Надеждины купцы. Усадьба князя А.Б.Куракина (Надеждино) в Пензенской области. Фото и описание

Портрет князя Алексея Борисовича Куракина. Неизвестный гравер, Франция 36,5 х 36,9 и Герб Куракиных

Библиотека князей Куракиных.

Но прежде я хотел написать пару слов о библиотеке князей Куракиных. Если история усадьбы всячески освящена, то про их книжное собрание немного информации. Даже у Иваска У. Г. в его фундаментальном труде «Частные библиотеки» ничего определенного [о А. Б. Куракине-младшем ] : «Библиотека находилась в селе Надеждине, Сердобского уезда, Саратовской губ. и состояла преимущественно из французских книг. Она перешла к его сыну, князю Ф. А. Куракину ».


О судьбе частицы былого книжного собрания мы узнаем из очень интересной заметки «Задачи отделов искусств в провинции» из Сердобской уездной газеты «Голос коммуниста» от 18.01.1919 №29:

«Ценнейшие библиотеки дворянских имений разобраны по рукам, редкие издания употребляются на цигарки или на покрышки для горшков . <…> Сердобский уезд получил богатое наследство: достаточно упомянуть о Куракинском дворце <…>, воздвигнутом славным зодчим екатерининской эпохи, куда в течение почти 2-х веков собирались картины, бронза, хрусталь - где теперь все это? <…> Библиотека заботами начальника военных заготовок 11-й армии - вывезена».

Были нормальные люди всегда, спасибо неизвестному герою, но только одна тысяча томов была чудом спасена и передана в библиотеку Саратовского пединститута.


Дом Молчанова в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине. <Грав. В. Иванов. Пис. В. Причетников>

Где они полностью растворились - отсутствие книжного знака обезличило книжное собрание Куракиных и сделало невозможным его описание.

Исследователь русского геральдического суперэкслибриса П. А. Дружинин выявил его наличие только у дочери князя Алексея Борисовича княжны Елены Алексеевны Куракиной, в замужестве графини Зотовой (1784–1869) . Но эта совсем другое собрание, из другой усадьбы Куракиных - Степановское (Волосово) Зубцовского уезда Тверской губернии.


Храм Терпения в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине. <Грав. А. Ф. Березников. Пис. В. Причетников>.

Виды дворца, храмов, садов и парков села Надеждино.

Вернемся к нашему герою, в нем было редкое сочетание «любви к красивой жизни» и деятельного начала. Результат: превращение полузаброшенного родового поместья XVIII века в шикарный дворец, а ближайшей территории - в английский пейзажный парк. Попутно князь переименовал усадьбу в Надеждино (намекая на желание (надежду) вернутся в столицу)

Все эти преобразования князь захотел запечатлеть как на полотнах живописи, так и в книгах.


Храм Дружбы В Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине>. <Гр. И. Ческий. Писал В. Причетниковъ>

Именно на основе этих картин были сделаны гравюры для двух изданий, запечатлевших усадьбу:

    Виды дворца, храмов, садов и парков села Надеждино Его Высокопревосходительства князя Александра Борисовича Куракина = Vues des Chateux, temples, jardins et parcs de Son Altesse le Prince Alexandre Borissowitsch Kourakin à Nadejdino

    Моссмер, Иосиф, гравер. Виды села Надеждино. = Mossmer J. Vue du chateau de Nadejdino de S.A. le Prince A.B. Kourakine.

Оба издания представляют собой альбомы без указания даты и места издания.


Храм Истины в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине. <Грав. И. Ческий. Писал В. Причетников>

I.

Именно о первом альбоме говорил Соловьев в своей статье, указывая, что его полный экземпляр, состоящий из 15 литографий, хранится во Флоренции.

Мне кажется, что полный экземпляр, состоящий из 15 работ, - в столице Медичей, это из области легенд. Во всяком случае, и в «105 каталоге» и Our desiderata Шибанова указан экземпляр с 13 миниатюрами. А откуда информация о 15? Соловьев указывает на Словарь граверов Ровинского, а в словаре источником указан Г. Геннади (и даже не его работы, а со слов).


Китайская беседка в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине. <Грав. В. Иванов. Пис. В. Причетников>

Но отдам должное традиции, повторю список гравюр «Ровинского–Геннади»:

    Заголовок: «Vues des Chateaux, temples jardins et parcs de Son Altesse le Prince Alexandre Borissovitsch Kourakin à Nadejdino»

    План сада

    Храм Истинны, гравировал В. Иванов

    Храм Верности, гравировал И. Ческий

    Летний дом, гравировал И. Ческий

    Дом Молчанова, гравировал В. Иванов

    Храм Лады, гравировал А. Березников

    Храм Терпения, гравировал А. Березников

    Обелиск, гравировал А. Березников

    Храм Дружбы, гравировал И. Ческий

    Галерея нареченная вместилище чувствий вечных, гравировал И. Ческий

    Храм Истинны, гравировал И. Ческий

    Храм Славы, гравировал А. Березников

    Китайская Беседка, гравировал В. Иванов

    Вид господского дома, гравировал В. Иванов


Вид Господского дома в селе Надеждине Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина с другой стороны Сердобы. <Грав. В. Иванов. Рисов. Малютин>

Гравюры, все кроме № 15, с картин В. Причетникова. Гравировали : Березников Андрей Филиппович (1771–1830) , Иванов Василий Иванович (1773–1809) и Ческий Иван Васильевич (1777–1848) .

На каждом листе внизу: слева имя художника, справа имя гравера, ниже название места на русском и французском языках в стильной рамке с гербом князя А. Б. Куракина в центре с девизом «За Веру и Верность» .

Год издания: Шибанов указывает 1798.


Храм Верности в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине. <Грав. И. Ческий. Писал В. Причетников>.

II.

Что касается второго альбома, Mossmer J. Vue du chateau de Nadejdino de S.A. le Prince A.B. Kourakine. Состоит он из 4 работ, которые выполнил австрийский гравер Иосиф Моссмер (Joseph Mossmer 1780–1845) .


    Вид дворца князя А.Б. Куракина в Надеждино. = Vue du château de Nadejedino de S. A. le Prince A.B. Kourakine. [Лист также был воспроизведен в журнале «Старые годы», 1910, июль–сентябрь, с. 46–47].

    Вид села Надеждино . = Vue du village de Nadejedino de S. A. le Prince A.B. Kourakine. [В «Старых годах» (1911, январь, с. 18) упоминается изображение церкви Св. Александра Невского в Надеждино «на одной старой гравюре»].

    Вид Надеждино с восточной стороны . = Vue de Nadejedino du coté du levant de S. A. le Prince A.B. Kourakine.

    Вид Надеждино с западной стороны . = Vue de Nadejedino du coté du couchant de S. A. le Prince A.B. Kourakine


Н. Н. Скорнякова выдвинула гипотезу, что гравюры были выполнены Моссмером с оригиналов художника В. П. Причетникова, привезенных князем Куракиным в Вену в 1806 году. Соответственно, годом издания является 1806 , а местом – Вена .


Источники:


    Голомбиевский А. Покинутая усадьба. Село Надеждино, бывшее имение князей Куракиных // Старые годы. 1911. №1. С. 2–25;

    Дружинин П. Судьба архива князя Куракина / Неизвестные письма русских писателей князю А. Б. Куракину М.: Трутень, 2002 г., 512 стр.;

    Ежова И. Зубриловка, Надеждино. Саратов, 1979;

    Карташев Д. Село Надеждино в Сердобском уезде // Иллюстрация. 1848. Т. 6, №30. С. 86-88;

    Отклики прошлого. Извлечено из Архива князя Ф. А. Куракина В. Н. Смольяниновым // Старина и новизна, исторический сборник. Кн. XIV. М. 1911. С. 1–184;

    Село Надеждино и архив кн. Ф.А. Куракина в 1888 и 1890 гг. // Русская старина. Т. 68. № 10. СПб, 1890. С. 229-237;

    Скорнякова H.H. Усадьба Куракиных Надеждино в работах художников Филимонова и Причетникова конца XVIII века // ГИМ. Ежегодные научные чтения памяти И.Е. Забелина. М, 1996;

    Скорнякова H.H. Усадьба Надеждино. Работы художников Я. Филимонова и В. Причетникова в собрании ГИМ // Памятники культуры. Новые открытия. 1997. М., 1998. С. 513-523;

    Смольяников В.Н. Исторический архив князя Ф. А. Куракина в селе Надеждино Сарат. губ. // Русская старина. 1888. Т. 59.



Внимание!!! Если Вы копируете статью себе на сайт, то оставляйте ссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание.

Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Недалеко от Сердобска, у слияния рек Хопра и Сердобы, среди живописных берегов раскинулась известная усадьба Надеждино, названная так владельцем этих мест Александром Борисовичем Куракиным, прозванным "бриллиантовым князем". Он переименовал бывшее село Борисоглебское в село Надеждино и поселился там в конце XVIII века. "Сие прозвание, - писал брат "бриллиантового князя" Алексей Борисович Куракин, - изображает мысли, в то время утешительно его занимавшие…"

Еще с петровских времен земли эти были пожалованы прадеду А.Б. Куракина - Борису Ивановичу, который приходился свояком Петру I по первой жене Евдокии Лопухиной. После военной службы, отличившись в Азовских походах, битве под Нарвой, в знаменитом Полтавском сражении, командуя лейб-гвардейским Семеновским полком, Б.И. Куракин перешел на дипломатическую службу, уйдя в отставку.

Усадьба князя Куракина «Надеждино»



Правнук его, Александр Борисович, был приближен к Екатерине II и являлся членом Государственного совета. Впавший в немилость за дружбу с цесаревичем Павлом, тридцатилетний князь Александр Борисович Куракин в самом расцвете придворной карьеры был удален в свое далекое родовое имение. Долгие годы опалы он таил надежду вернуться в Петербург. За неимением других дел Александр Борисович занялся благоустройством "глуши", решив приблизиться тем самым к светскому образу жизни. На возвышенном крутом берегу и высоком склоне реки, ставшем подиумом для дворца, в 90-х годах XVIII века Куракин возвел роскошный дворец по типу виденных им в юности Дармштадтского и Веймарского дворцов. К работе были привлечены крепостные мастера, крестьяне из различных деревень обширного имения.

"Я долго по неизвестной судьбе моей от сего строения удерживался. Наконец, сад мой и продолжающаяся одинаковость в моих обстоятельствах меня решили…" - писал Александр Борисович на девятом году своей ссылки.

Строительство дома началось осенью 1792 года. Автором проекта называли вошедшего тогда в моду Джакомо Кваренги. Однако брату в Петербург Александр Борисович сообщал, что внутреннее расположение начертил он сам и все три фасада сделаны по его мыслям. Вскоре появился ансамбль, о котором слух прошел и за пределами губернии. Окруженный каменной оградой дом, два полуциркульных фланкирующих флигеля. В глубине двора высился трехэтажный величавый дворец, вокруг, за Сердобой, простирались луга, окаймленные красивой извилистой рекой и дальше, за лугами, - вековой лес. У подножия откоса на берегу была устроена пристань с павильоном, к которому подходил серпантин - спуск от дворца до реки.

Огромный каменный дом с торжественным портиком включал в себя около восьмидесяти комнат, облицованных разного цвета алебастровыми массами, и домовую церковь. В саратовской усадьбе опальный князь создал целый двор. Бедные дворяне за большую плату принимали у него должности дворецких, управителей, даже шталмейстеров и церемониймейстеров. По его первому зову являлись секретарь, медик, капельмейстер и библиотекарь. Множество любезников без должностей составляли свиту князя и оживляли его "пустыню". Всякий день, даже в будни, за столом гремела у него музыка…

Кроме живописи художественное богатство надеждинской усадьбы составляла дорогая, редкой красоты и изящества мебель, изделия из французского фарфора, богемского стекла, мраморные скульптуры и другие произведения искусства. Здесь хранился огромный архив Куракиных.

С северной стороны дворца раскинулся обширный парк в английском стиле площадью более 100 гектаров, работы по разбивке которого шли в то же время, что и строительство самого архитектурного ансамбля. В структуре парка сочетаются две системы планировки: регулярная и свободная.

Регулярная, или радиально-лучевая, начинается от главного здания дворца широкой аллеей, пронизывающей с юга на север всю парковую территорию. По анализу И.К. Ежовой, "примерно на расстоянии 250 м от дворца на аллее была большая круглая площадка, на которой некогда стояла арка, зафиксированная на историческом генеральном плане. На продольной осевой длинной аллее, на ее пересечениях со свободно вьющимися дорожками были сделаны архитектурные или скульптурные акценты". Пять лучевых аллей веером расходились в восточную сторону от круглой площадки на основной аллее. Включая главную аллею, в общую композицию входили всего 7 подсобных аллей, из которых одна шла вдоль всего парка, с востока на запад. Она была более широкая и находилась под прямым углом к главной аллее. Каждая аллея-дорожка имела определенное затейливое название, пробуждающее сентиментальное настроение и напоминающее о приятных моментах из прошлого: Веселые мысли, Аленина, Милой тени, Гатчинская, брата Алексея, Отважная. На дорожках были площадки, в основном круглые, с павильонами и скульптурами. Одна из тех семи лучевых аллей называлась аллеей Антуанетты, так как она подводила к круглой площадке с домиком, посвященным Марии Антуанетте, который, к сожалению, не сохранился.

Храмы, беседки, галереи с символическими названиями, такими как храм Дружбы и Славы, галерея "Вместилище чувствий верных", храмы Истины, Верности, Терпения, фиксировали углы пересечения парковых дорожек и замыкали глубинные перспективы. Романтическая композиция парка создавалась на сочетании пейзажных и регулярных приемов организации его зоны. Влияние французского садово-паркового искусства чувствуется и в регулярной системе радиальных лучевых аллей, которая использовалась в XVIII веке в Царском Селе при создании Екатерининского паркового ансамбля.

После долгожданного вступления на престол Павла I князь был вызван в Петербург и осыпан милостями. Но дружба Александра Борисовича с неуравновешенным и подозрительным императором неожиданно оборвалась. Возможно, из-за слишком уж непринужденных отношений с императрицей Марией Федоровной и фавориткой императора Е. Нелидовой. Куракин вновь не по своей воле отправляется в Надеждино и живет здесь около двух лет.

В Надеждине родился побочный сын "бриллиантового князя", его любимый воспитанник Александр Николаевич Сердобин, получивший фамилию по названию речки Сердобы, а в придачу к ней и титул барона. Опекаемый князем и его бесчисленной дворней, мальчик получил впоследствии самое изысканное воспитание. Александр Борисович Куракин был прощен и призван ко двору незадолго до смерти Павла I. Князь вернулся к дипломатической службе и во время царствования Александра I находился в Вене и Париже. В своем великолепном имении он больше не бывал. При наследниках усадьба пустовала и постепенно стала приходить в упадок. Значительная часть имущества была вывезена в столицы, в тверские и орловские имения Куракиных. Надеждинский парк медленно умирал.

Некоторое оживление наблюдалось в Надеждине в семидесятых годах XIX века при А.Б. и Ю.Ф. Куракиных. Была восстановлена домовая церковь. С 1882 года в усадьбе постоянно жил Ф.А. Куракин (1842-1914). Последний владелец Надеждина из рода Куракиных принимал участие в работе Саратовской ученой архивной комиссии. На его средства на рубеже XIX-XX веков был частично издан семейный архив…

Около 1910 года Куракин продал усадьбу купцам Асеевым.

В 1921 году свободный художник и архитектор из Сердобска М.М. Черемисинов произвел обмеры и вычертил планы дворца Куракиных в Надеждине. А на следующий год пожар начисто опустошил некогда роскошный дворец.

Не сбылись слова устроителя Надеждина А.Б. Куракина: "Если не удастся мне сим домом пользоваться и в нем жить, пусть же останется он здешнему месту прочным украшением и памятником обо мне".

Знаменитая усадьба князей Куракиных (село Куракино Сердобского района Пензенской области), пребывавшая в заброшенном состоянии несколько десятков лет, получила шанс на возрождение. Как сообщают пензенские СМИ, 19 февраля в усадьбе побывала группа архитекторов-экспертов, чтобы определить перечень первоочередных работ по реставрации. Начало ее намечено на май 2015 года.

В октябре 2014 года усадьба, объект культурного наследия федерального значения, перешла в частные руки. Согласно договору с региональным Управлением культуры, в течение года инвестор обязан провести противоаварийные работы.

Согласно информации ИТАР-ТАСС, Правительство Пензенской области выставило усадьбу Надеждино на аукцион в июне 2014 года. Начальная цена полуразрушенного усадебного дворца с двумя пристройками и парком составила 4, 3 млн руб. Продажа усадьбы была согласована с Минкультуры РФ. Новому владельцу были заранее объявлены условия сделки: обязанность восстановить усадьбу “до первоначального состояния”, а работы вести под контролем Управления культуры. После реставрации на территории памятника, как поясняли представители регионального органа охраны наследия, “можно вести любую деятельность, которая не повредит усадьбе. Например, открыть турбазу, гостиницу или частное учебное заведение”.

После осмотра усадьбы эксперты подтвердили: несмотря на серьезные разрушения, дворец в Надеждине, авторство которого приписывается знаменитому зодчему Джакомо Кваренги, подлежит реставрации и восстановлению. Как отметил гендиректор пензенского Научно-производственного центра «Цера» Игорь Карев , “износ здания не превышает 85 процентов”. Стены дворца, давно стоящего без кровли, не дали трещин, что свидетельствует о работоспособном состоянии и высоком запасе прочности фундаментов и несущих конструкций. Флигели, служебные постройки и въездные ворота находятся в лучшем состоянии.

На первом этапе в усадьбе Надеждино пройдут противоаварийные работы. Затем начнется подготовка проекта реставрации. Планируется, что восстановление усадьбы займет семь лет. Реставраторы обещают провести “тщательный химический анализ” кирпичей, из которых построен усадебный дворец – с тем, чтобы использовать при восстановлении точные аналоги. Восстановление интерьеров дворца планируется проводить на основе изучения деталей сохранившихся подлинных интерьеров работы Кваренги в Петербурге; они должны послужить “прототипами”.

Досье . Усадьба Надеждино принадлежала известному "бриллиантовому князю" Александру Борисовичу Куракину (1752-1818). Получивший такое прозвище за любовь к драгоценностям и роскоши, князь был видным дипломатом, близким друг императора Павла I, главой русского посольства в Париже. В последние годы правления Екатерины II А.Б. Куракин, заподозренный в связях с масонами, был сослан в имение Борисоглебское (впоследствии переименованное в Надеждино).

Создание архитектурного ансамбля усадьбы началось в 1792 году, предположительно, по проекту Джакомо Кваренги. Здесь был возведен величественный дворец в стиле русского классицизма, с 80 комнатами, залами для балов, оркестра и крепостного театра. Их стены украшали более двухсот полотен работы европейских мастеров. Среди мебели, вывезенной хозяином из Парижа, были предметы, принадлежавшие казненной королеве Марии-Антуанетте, которой в свое время Куракин был лично представлен. В усадебном парке Куракин соорудил особый павильон памяти Марии-Антуанетты, в котором стоял ее мраморный бюст. Парк Надеждина украшали также павильон «Вместилище чувствий вечных», храмы Дружбы, Истины, Терпения, Благодарности.

После смерти А.Б. Куракина Надеждино досталось его брату Алексею. Его разорившиеся наследники сначала в конце XIX века распродали всю обстановку дворца, вплоть до фамильных портретов. А в 1910 году продали и саму усадьбу - купцу Асееву. В 1922 году усадебный дворец был уничтожен пожаром и не восстанавливался. На территории усадьбы в разные годы размещались Дом просвещения Пензенского облисполкома, землемерный техникум, дом инвалидов, психоневрологический интернат. С 1948 г. усадьба числилась в списках охраняемых памятников архитектуры, но никаких реставрационных работ здесь не проводилось.

Видео: Анатолий Володин (penzenskaya-pravda.ru)

Расположение дворца на самом выигрышном месте, откуда открывался широкий обзор в сторону реки. Да и сам дворец хорошо обозревается с отдаленных равнин, что говорит о большом профессионализме того, кто выбирал место усадьбы и расположение дворца. Расчет на пространственную перспективу со стороны равнины и обратно полностью оправдал себя. Даже в нынешнем, полуразрушенном, виде дворец продолжает величаво возвышаться над всей округой в радиусе десятка километров, отчетливо выделяясь на фоне голубого неба. Это впечатление еще более усилено благодаря крутому спуску к реке Сердобе, раньше обработанному искусственными спусками-серпантинами. Композиция центрального ансамбля усадьбы полностью сохранилась, несмотря на то, что сам дворец представляет собой кирпичный остов с глазницами окон. Дворец и дугообразные служебные флигели составляют необыкновенно парадную и редкую архитектурно-пространственную композицию. К торцам флигелей приставлены прямоугольные корпуса. Таким образом получались две "подковы" в зените которых были устроены ворота-въезды, восточные и западные. Главный фасад дворца обращен к парадной площади перед въездом. От ворот дворцу до сих пор ведет широкая аллея, обсаженная плотной стеной деревьев. О внутреннем убранстве дворца сейчас можно лишь предполагать. От роскошно убранных интерьеров сохранилась лишь величественная парадная лестница и анфилады комнат, когда-то прекрасно обставленных.

История усадьбы

История имения началась в 1700 году, когда Петр I пожаловал эти земли роду Куракиных. Долгое время хозяева ими не интересовались. Вероятно, Борис Иванович Куракин, которому непосредственно было отписано царем это имение, за всю свою жизнь так и не побывал здесь.

Строительство усадьбы Надеждино началось с того момента, как она перешла во владение Александра Борисовича Куракина. Его переезд в провинциальную глубинку нельзя назвать добровольным. Из-за слишком близкой дружбы с будущим наследником престола - Павлом, князь был сослан из Петербурга Екатериной II. Вероятно, именно в этот момент усадьба «Куракино» и получила второе символичное название - «Надеждино».

Александр Борисович впоследствии прожил здесь четырнадцать лет.

По настоящее время достоверно не установлено, кто же был архитектором, создавшим этот шедевр классицизма. Однако нередко в этой связи звучит имя Джакомо Кварнеги, выдающегося итальянского архитектора. Существуют свидетельства о том, что князь Куракин и сам принимал участие в разработке будущего проекта дворца, а также в планировании парка. Как бы то ни было, строение получилось грандиозным.

К сожалению, расцвет усадьбы продолжался недолго. Как только Павел I взошел на престол, он призвал Александра Борисовича к себе. Тот покинул Надеждино и возвратился в Петербург. С тех пор в свое имение в Сердобской губернии он возвращался лишь однажды, и прожил там еще два года. Так завершились княжеские страницы истории усадьбы.

Наследники князя сюда не приезжали, имение постепенно ветшало. В 1905 году во время крестьянских восстаний оно было сильно разгромлено. В 1910 году, проведя здесь небольшой ремонт, один из потомков Куракиных продал усадьбу купеческому роду Асеевых.

С приходом советской власти усадьба вновь была разгромлена, а все имеющиеся ценности - вывезены. Более дворцом никто не занимался. В годы великой Отечественной войны здесь устроили скотный двор.