Мутер Р. История живописи в XIX веке. Перевод З. Венгеровой. Д.В. Философов Рихард Мутер Серия «Всеобщая история. Черная с лаком»

(† в июне 1909 г.).

На сорок девятом году жизни скончался профессор Бреславльского университета, историк искусства, Рихард Мутер.

Мутер обладал большими знаниями по своей специальности. Его исследования по истории немецкой иллюстрации эпохи готики и Раннего Возрождения, изданные им совместно с Георгом Хиртом, собрания деревянных гравюр никогда не утеряют своей ценности.

Но не в этой, чисто научной деятельности главная заслуга Мутера.

Если в русских университетах история искусства в полном загоне, если Академия художеств, а также Московское училище живописи, ваяния и зодчества не выдвинули ни одного не только талантливого, но даже просто знающего историка искусства, то в Германии их очень много. Нет такого детального вопроса, который не был бы добросовестно разработан трудолюбивыми немецкими профессорами и приват-доцентами. Искусство и эстетика пользуются там давно полным равноправием среди других исторических и философских дисциплин.

К Мутеру нельзя подходить с точки зрения "гелертерства". Его значение выходит далеко за пределы специально ученой деятельности. Он писал не об искусстве, а за искусство. Никогда не довольствовался он беспристрастным изучением предмета. В его писаниях всегда был темперамент, всегда борьба, активное отношение к искусству, стремление отстоять свободное творчество. Он жил в искусстве, выше всего ставил творческую личность и смело заступался за так называемое новое искусство, защищая его от нападок со стороны косного, буржуазного академизма. Его трехтомная история живописи XIX столетия, вышедшая в 1894 г., отмечает поворотный пункт не в истории литературы об искусстве, а в истории отношения к художественному творчеству. Это была первая книга, в которой искусство XIX в. было оценено или, вернее, переоценено с точки зрения современности, в хорошем смысле этого слова.

Мутер вколотил последний гвоздь в гроб мертвого академизма и условного реализма.

Поль Деларош, который так нравился нашим академикам старого типа, слащавые, фальшивые реалисты Дюссельдорфской академии вроде Вотье или Деффрегера и Кнауса, кстати сказать, имевшие самое губительное влияние на наших передвижников, получили наконец должную оценку и потеряли свой незаслуженный авторитет.

Вместо них были выдвинуты подлинные творцы новых художественных ценностей, подлинные борцы за художественную правду, мученики искусства: Делакруа, Миллэ, Курбэ, Манэ, Лейбль, Марэс, Бёклин, Менцель и др.

Книга Мутера разошлась чуть не в несколько месяцев и вызвала невероятный скандал. Каким только обвинениям не подвергся автор со стороны обиженных. Его обвиняли в невежестве, в плагиате, в недобросовестности. Однако книгу все читали. Она всколыхнула болото казенного искусства и сделала свое дело: приободрила тех, кому дорого само искусство, а не популярность среди невежественной толпы.

Второго издания этой книги не было. Она стала библиографической редкостью. Мутер сам признал, что в ней было слишком много резкостей, слишком много "боевого". Для того чтобы ее издать вновь, ее надо было переделывать, и она потеряла бы свой блеск, свое историческое значение. Боевой клич был услышан всеми, почва расчищена, и Мутер мог в дальнейших своих трудах более спокойно и объективно разрабатывать свою тему. Его краткая, но блестящая история живописи (вышедшая в 1902 году в дешевой и крайне распространенной серии Гёшена), его книги об искусстве Франции, Англии, Бельгии выдержаны уже в более мягком тоне: борьба была кончена, Мутер победил.

Для нас, русских, деятельность Мутера имеет еще особое значение.

В трехтомной его книге есть глава, посвященная России. В примечании сказано, что глава эта составлена при участии Александра Бенуа, из Петербурга.

Тогда, шестнадцать лет тому назад, Бенуа был совсем юношей, студентом Петербургского университета. В оценке русской живописи он проводил взгляды, сходные со взглядами немецкого автора. Бенуа не только развенчал Бруни и Брюллова, но, главным образом, восстал против всесильных тогда эпигонов передвижничества, указывая на их условность, на чисто немецкий, отнюдь не русский, дюссельдорфский их реализм. Вскоре в Петербурге был основан журнал "Мир искусства". Бенуа занял в этом журнале первое место, стал "русским Мутером". В это же время товарищество "Знание" выпустило русский перевод книги Мутера. Небольшая глава о русской живописи разрослась в отдельный дополнительный том, который вызвал в России такой же шум, как немецкий оригинал в Германии.

С тех пор много воды утекло. Битва кончена, сражение выиграно. Передвижничество медленно умирает, не выдвинув ни одного нового дарования. "Мир искусства" славно закончил свое существование перед самой революцией. Его эстетические идеи стали ходячей монетой. Ими пользуются почти все современные критики, редко указывая на тот источник, откуда они заимствуют свои "передовые" идеи. Молодое русское искусство попало уже в музеи, русские и заграничные. Правда, среди отсталых ремесленников искусства идет еще ропот. Против Третьяковской галереи, которая смело защищает современное искусство, ведется ожесточенная борьба. Но это борьба - не идейная. Ее корень - в обиженных самолюбиях. Молодое русское искусство победило по всему фронту. Его победа настолько решительна, что вызывает уже самую законную реакцию со стороны нового, еще более передового поколения, которое восстает против чрезмерного субъективизма, крайнего индивидуализма русской "мутеровщины". Мы накануне нового кризиса в русском искусстве.

Но каковы бы ни были дальнейшие пути русского искусства, оно всегда будет считаться с движением девяностых годов, возникшим почти единовременно в России и Германии.

Имя Мутера тесно сплетено с историей этого движения.

Дмитрий Владимирович Философов (1872-1940) - русский публицист, художественный и литературный критик, религиозно-общественный и политический деятель.

Серия: "Всеобщая история. Черная с лаком"

История живописи, насчитывающая тысячи лет, неотделима от истории развития цивилизации. Живопись - это вечный поиск совершенного образа ускользающего мира, в котором отражается сам человек со всеми своими достоинствами и слабостями. "Всеобщая история живописи" всемирно известного немецкого искусствоведа Рихарда Мутера, собравшего поистине колоссальный материал по истории изобразительного искусства стран мира, - это возможность вновь пережить наиболее волнующие и запоминающиеся моменты этого вечного движения человечества к идеалу.

Издательство: "Эксмо" (2010)

ISBN: 978-5-699-18136-0

Мутер Рихард

(Muther, род. в 1860 г.) - немецкий писатель, проф. истории искусства в Бреславльском университете. Написал "Die ältesten deutschen Bilderbibeln" (Мюнхен, 1883), "Die deutsche Bücherillustration der Gotik und Fruhrenaissance" (1884), "Meisterholzschnitte aus vier Jahrhunderten" (в сотрудничестве с G. Hirth"ом, 1888-93). Известность доставила ему "Geschichte der Malerei des XIX Jahrhunderts" (Мюнх., 1893; англ. пер., Л., 1896), в которой он решительно выступает за стремления современного натурализма, за "новоидеализм" и сродные направления.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Мутер Рихард История живописи, насчитывающая тысячи лет, неотделима от истории развития цивилизации. Живопись - это вечный поиск совершенного образа ускользающего мира, в котором отражается сам человек со всеми… - @Эксмо, @ @ @ @ 2019
    876 бумажная книга
    Мутер Рихард История живописи, насчитывающая тысячи лет, неотделима от истории развития цивилизации. Живопись - это вечный поиск совершенного образа ускользающего мира, в котором отражается сам человек, со всеми… - @Эксмо, @ @ @ @ 2019
    1190 бумажная книга
    Рихард Мутер История живописи, насчитывающая тысячи лет, неотделима от истории развития цивилизации. Живопись это вечный поиск совершенного образа ускользающего мира, в котором отражается сам человек, со всеми… - @Издательство`Эксмо`ООО, @ @Подарочные издания. Всеобщая история (новое оформление) @ @
    1049 бумажная книга
    Гнедич Петр Петрович Предваряя первое издание своей книги, писатель, драматург и переводчик Петр Петрович Гнедич так определял стоящую перед ним цель: "Настоящая книга - это первая попытка дать на русском языке, в живом… - @Эксмо, @ @Подарочные издания. Всеобщая история (нов.оф) @ @ 2018
    1190 бумажная книга
    Гнедич Петр Петрович Предваряя первое издание своей книги, писатель, драматург и переводчик Петр Петрович Гнедич так определял стоящую перед ним цель:`Настоящая книга - это первая попытка дать на русском языке, в живом и… - @ЭКСМО, @ @Подарочные издания. Всеобщая история (нов.оф) @ @ 2018
    671 бумажная книга
    Гнедич Петр Петрович Искусство - одна из самых ярких форм материализации вечности. Строго говоря, созданное великими мастерами вообще не имеет цены - оно прекрасно, неповторимо и абсолютно случайно, будь это Венера… - @Эксмо, @ @Подарочные издания. Всеобщая история @ @ 2019
    876 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      История портрета - Основная статья: Портрет … Википедия

      История Мексики - Символ майянского бога созидания и разрушения Ицамны … Википедия

      ИСТОРИЯ - (греч.). 1) наука, исследующая последовательное развитие человечества, народа, учреждения и т. д. 2) естественная история: все науки, которые занимаются исследованием предметов или явлений природы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

      История - Слово история греческого происхождения (ίστορία); оно значило, первоначально, исследование, разузнавание, повествование о том, что узнано (ίστορέω стараюсь разузнать, ίστωρ знаток, свидетель). В смысле повествования о разузнанном, оно перешло в… …

      Франция - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …

      Италия Большая советская энциклопедия

      Италия - I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

      Япония - I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Япония* - Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Греция - I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… … Большая советская энциклопедия

      Испания - (Espana) официальное название Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… … Большая советская энциклопедия

    Перевод В. Фриче. Тт 1-3. СПб.: кн-во «Печатник», тип. П.П. Рябушинского, [б.г.]. - [Т.1: Средние века и Ренессанс в Италии]. 288 с., 45 л. ил., в том числе 19 л. цв. ил.; [Т.2: Нидерландское и немецкое Возрождение и эпоха Барокко]. 330 с., 46 л. ил., в том числе 21 л. цв. ил., 34 ил. в тексте; [Т.3: Восемнадцатое и девятнадцатое столетие]. 324 с., 49 л. ил., в том числе 16 л. цв. ил., 29 ил. в тексте. Экземпляр в издательских коленкоровых переплетах с полихромным и золотым тиснением. Тройные узорные обрезы. 28,7х21,5 см. Фундаментальный труд известного немецкого историка искусства.

    Короткая справка: Мутер, Альберт Карл Рихард (нем. Richard Muther; 1860-1909) - германский искусствовед, преподаватель и научный писатель. Изучал историю искусств в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах, в 1881 году получил докторскую степень. Затем отправился преподавать в Мюнхен, где одновременно занимался изучением средневековой книжной иллюстрации. С 1885 года был директором Государственного графического собрания в Мюнхене, с этого же времени начав писать статьи по искусству для различных периодических изданий. В 1895 году стал профессором истории искусств в университете Бреслау. С 1902 года периодически выступал редактором монографий по искусству. Написал «Die ältesten deutschen Bilderbibeln» (Мюнхен, 1883), «Die deutsche Bücherillustration der Gotik und Fruhrenaissance» (1884), «Meisterholzschnitte aus vier Jahrhunderten» (в сотрудничестве с G. Hirth’ом, 1888-93). Известность доставила ему «Geschichte der Malerei des XIX Jahrhunderts» (Мюнхен, 1893; английский перевод - Лондон, 1896), в которой он решительно выступал за стремления современного ему натурализма, за «новоидеализм» и похожие направления. И как научный писатель, и как педагог подвергался критике и травле за свой «эротический» стиль повествования. Именно этому труду он обязан своей громкой славой, в том числе и в России, где был принят с большим энтузиазмом художниками нового направления, "декадентами". Рецензию на это издание сразу по выходу написал сам Максим Горький (в газете «Нижегородский листок», 1899 г., № 314 от 15 ноября).

    Этот большой труд был переведен на несколько языков и пользовался за границей большой известностью. Не менее важным его библиографы считают знаменитый и востребованный фундаментальный пятитомник "Истории живописи" - Geschichte der Malerei. 5 vols. Leipzig: G. J. Göschen, 1899-1906.

    В семи выпусках. Тт. 1-3. Издание Товарищества "Знание"СПб.: Типография М.Д. Рудометова, Типография общ. Е. Евдокимов, 1899-1901. С многочисленными иллюстрациями в тексте, в том числе полностраничные, и на отдельных листах. [Т.1]. 1899. , VI, , 353, IV с.: ил., 9 л. ил.; Т.2. 1900. , 484, с.: ил., 4 л. ил.; Т.3. 1901. , 462, с.: ил., 4 л. ил. Каждый том в иллюстрированном цельнотканевом (коленкор) издательском переплете. Типографская ошибка в названии при тиснении золотом на корешке (т.1) у небольшой части тиража. 27,5х19 см.

    В первом томе - рассматриваются: начало нового искусства в Англии; классическая реакция в Германии и Франции; Назарейская школа; Мюнхенское искусство при короле Людовике I; Дюссельдорфская школа; немецкий и французский романтизм; историческая живопись в Бельгии и проч.

    Во втором томе - рассматриваются: английская живопись до 1850 года; батальная живопись; юмористическая жанровая живопись; социалистическая тенденция в живописи; деревенский быт в живописи; пейзажная живопись в Германии; реализм во Франции, Англии и Германии; влияние японского искусства и проч.

    В третьем томе - рассматриваются: национальные школы живописи Франции, Испании, Италии, Англии, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, России, Америки, Германии; сущность нео-идеализма и проч.

    Оглавление:

    Том 1. Введение - Начало нового искусства в Англии - Положение искусства на континенте - Классическая реакция в Германии - Классическая реакция во Франции - Традиция и свобода - Назарейская школа - Мюнхенское искусство при короле Людовике I - Дюссельдорфская школа - Заветы немецкого романтизма - Предшественники романтизма во Франции - Поколение 1830 года - Juste-mileu - Эпигоны - Историческая живопись в Бельгии - Возрождение колорита в Германии - Конец псевдо-идеализма - Указатели литературы

    Том 2. Введение - Рисовальщики - Английская живопись до 1850 года - Батальная живопись - Италия и Восток - Юмористическая жанровая живопись - Социалистическая тенденция в живописи - Деревенский быт в живописи - Пейзажная живопись в Германии - Начало Paysage Intime - Пейзажная живопись 1830 года - Жан Франсуа Милле - Реализм во Франции - Реализм в Англии - Реализм в Германии - Задачи современного колорита - Японцы - Да будет свет - Указатель литературы ко II тому

    Том 3. Введение - Франция - Испания - Италия - Англия - Бельгия - Голландия - Дания - Швеция - Норвегия - Россия - Америка - Германия - Сущность нео-идеализма - Англия - Уистлер и Шотландцы - Франция - Германия - Указатель литературы

    Короткая справка: Мутер, Альберт Карл Рихард (нем. Richard Muther; 1860-1909) - германский искусствовед, преподаватель и научный писатель. Изучал историю искусств в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах, в 1881 году получил докторскую степень. Затем отправился преподавать в Мюнхен, где одновременно занимался изучением средневековой книжной иллюстрации. С 1885 года был директором Государственного графического собрания в Мюнхене, с этого же времени начав писать статьи по искусству для различных периодических изданий. В 1895 году стал профессором истории искусств в университете Бреслау. С 1902 года периодически выступал редактором монографий по искусству. Написал «Die ältesten deutschen Bilderbibeln» (Мюнхен, 1883), «Die deutsche Bücherillustration der Gotik und Fruhrenaissance» (1884), «Meisterholzschnitte aus vier Jahrhunderten» (в сотрудничестве с G. Hirth’ом, 1888-93). Известность доставила ему «Geschichte der Malerei des XIX Jahrhunderts» (Мюнхен, 1893; английский перевод - Лондон, 1896), в которой он решительно выступал за стремления современного ему натурализма, за «новоидеализм» и похожие направления. И как научный писатель, и как педагог подвергался критике и травле за свой «эротический» стиль повествования. Именно этому труду он обязан своей громкой славой, в том числе и в России, где был принят с большим энтузиазмом художниками нового направления, "декадентами". Рецензию на это издание сразу по выходу написал сам Максим Горький (в газете «Нижегородский листок», 1899 г., № 314 от 15 ноября).

    Этот большой труд был переведен на несколько языков и пользовался за границей большой известностью. В своей книге Р. Мутер стремился дать сжатый и ясный очерк ключевых моментов в развитии искусства с конца восемнадцатого века до современного ему конца XIX-го. Преимущество Мутера заключалось в том, что он имел гораздо больше источников для написания работы, чем историки более ранних времен. «Этих трудностей историк современного искусства не встречает на своем пути», - отмечал Мутер. Автор рассматривает не только европейское, но и, к примеру, искусство Японии или Америки. Однако русское искусство в трехтомнике не затронуто.