афганистана. В нашей стране предполагают, что страну покинули не менее четырех миллионов человек.

В первой волне бежали ученые, Таким образом, Таджикистан (1992-1997 годы) потерял не только промышленные объекты, но и свое интеллектуальное ядро. До сих пор в стране наблюдается острейшая нехватка многих квалифицированных специалистов. В частности, именно по этой причине до сих пор не начата разработка многочисленных месторождений полезных ископаемых, которые имеются на территории страны.

Президент Рахмонов в 1997 году издал указ по организации межнационального фонда «Примирение», который теоретически помогал беженцам вернуться в Таджикистан. Гражданская война 1992 года слишком дорого обошлась стране, а потому на прошлые разногласия уже никто не обращает внимания.

Вместо заключения

Но воспользовались этим предложением в основном низкоквалифицированные рабочие и бывшие боевики противоборствующих сторон. Грамотные специалисты в страну возвращаться уже не собираются, так как они давно ассимилировались за рубежом, а их дети уже не знают ни языка, ни обычаев своей бывшей родины. Кроме того, практически полностью разрушенная промышленность Таджикистана способствует постоянно растущему количеству гастарбайтеров. В самой стране работать негде, а потому они уезжают за рубеж: только в России, по данным 2013 года, постоянно работает не менее миллиона таджиков.

И это - только официально проходившие через ФМС. По неофициальным же данным, их количество на территории нашей страны может достигать 2-3,5 миллионов. Так что война в Таджикистане еще раз подтверждает тезис о том, что гражданские противостояния - самое страшное, что может случиться в стране. Выгоды от них нет никому (кроме внешних врагов).