Страховой запас необходим для. Роль и состав затрат, связанных с запасами. Какой объем страхового запаса нужен

Различных видов создаются для достижения разнообразных целей, определяемых спецификой конкретного предприятия. Основными целями создания запасов являются:

1) Повышение эффективности производства;

2) Эффективное обслуживание потребителей;

3) Страхование сбоев в поставках;

4) Защита от повышения закупочных цен;

5) Экономия на оптовых скидках при заказе;

6) Экономия на транспортировке.

Имеется несколько способов классификаций запасов, которые помогают в принятии решений в сфере товарного запаса. Один из возможных видов общей классификации - по назначению (производственные и товарные), которые, в свою очередь, можно подразделить по признаку исполняемой функции – на текущие и страховые:

Текущие запасы – это основная часть производственных и товарных запасов, которые обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса на предприятии между поставками .

Рассмотрим более подробно что такое страховые запасы, как они рассчитываются и на что влияют.

СТРАХОВОЙ ЗАПАС (далее С.З.) - это запас ресурсов, предназначенный для бесперебойного снабжения производства и потребления в случае непредвиденных перебоев в снабжении предприятия из-за нарушения поставщиками сроков и условий поставок, недостатков в работе транспорта, непредвиденного роста спроса и других причин. В отличие от текущего запаса, величина С.З. не изменяется при запланированном ходе поставок и сбыте.

Типичный график страхового запаса представлен ниже. Заштрихованная часть - это страховой запас; часть его израсходована в точке t i вследствие задержки поступления очередной партии изделий и затем восстановлена:


Страховой запас помогает снизить потери от непредвиденного дефицита, однако его большой размер может привести к неоправданным затратам на содержание С.З.на складе компании. Определяющим фактором при расчете величины С.З. является достижение минимальных потерь, вызванных дефицитом и и в тоже время – минимальных затрат на содержание запаса.

На величину С.З. оказывают существенное влияние следующие факторы: вероятность того, что поставщик нарушит свои обязательства по отгрузке товаров (сроки отгрузки, количество или качество товара); вероятность незапланированного роста сбыта товаров; вероятность того, что будут нарушены сроки доставки товаров от поставщика и другие причины, индивидуальные для каждого поставщика.
Количественная оценка каждого фактора, а также учет их совместного влияния на размер страхового запаса является сложной задачей. Самый простой вариант расчета С.З. - когда имеется только одна влияющая случайная величина, т.е. действует лишь один случайный фактор. Например, сроки поставок на склад точно соответствуют планам, а сбыт в периоды между поставками подвержен случайным колебаниям (система Центральный склад – склады филиалов, поставки с ЦС строго определены, а продажи на филиалах не соответствуют заявленным прогнозам).

Расчет размера страхового запаса в такой однофакторной ситуации, выполняется на основе данных о величине сбыта в периоды между поставками за последние 12 месяцев. Вначале, пользуясь этими данными, необходимо определить закон распределения случайной величины. В том случае, если распределение имеет нормальный характер, размер страхового запаса S стр рассчитывают по формуле: S стр =t*σ

Где σ - средне- квадратичное отклонение величины сбыта за периоды поставки, t - параметр нормального распределения (параметр функции Лапласа).

Рассмотрим каждую величину в формуле С.З. отдельно.

Параметр t определяется на основе решения о допустимой вероятности наличия дефицита А следующим образом:

1. Необходимо определить оптимальную вероятность возникновения дефицита А

Где С хран - затраты на хранение товара на складе, С деф - потери из-за дефицита товара на складе.

(Например, затраты на хранение единицы товара составляют С хран =150руб/год, а потери от дефицита С деф = 5150руб/год, тогда вероятность возникновения дефицита - А=0,03.)

2. Определить значения функции Лапласа F(t) для найденной вероятности возникновения дефицита А .

Плотность нормального распределения

Плотность нормального распределения приведена на графике. Общая площадь под кривой равна единице, т.е. суммарной вероятности любых значений сбыта. Наибольшую вероятность имеет среднее значение величины сбыта за период поставки. Очень малые и очень большие значения сбыта за период поставки маловероятны. Площадь заштрихованной области на графике равна полученному значению вероятности дефицита.

Значение функции Лапласа находим по формуле: F(t)=1-2*А

(В примере F(t)=1-2*0,03=0,94)

3. Определить значение параметра t для найденного значения функции Лапласа F(t) – по таблице нормального распределения (ссылка дана выше) находим значение аргумента (параметр t ).

В нашем примере t=1,88.

Вторая величина, входящая в формулу страхового запаса - среднеквадратичное отклонение σ , рассчитывается по формуле:

Где х i i-й элемент выборки (величина сбыта во время i-той поставки), а

Среднее арифметическое выборки, n – объем выборки.

Рассчитаем размер С.З. Допустим, среднеквадратичное отклонения при определенной выборке значений сбыта составило σ = 15. Тогда размер С.З. в нашем примере составит: S стр =1,88*15≈28 усл.ед.

То есть, при стабильных поставках и колеблющемся, нормально распределенном сбыте, наличие страхового запаса в 28 усл. единиц обеспечит 97-ми процентную готовность к поставке товаров со склада компании. В свою очередь, данная готовность обеспечит наилучшее соотношение между затратами на содержание запаса и возможными потерями от дефицита (А=0.03).

Основным условием применения приведенного порядка расчет С.З. является нормальный характер распределения значений случайной величины (сбыта). Распределение считается нормальным, если на величину признака влияет сумма многих случайных слабо взаимозависимых величин, каждая из которых вносит малый вклад относительно общей суммы. В случае, если факторы, вызывающие отклонение значения случайной величины от её ожидаемого значения, действуют редко, но число таких факторов велико, то случайная величина может быть распределена по закону Пуассона.

При равномерном распределении вероятности случайной величины сбыта - любое значение потребности, лежащее в пределах от известного минимального значения min до известного максимального значения max , имеет равную вероятность. Формула для расчета величины С.З. в случае равномерного распределения имеет вид: S стр =(0,5 - А)* (max-min) Т.о., изменение характера распределения случайной величины оказывает основное влияние на размер С.З.

Расчет страхового запаса для более сложных случаев, когда есть несколько влияющих случайных величин, проводится с помощью компьютерного моделирования подбором различных значений параметров системы и с использованием различных методов расчета необходимого объема С.З.

Страховые запасы – фактически являются затратами, необходимыми для обеспечения качественного обслуживания потребителей. Для получения максимальной прибыли необходимо тщательно контролировать все затраты, в том числе и на создание С.З., т.е. обеспечивать высокий уровень обслуживания при минимальных страховых запасах. Необходимо учитывать, что объем С.З. напрямую зависит от типа потребляемых товаров – от того, в какую категорию попадает товар при проведении ABC-XYZ анализа.

Не существует абсолютно верного размера страхового запаса, единого для всех компаний. Необходимо в каждом конкретном случае проводить расчеты с учетом многих факторов – таких, как рентабельность, уровень сервиса, ожидания покупателей, конкуренция в регионе сбыта и многих других.

Страховой запас по каждой позиции – постоянная, неприкосновенная в нормальных условиях часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств

Страховой запас защищает вас от дефицита товара в период ожидания пополнения запаса. Для чего нужна такая «страховка»?

Спрос - это прогноз, основанный на прошлых показателях, коэффициенте(ах) тенденции и/или известном объеме будущего потребления. Фактическое потребление товара может быть больше или меньше. Страховой запас необходим в том случае, когда фактическое потребление превышает прогноз. Это страхование обеспечивает возможность выполнения заказов покупателей.

Планируемое время выполнения заказа — это тоже прогноз, обычно основанный на данных о прошлых поставках. Иногда фактическое время выполнения заказа бывает больше прогнозируемого. Страховой запас предотвращает возникновение дефицита, когда на получение пополнения требуется больше времени, чем предполагалось.

Плюсы и минусы страховых запасов

Плюсы.
Обеспечивает бесперебойное обеспечение продаж в случае колебаний спроса;
Обеспечение бесперебойного обеспечение продаж в случае изменения сроков поставки от поставщика (по вине поставщика, по вине транспортной компании и т.д.)
Более высокий уровень удовлетворения заказов клиентов

Минусы.

Увеличивается потребность в оборотных средствах для закупки товаров

Увеличиваются затраты компании

Увеличивается потребность в складских площадях

Определение объема Страховых запасов

Существует несколько методов определения объема страховых запасов:

  • определение объема страхового запаса в виде процента от спроса во время выполнения заказа;
  • определение объема страхового запаса на основе дневного потребления;
  • задание объема страхового запаса вручную;
  • определение объема страхового запаса на основе среднего отклонения.

Процент от спроса во время выполнения заказа

Этот метод предполагает задание объема страхового запаса как процентной доли спроса за планируемое время выполнения заказа. Он исходит из того, что объем страхового запаса растет пропорционально спросу и длительности времени выполнения заказа. Такой метод обычно подходит для товаров, запасы которых расходуются регулярно и пополняются реже, чем раз в две-три недели.

  • Для определения объема страхового запаса заданный процент умножается на показатель предполагаемого спроса на протяжении времени выполнения заказа (Дневной спрос X Планируемое время выполнения заказа). Допустим, вы решили, что страховой запас должен быть на уровне 50% объема спроса в планируемое время выполнения заказа. Предположим:Планируемое время выполнения заказа = 10 дней

Дневной спрос = 2 шт. Страховой запас = 50% спроса в планируемое время

(2 X 10) X 50% = 10 шт.

Мы будем держать 10 шт. (пятидневная потребность) в качестве страхового запаса. Этот метод легок для понимания, но в результате его применения нередко образуются слишком большие или слишком маленькие страховые запасы. В частности, это касается к следующих товаров:

Товары с длительным, но постоянным временем выполнения заказа и довольно постоянным спросом

Если мы используем этот метод (и задаваемый процент) для импортируемого товара с планируемым временем выполнения заказа в 12 недель, то нам придется для страховки держать 6-недельный запас. Если мы обычно получаем пополнение вовремя, а спрос из месяца в месяц не испытывает существенных колебаний, то страховочный запас будет слишком велик. Другими словами, слишком много денег будет заморожено в непродуктивном запасе.

Товары с очень коротким временем выполнения заказа и существенными колебаниями спроса от месяца к месяцу

Если планируемое время выполнения заказа » неделя, этот метод (и задаваемый процент) приведут к появлению трех- или четырехдневного страхового запаса. Если потребление колеблется от месяца к месяцу, доступного количества товара может оказаться недостаточно, чтобы бесперебойно выполнять заказы покупателей, и компания столкнется с дефицитом.

Рассмотрим другой пример. При планируемом времени выполнения заказа в 120 дней расчет выглядит следующим образом:

Планируемое время выполнения заказа =120 дней

Дневной спрос = 2 шт.

Страховой запас = 50% спроса в планируемое время

(2 X 120) X 50% = 120 шт.

Не забывайте, что страховой запас является лишь гарантией и, как правило, не обеспечивает рентабельности вложенных в него средств. Рассчитанный на 60 дней (два месяца) страховой запас, возможно, будет превышать реально необходимый, если, конечно, время выполнения заказа спрос не подвержены чрезмерно сильным колебаниям.

На основе дневного потребления

Этот метод популярен в тех организациях, которые всегда стремятся иметь под рукой запас на х дней » на крайний случай. При этом подходе объем страхового запаса определяется умножением заданного вручную в графе «количество дней, на которое рассчитан страх запас» числа на текущий дневной спрос. Например:

Количество дней, на которое рассчитан страховой запас = 14 дней

Дневной спрос = 2 шт.

2 X 14 = 28 шт.

Этот метод предполагает, что страховой запас определяется на основе «предположений» менеджера по закупкам или руководства. Но менеджерам по закупкам свойственно преувеличивать необходимый объем страхового запаса ради обеспечения высокого уровня обслуживания. Естественно, ведь дефицит так неприятен. Если не соблюдать осторожность, использование этого метода приведет к появлению излишков.

Задание вручную

Этот метод похож на метод расчета объема страхового запаса на основе дневного потребления, но в данном случае менеджер по закупкам сам устанавливает, какое количество товара должно лежать на полке в качестве резерва. Как и в предыдущем случае, этот метод зачастую приводит к созданию излишне больших запасов.

На основе среднего отклонения

Не забывайте, что цель страхового запаса - обеспечить высокий уровень обслуживания в случае необычного спроса во время выполнения заказа или при его задержке. Как говорилось выше, мы можем компенсировать непостоянство времени выполнения заказа, установив плановое время выполнения заказа для конкретного товара равным наибольшему из возможных нормальных значений. Но нам нужно учесть и колебания спроса. Чем сильнее непостоянство объемов потребления, тем больший страховой запас нужно поддерживать для данного товара. Это требование учитывается при расчете объема страхового запаса на основе среднего отклонения.

Рассмотрим пример. Вариацией или отклонением спроса будем считать разницу между прогнозным значением спроса и фактическим потреблением в каждый из последних трех месяцев (в таких случаях обычно берется период от трех до шести месяцев). Допустим, динамика спроса и потребления какого-либо товара была следующей:

В январе разница между прогнозным значением спроса, составившим 50 шт., и фактическим потреблением в 60 шт. составила 10 шт. В феврале прогнозное значение спроса было 76 шт., а фактическое потребление » 80, что дало разницу в четыре штуки. Среднее отклонение:

10 + 4 / 2 = 7 шт. в месяц.

Обратите внимание, что мартовское отклонение, когда прогнозное значение спроса превысило потребление, в нашем расчете страхового запаса не учитывается. Почему» Потому что, если прогноз покупательского спроса превышает фактическое потребление, нам определенно не стоит увеличивать страховой запас. Доступного товара и так больше чем достаточно.

Мы умножаем среднее отклонение на коэффициент отклонения. Коэффициент выбирается в зависимости от желаемого уровня обслуживания покупателей, определяемого как доля товарных позиций, по которым поставки покупателям были осуществлены за один раз к обещанной дате. Чем больше коэффициент, тем более крупный страховой запас мы поддерживаем и тем выше уровень обслуживания покупателей. (Уровень обслуживания покупателей подробно рассматривается в главе 1.)

Мы обнаружили, что должный уровень обслуживания покупателей достигается, как правило, при следующих значениях:

Если цель » уровень обслуживания покупателей 95%, умножаем среднее отклонение на 2 (7 X 2 = 14 шт.). Будьте осторожны! Использование большого коэффициента отклонения приводит к появлению крупного оборачивающегося запаса. Это нетрудно заметить, если построить график для размеров заказа постоянно потребляемого товара (рис. 3.11).

Рис. 3.11

На графике видно, что заказов на поставку относительно маленьких партий товара немного, как и заказов на поставку относительно крупных партий, и наибольшее количество заказов имеют «типичный» объем. Нам придется создавать гораздо больший страховой запас, если мы хотим обслуживать из собственных запасов относительно небольшое количество заказов на крупную поставку. Не забывайте, что все статистические модели несовершенны. Тщательно отслеживайте уровень обслуживания покупателей, чтобы выявить потребность в повышении или понижении принятых коэффициентов отклонений для достижения поставленной цели.

В следующей статье будет представлен метод определения объема страховых запасов на основе среднеквадратического отклонения.

Ввиду внедрения в международную практику принципов «управления поставками», страховой запас стал рассматриваться некоторыми компаниями как ничем не оправдывающая себя статья затрат. Другие же компании до сих пор переполняют свои склады запасами гораздо большего объема, чем требуется. Страховой запас необходим, однако его размер во многих случаях может быть уменьшен без оказания негативного влияния на уровень обслуживания покупателей.

Страховой запас – это часть производственных запасов, формируемых на случай непредвиденных обстоятельств (недопоставок, просроченных поставок) или чрезвычайных положений (аварийные ситуации у поставщика, негативные природные явления). Предположения о возникновении непредвиденных ситуаций не случайны.

Во-первых, прогнозирование спроса осуществляется на основе данных за прошедший период времени. Однако, никаких гарантий того, что спрос останется на том же уровне, нет, и реальный спрос может превзойти прогнозируемые значения.

Во-вторых, продолжительность цикла заказа, т. е. время, которое проходит от размещения заказа до доставки товара, – это также величина, рассчитанная на основе данных за прошедшие периоды. Поэтому, также как и спрос, ее значение может изменяться в каждом новом периоде.

С учетом двух указанных неопределенностей, связанных со спросом и продолжительностью цикла заказа, необходимо решить главную задачу – определить оптимальный объем страхового запаса. Для этого необходимо иметь четкое представление о том, каков риск нехватки товаров на данном рынке и при данных экономических условиях, а также какого уровня обслуживания потребителей компания стремится достигнуть.

Для расчета страхового запаса в литературе описывается большое количество способов (таблица Таблица 2).

Расчетная формула

Обозначения

К.В. Инютина, 1969 γ – коэффициент, показывающий надежность обеспечения запасом, t i – интервал i-ой поставки, дн., Т ср – средний интервал между поставками, дн., Q i – объем i-ой поставки, N – количество поставок.
Н.Д. Фасоляк, 1977 К – коэффициент, показывающий надежность обеспечения запасом, t i – велечины интервалов большие T cp , М – количество «опоздавших» поставок, т.е. T i > T cp ,
Е. А. Мельникова и др., 1979 Z m – отклонение суточного остатка от среднего уровня перед поставками (Z), R cp – среднесуточный расход (в год).
А.С. Хрящев, Б.К. Федорчук, 1980 σ – среднеквадратическое отклонение суточных остатков топлива от среднего уровня, вычисленного по скользящей средней.
В.А. Щетина и др., 1988 δ – параметр (аргумент) функции Лапласа Ф(δ), σ τ – среднеквадратическое отклонение интервала между поставками, n – максимальное количество поставок в году ретроспективного периода.
А.П. Долгов, 2004 b – интенсивность расход, , Q j on – размер поставки в так называемой опоздавшей партии.

Наиболее удобна модель расчета страхового запаса, учитывающая вероятность спроса, потери от дефицита и стоимость хранения. Вероятность спроса рассчитывается по данным спроса за прошедшие периоды. Страховой запас подбирается таким, чтобы решилось следующее равенство:

Расходы на дефицит + Расходы на хранение = min

Расходы на дефицит определяются как произведение расходов, которые влечет отсутствие единицы товара на математическое ожидание данного дефицита при выбранном страховом запасе.

На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.

Роль информационно-компьютерной поддержки логистичес­кого менеджмента трудно переоценить. Современное состояние логистики во многом определяется бурным развитием и внедре­нием во все сферы бизнеса информационно-компьютерных тех­нологий. Реализация большинства логистических концепций (си­стем) была бы невозможна без использования быстродействую­щих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телеком­муникационных систем и информационно-программного обеспечения.

Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных, непредвиденных обстоятельств, например, таких как:

    отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;

    возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;

    непредвиденного возрастания спроса.

Страховые запасы формируются для того, чтобы защититься от неконтролируемого поведения покупателей (поскольку невозможно спрогнозировать количество ежедневных заказов) и задержек в поставке товаров (вследствие невыполнения обязательств поставщиками и транспортными компаниями).

Принципы управления запасами можно сформулировать в виде простого алгоритма, состоящего из нескольких шагов:

    определения, чем может управлять компания;

    выявления релевантных затрат и их зависимости от управляемых параметров;

    поиска оптимального решения, при котором релевантные затраты для компании будут минимальными.

Менеджмент компании может влиять на остаток запасов, управляя процессом закупок. Следовательно, можно определить основные параметры управления запасами:

    размер заказа на закупку товаров;

    время возобновления заказа (параметр, на основании которого принимается решение о размещении новых заказов).

Релевантными называют затраты, которые меняются в результате принятия решения. В системе управления запасами обычно выделяют следующие группы релевантных затрат:

    затраты, связанные с хранением запасов (стоимость капитала, обездвиженного в запасах; затраты на содержание товара на складе);

    затраты, связанные с выполнением заказов (расходы на ведение учетной документации; транспортные расходы на доставку заказов; расходы, связанные с размещением заказов, и т. д.);

    убытки, возникшие из-за дефицита запасов (расходы в виде потери части прибыли либо потери клиентов и части деловой репутации компании).

При этом важно определить не только затраты, которые будут меняться, но и то, как они будут меняться. Это позволит смоделировать последствия принимаемого решения. Наиболее распространены так называемые конкурирующие затраты, то есть затраты, меняющиеся в противоположных направлениях. К примеру, увеличение страхового запаса на складе ведет к росту затрат на хранение и снижению риска убытков из-за простоя.

Оптимальным будет такое решение, при котором сумма всех релевантных затрат минимальна. Если определены сами затраты и порядок их изменения, то вычисление оптимального решения - уже техническая задача. Не составит труда решить ее с помощью Excel.

где D - плановая потребность в данном наименовании запаса за период (месяц, квартал, год); А - затраты на выполнение одного заказа, которые возникают при размещении нового заказа; C - затраты на хранение единицы запасов за период.

Для расчета оптимального размера страхового запаса в условиях неопределенности используются методы математической статистики. В частности, можно использовать общепринятую формулу расчета страхового запаса.

где k - коэффициент безопасности, который определяет степень защиты от дефицита, рассчитывается в зависимости от принятого значения вероятности дефицита (конкретное значение коэффициента k можно вычислить в программе Excel, подставив в функцию «НОРМСТОБР» принятое значение вероятности дефицита запасов и взяв модуль полученного значения);

- средняя длительность выполнения заказа;

- среднее значение потребности в товаре;

vard, varLT - среднеквадратические отклонения потребности соответственно в товаре и времени выполнения заказа.

Объем страхового запаса во многом зависит от принятия или непринятия риска экономистом компании. Но, как правило, финансовые директора не могут ответить на вопрос, какая вероятность возникновения убытков приемлема для их предприятия. Разумеется, гораздо безопаснее исключить такую вероятность вообще, но это приведет к созданию значительных страховых запасов, которыми предприятие ни разу не воспользуется.

Сергей Питеркин, директор компании "Райтстеп", консультант, CPIM.


Из интервью Сергея Чемезова, главы госкорпорации "Ростехнологии" газете "Ведомости" 28.05.09:

— Какая сейчас главная проблема у предприятий "Ростехнологий"?

— Ее я вижу в нехватке оборотных средств. Цена кредитов стала просто безумной. По-другому и не скажешь. Сейчас прослеживается опасная тенденция: руководители предприятий соглашаются кредитоваться на любых условиях, и под 28%, и под 30%. Особенно в регионах. Я спрашиваю, а как вы собираетесь деньги отдавать? Отвечают: будем брать, пока дают, чтобы не остановилось производство.

Введение

Тогда как высокие руководители правительства наперегонки докладывают о завершении кризиса, споря лишь по формулировкам, о том, что же это "слабые ростки" или "постепенный уверенный рост", предприятия реального промышленного сектора все так же, если не больше, испытывают проблемы со свободными оборотными средствами. И, по укоренившейся привычке, пытаются решить их не через устранение причины нехватки оборотки, но "припарками" - через кредитование. "А что же делать, надо же как то обеспечивать производство и выполнять заказы?"

В то же время, по личному наблюдению автора, консультирующего значительное число российских производственных компаний, мало кто, даже сейчас, обращает свое внимание в сторону производства и снабжения, тех отделов, от которых и зависит наличие или отсутствие "живых" денег на предприятии. "Лечить" надо там, финансовый отдел и бухгалтерия здесь ни при чем!

Почему это происходит? Во многом, потому, что при словах "оптимизация запасов" у многих встают перед глазами "призраки" огромных проектов постановки ИТ-систем планирования, либо Lean, либо еще чего, что любят предлагать как наши, так и зарубежные "горе-консультанты". Нет, автор не против всех этих чудес управленческой мысли. Более того, так или иначе, рано или поздно, но нашим предприятиям придется их внедрять, По крайней мере - рациональные части всех этих методов. Но на их реализацию нужны и время и деньги. А можно ли что-то сделать быстро? И своими силами? Чтобы уже через пару месяцев значительно уменьшить кредитную нагрузку на предприятие?

Для большинства предприятий - да! И начинать надо с самого простого - с азов управления запасам и . Точнее, с проверки и последующего изменения принципов управления ими. А именно, с изменения принципов расчета размеров страховых запасов, партий закупки и запуска. С того, что может быть реализовано с использованием MS Excel силами предприятия. И относительно быстро.

Общие положения. Откуда берутся лишние запасы.

Под лишними, подразумеваются запасы материалов, комплектующих, сырья, детале-сборочных единиц и готовой продукции за которые клиент не заплатит в ближайшее время. Соответственно не лишние - те запасы, которые закуплены или произведены под конкретный заказ клиента. После такого определения источник лишних запасов, а следовательно и замороженных денег, которых так не хватает предприятию, становится предельно ясен и понятен: 1) "оптимальные" партии закупок и производства, 2) "страховые" запасы, 3) производство и закупка того, что не нужно в ближайшее время.

Последняя причина (закупка и производство ненужного), к сожалению, не может быть решена быстро - здесь требуется постановка нормального планирования, изменение системы компенсации производственного персонала и т.п. Об этом - речь в следующей статье. Однако, значительный и быстрый экономический эффект для многих машиностроительных и приборостроительных предприятий может дать оптимизация первых двух источников лишних запасов. А именно, переход от неформальных процедур определения "страхового" запаса методами: "пальцем в небо", "двойной период поставки", "запаса карман не тянет" и "в "нормальном" хозяйстве все пригодится" , и определения оптимальной партии закупки/запуска методами: "больше партия закупки - меньше цена", "больше партия запуска - эффективнее использование оборудования - больше вала сделаем - больше сдельных денег получим" к формальным процедурам расчета.

Если раньше таким практикам можно было найти хоть какое то оправдание (рост цен, рост объемов производства, который съест все издержки), то сейчас для того чтобы предприятию выжить, необходимо быть lean в прямом смысле этого слова, т.е. худым и тощим, "без жира" - читай - запасов.

Расчет страхового запаса

Начнем с "простого" - с определения уровня страховых запасов. Внимание, не путать со страховыми заделами, назначение которых - не допустить простоя производства! Задача сейчас актуальная для единиц предприятий, работающих крупными сериями.

Уровни обслуживания

Уровень обслуживания (или уровень надежности) = вероятность нахождения нужной детали/материала на складе в требуемы момент времени и в требуемом количестве. Или, проще говоря, процент выполнения плана.

Большинство наших предприятий вообще не знает о том, что такое уровень обслуживания, и что именно дот него нужно отталкиваться при определении страхового запаса. Но, после короткого объяснения, предпочитают называть цифру, близкую к 100%. Это означает: 100% соблюдение плана производства/отгрузок по количеству и времени. Практически это достижимо. Но, только при огромных уровнях страховых запасов. Фактически, уровень обслуживания на большинстве российских машиностроительных/приборостроительных предприятий колеблется в диапазоне 50 - 70%, не выше.

Существуют несколько эмпирических методик расчета целевого уровня обслуживания, одна из которых ("критическая пропорция") и приводится ниже.

Уровень обслуживания = Критическая пропорция = Сv/(Cv+Co),
где:
Cv - стоимость истощения запасов
Co - стоимость хранения запасов.

В стоимость истощения запасов входят обычно такие величины, как стоимость аннуляции заказа или штрафные санкции, стоимость потери клиента, стоимость авральных работ в производстве, стоимость сверхурочных, стоимость персонала (диспетчера), постоянно занимающегося "вытаскиванием" "горящих" позиций, и т.п. Стоимость хранения запасов - стоимость капитала, потери при хранении, содержание склада и т.п.

Фактический уровень обслуживания определяется сравнительно просто:

  • для производства: отношение количества изделий (готовая продукция или готовые детали) произведенных в срок, к планируемому количеству. Или, фактический процент выполнения плана (в количественном выражении);
  • для закупаемых материалов и комплектующих: отношение своевременно поставленных (по времени и количеству) материалов и сырья к общему заказанному количеству.

При большой номенклатуре изделий уровни обслуживания определяются для групп деталей и узлов, готовой продукции, материалов. Не стоит целевой уровень обслуживания устанавливать сразу на очень высоком уровне. Для западных, европейских и американских предприятий очень хорошим показателем считается 95%. Для наших можно начать с 80-85.

Факторы неопределенности: от чего страховаться

Для производственного предприятия неопределенности, для компенсации воздействия которых и вводится страховой запас, будут следующими.

  1. Неопределенность внешнего спроса (в количестве) - неопределенность (ошибка) прогноза.
  2. Неопределенность производства (во времени и в количестве) - разброс времени фактического выполнения относительно планового.
  3. Неопределенность в поставках - разброс фактических поставок материалов и комплектующих, по количеству (пересортица и/или брак) и времени.

Для достижения надежной и стабильной работы предприятия необходимо стремится к минимизации указанных неопределенностей. Т.к. в реальной жизни практически невозможно свести на "нет" влияние всех факторов, необходимо страховой запас рассчитывать и вводить для каждого из этих факторов по отдельности. Используя для этого нехитрые, приводимые ниже формулы и процедуры.

Расчет страхового запаса унифицированных узлов и/или готовой продукции, производимых под прогноз спроса

Расчет страхового запаса унифицированных узлов и/или готовой продукции для покрытия неопределенности спроса производится путем вычисления ошибки прогноза. Соответственно, страховой запас, как таковой, определяется для групп готовой продукции, и его величина зависит только от точности прогнозирования при выбранном уровне обслуживания системы.

Процедуры расчета страхового запаса следующая.

  1. Определение групп продукции, имеющих одинаковый характер спроса.
  2. Расчет прогноза для групп продукции. Сбор факта.
  3. Определение среднеквадратичного отклонения фактического спроса от прогнозируемого:
    σ 2 = (∑(F - A) 2)/N,
    где F - прогнозируемый спрос, и А - фактический спрос (в единицах измерения готовой продукции) для i-го периода; N - количество рассматриваемых периодов.
  4. Определение страхового запаса (SS) для группы продукции:
    SS = σ * SF,
    где SF - страховой фактор.

В случае нормального распределения ошибок прогноза значение страхового фактора для заданного уровня обслуживания системы берется из таблиц ("страховой фактор при различном уровне обслуживания для нормального распределения результатов наблюдений"), содержащихся в большом количестве книг по Теории вероятностей и Математической статистике. Так же, пример таблицы приводится ниже:

В случае, если ошибки прогнозирования не описываются нормальным распределением, или, если у предприятия нет необходимого количества временных наблюдений, для определения страхового запаса может использоваться величина ошибки прогнозирования. В этом случае определяется не страховой запаса, а прогноз увеличивается на относительную ошибку.

Для сглаживания неравномерности спроса внутри периода, для которого определяется прогноз, в случае, когда время производства изделия не равно периоду прогнозирования, страховой запас (см. п.4) умножается на величину, равную квадратному корню отношения времени производства к периоду (частоте) прогноза.

В случае, если предприятие работает по типу производство-на-склад либо часть узлов и агрегатов производится по этому принципу, целесообразно управлять страховым запасом продукции именно через определение ошибки прогноза спроса. В этом случае рассчитывается не уровень страхового запаса на складе, а ошибка прогноза. Тогда на складе готовых деталей/складе готовой продукции всегда будет находиться оптимальный, исходя из заданного уровня обслуживания страховой запас изделий, но величина его будет зависеть от прогноза спроса и его ошибки. Преимущество этого метода в том, что гораздо проще управлять рассчитываемой ошибкой прогноза (например,12%). Тогда необходимый, и зависящий от уровня спроса (с учетом сезонности и т.п.) страховой запас на продукцию будет рассчитываться и поддерживаться автоматически.

Расчет страхового запаса унифицированных узлов или готовой продукции для буферизации неопределенностей производства.

Фактор неопределенности производства - это прежде всего время. Таким образом, с точки зрения буферизации неопределенностей производства, страховой запас унифицированных узлов, готовых деталей или готовой продукции определяется путем определения страхового времени производства. В этом случае время производства увеличивается на некоторую страховую величину за счет чего для узлов или готовой продукции образуется некоторый временной буфер, т.к. в большинстве случаев, производиться изделия будут несколько раньше запланированного времени. Процедуры расчета аналогичны описанным выше.

  1. Определение групп продукции (или конкретных наименований) с общим временим производства.
  2. Сравнение планового времени производства с фактическим и определение среднеквадратичного отклонения.
    σ 2 = ∑(P - A) 2 /N,
    где P - плановое время, А - фактическое для i-го производственного задания; N - количество заданий.
  3. Определение страхового времени (SТ) для группы продукции: SТ = σ * SF,

Данное время может быть включено в маршрут производства изделия в качестве дополнительной, фиктивной операции. Но лучше - как специальное, "буферное" время.

Расчет страхового запаса закупаемых материалов и комплектующих

Фактор неопределенности в закупке - время и количество поставки. Соответственно, для времени и поставляемого количества рассчитываются и страховой запас в количестве и страховое время. Расчет производится для каждой материальной позиции, или группы материалов. В случае доставки одинаковых материалов от разных поставщиков, указанные параметры рассчитываются для каждого поставщика. Процедуры и алгоритм расчета аналогичны приведенным выше.

Как видно из указанного выше, в формулах нигде не фигурирует такая величина, как время производства, время доставка. Что и неудивительно, т.к. мы страхуемся только от неопределенности, т.е отклонения в сроках/количестве поставки. Которая зависит ни от сроков, а от надежности (качества) внутреннего или внешнего поставщика. А теперь спросите, как ваша служба МТС считает страховой запас, если считает вообще. В 90% случаев страховой запас будет зависеть именно от сроков поставки, представляя кратное ему количество. Удивительно, не правда ли, откуда у нас только эти лишние запасы берутся?

Расчет оптимальных партий закупки/запуска

Размер партий материалов, комплектующих, деталей и узлов, оптимальный с точки зрения экономики предприятия, может быть рассчитан при помощи формулы оптимального объема заказа (ООЗ) . ООЗ рассчитывается, исходя из минимума суммарных затрат, включающих стоимость хранения материала на складе (чем больше партия, тем дольше она расходуется и тем выше общая стоимость хранения) и стоимость самого заказа (стоимость доставки от поставщика, стоимость наладки оборудования и т.п.)

Формула для вычисления оптимального объема заказа выглядят следующим образом:

Оптимальный объем заказа (ООЗ) формула = ,

где C O - затраты на обработку каждого заказа (транспортировка, время наладки оборудования и т.д.);
C H - затраты на хранение единицы запаса на складе в течение одного соответствующего периода времени (год, квартал, месяц). В данные затраты могут быть включены и проценты по кредиту, которые платит предприятие в силу нехватки оборотных средств, эквивалентных соответствующему объему запаса;
D - годовая (месячная или квартальная) потребность в материале.

Приведенная выше формула страхового запаса - наиболее простая и удобная для использования. Существуют более сложные алгоритмы вычисления ООЗ, основанные на расчете оптимальной периодичности заказа, оптимальной партии заказа группы разнородных изделий и т.д. Очевидно, что "войдя во вкус", оптимизации запасов, предприятие со временем доберется и до них.

Заключение

Как видно из изложенного выше, техника правильного определения уровня страховых запасов и размера оптимальных партий проста, легко и быстро может быть взята на вооружение практически любым предприятием, имеющим хотя бы по одному на отдел закупок, планирования производства, сотруднику обладающими начальными знаниями высшей математики и уверенных пользователей ИТ-систем уровня MS-Excel.

Экономический эффект будет получен сразу, с начала использования новых техник.