История развития октоиха. Московская сретенская духовная семинария Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни

Значение церковной молитвы трудно переоценить. Но не всегда люди могут получить от нее тот плод, который она должна приносить. Богослужебные тексты направлены в первую очередь на освящение и просвещение разума человека. Одной из таких важнейших богослужебных книг является Октоих. Рассмотрим общие данные об этой книге, а также ее роль в деле покаяния.


Содержание:

  • Общие сведение об Октоихе
  • Общие свойства греховного состояния
  • Общие сведение об Октоихе

    Октоих (греч. Octoechos, Осмогласник) ― одна из главных богослужебных книг Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии, а в воскресные дни кроме этого еще и песнопения малой Вечерни и Полунощницы .

    Октоих составлялся в течение нескольких столетий. Первые каноны и стихиры были написаны преподобным Иоанном Дамаскиным для воскресных дней. Дальше разные части Октоиха были написаны Феодором Студитом, Павлом Аморрейским, Митрофаном Смирнским, Феодором Начертанным и другими песнотворцами .

    Каждый день недели в Октоихе посвящён той или иной теме. В церковной практике были разные посвящения дней седмицы , но в настоящее время сложилась следующая система:

    Понедельник: покаяние и Ангельские силы.

    Вторник: покаяние и Иоанн Предтеча.

    Среда: Крест и Богородица.

    Четверг: Апостолы и святитель Николай.

    Пятница: Крест и Богородица.

    Суббота: все святые и молитва за усопших.

    Воскресенье: Воскресение Христово.

    Итак, непосредственно покаянию посвящены понедельник и вторник. Поэтому наиболее ярко данная тема раскрывается в службах этих дней (начиная с вечерни в воскресенье). Покаянные каноны на эти дни составлены преподобным Иосифом Песнописцем. «Преподобный Иосиф во всех своих произведениях, где только находит эту возможность, является проповедником спасительного покаяния. Проповедь и воспевание покаяния для Преподобного ― дело всей его жизни, всех устремлений его души» . Также покаянный характер имеет больша я часть канонов Пресвятой Богородице на повечериях.

    В Октоихе «нравственные правила жизни христианской выражены в разных молитвенных чувствованиях и песнях к Богу».

    Но и в текстах других дней седмицы также встречаются важные покаянные мысли. Часто покаянный характер имеют каноны Иоанну Предтече (на утрени во вторник), апостолам и святителю Николаю Чудотворцу (на утрени в четверг). В воскресных службах нередко говорится о спасении и избавлении от грехов через страдания и Воскресение Христа. В заупокойных службах, помещённых в Октоихе в субботы, встречаются мысли, важные с точки зрения учения о прощении грехов. В целом в Октоихе «нравственные правила жизни христианской выражены в разных молитвенных чувствованиях и песнях к Богу» и «нет песни Октоиха, из которой бы нельзя было извлечь для себя назидания» .

    Здесь нельзя не сказать о некоторых принципах, связанных с рассмотрением богослужебных текстов. С одной стороны, «богослужебные книги содержат стройную систему православного богословия и обладают для православного христианина безусловным и непререкаемым авторитетом. Говоря о догматической значимости богослужебных текстов, не следует забывать о том, что эти тексты читались и пелись в храмах на протяжении более десяти столетий, так что возможность присутствия в них каких-либо чуждых православному вероучению идей практически исключена: все чуждое было отсеяно Церковью» . С другой стороны, эти тексты являются поэтическими, а в такого рода произведениях могут быть применены и гиперболы, и другие литературные приёмы. В связи с этим в рамках данного исследования важен святоотеческий контекст.

    Для того, чтобы приступить к покаянию, необходимо начать с осознания своего падения.

    Также важно отметить библейскую укорененность текстов Октоиха. Православное богослужение в большинстве своём основывается на Священном Писании. Кроме того, что чтение Священного Писания составляет немалую часть богослужения (Евангелие, Апостол, чтения из Ветхого Завета, Псалтирь) – те части, которые не заимствованы напрямую из Библии, так или иначе на ней основаны. Многие молитвы, составленные святыми, представляют собой компиляцию библейских цитат. В стихирах и канонах постоянно встречаются аллюзии на примеры Священного Писания.

    Нередко непонятность православного богослужения связывается с церковнославянским языком, с тем, что богослужение совершается тихо и невнятно, и т.д. С этим нельзя не согласиться. Однако не менее важным для понимания богослужения является изучение Священного Писания, на котором построены многие гимнографические тексты.

    Например. В каноне Бесплотным Силам 6-го гласа читаем: «Дв7ду прbр0ку твоемY, ћкw престaти сотвори1лъ є3си2, тво‰ лю1ди поражaюща nрyжіемъ ти2 ѓгGла: ћкw щeдръ подaждь ми1ръ хrтE, всBмъ цRквамъ, надлежaщаz нhнэ њблегчaz и3скушє1ніz, ћкw многомлcтивъ » . Для понимания этого отрывка важен не столько перевод на русский язык, сколько знакомство с эпизодом из Ветхого Завета, повествующим о наказании царя Давида за проведение переписи (2 Цар. 24:11-18).

    В каноне недели Крестопоклонной есть тропарь: «Грzди2 є3ліссeе прbр0че, рцы2 ћвэ, что2 дрeво џное, є4же въ в0ду вложи1лъ є3си2; кrтъ хrт0въ, и4мже t глубины2 тли2 и3звлек0хомсz, томY покланsющесz вёрнw во вёки » . Имеется перевод этого тропаря: «Иди, Елисей пророк, скажи открыто, что это за дерево, которое в воду ты вложил? Это Крест Христов, которым мы извлечены были из глубины тления и поклоняемся Ему с верою вовеки» . Лексическое значение этого текста стало понятнее – но суть его невозможно понять без знания данного эпизода Священного Писания (4 Цар. 6:1-7).

    Говоря о добродетели покаяния, мы также обращаемся к Священному Писанию. Прекрасным примером библейского обоснования покаяния в богослужении является Великий Канон преподобного Андрея Критского, который весь построен на примерах Священной истории. Но и в текстах Октоиха встречается немало библейских примеров покаяния. На протяжении всего рассмотрения этой богослужебной книги будет обращаться внимание на связь её с книгами Ветхого и Нового Завета.

    Общие свойства греховного состояния

    Говоря о покаянных текстах Октоиха, необходимо начать с того, что они особо ярко описывают состояние грешника. Можно привести такой пример: «Ви1ждь тво‰ пребеззакHннаz дэлA, q душE моS! и3 почуди1сz, кaкw тS землS н0ситъ; кaкw не разсёдесz; кaкw ди1віи ѕвёріе не снэдaютъ тебE; кaкw же и3 сlнце незаходи1мое сіsти тебЁ не престA ; » .

    Такого рода описания даются для осознания своего греховного состояния. Для того, чтобы приступить к покаянию, необходимо начать с осознания своего падения. Против этого особенно восстаёт диавол, стараясь скрыть от человека его грехи, показать их незначительными.

    Игумен Никон (Воробьёв) пишет: «Признаком правильности духовного делания является все усиливающееся сокрушение духа, сознание своей греховности, испорченности, бессилия, - словом нищета духа» . Тексты Октоиха уделяют немалое внимание описанию состояния грешника, что должно помочь христианам «прийти в себя» (Лк. 15:17), осознать свою греховность – и с этого начать обращение к Богу.

    Первое, о чём свидетельствуют нам тексты богослужения ― это общая греховность рода человеческого. После падения Адама и Евы люди получили непреодолимую склонность ко греху, которая и передаётся из поколения в поколение как смертельная наследственная болезнь. По словам священноисповедника Николая Алма-Атинского «грехопадение наших прародителей для жизни всего последующего человечества имело принципиальное значение: им определяется вся последующая жизнь в ее основном направлении и существенном содержании» .

    Используя тексты Октоиха, священник может объяснять человеку, что Господь видит всеобщую греховность, и поэтому милостиво относится ко грешникам, обращающимся к Нему.

    В текстах Октоиха мы не раз встречаем упоминания о том, что согрешили все, что нет ни одного безгрешного, кроме Самого Бога. «Согрэши1хомъ вси2, млcрдіемъ твои1мъ не прeзри нaсъ » , «никт0же бо безгрёшенъ, т0кмw ты » . Причём особенно часто такого рода упоминания встречаются в субботней службе, связанной с поминовением усопших. Мы видим такие молитвенные воззвания: «Никт0же безгрёшенъ, никт0же t человBкъ бhвъ, т0кмw ты2 є3ди1не безсмeртне: тёмже рабы6 тво‰ ћкw бGъ щeдрый, во свётэ со ѓгGльскими ликостоsніи твои1ми ўчини2, бlгоутр0біемъ твои1мъ, презирaz беззакHніz » , «Ты2 є3ди1нъ kви1лсz є3си2 на земли2, сп7се м0й безгрёшенъ, и4же грэхи2 мjра взeмлzй ћкw млcрдъ: t мjра сегw2 престaвльшихсz вёрою, дyшы ўпок0й во дв0рэхъ с™hхъ твои1хъ » . Мы просим о прощении грехов усопших, апеллируя к тому, что человек не может быть безгрешным.

    Об этом пишут и святые отцы, например: «Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен совершенно от вины, кроме Того Единого, кто нас ради обнищал богат Сый. Безгрешен Он один – вземляющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников <...>. К Нему прибегнем и мы, потому что все грешные, прибегавшие к Нему, получали спасение. Потому и мы, братья мои, не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили мы? - Покаемся. Тысячекратно согрешили? - Тысячекратно принесем покаяние» .

    Используя приведённые выше тексты Октоиха, священник может помочь людям избегать отчаяния. Человек, видя постоянно повторяющиеся грехи и порой совершенную бесполезность борьбы с ними, нередко впадает в уныние, начинает сомневаться в возможности спасения. Используя тексты Октоиха, священник может объяснять человеку, что Господь видит всеобщую греховность, и поэтому милостиво относится ко грешникам, обращающимся к Нему.

    Но в то же время такое осознание не должно стать причиной беспечности. Святые отцы замечали, что лёгкость прощения грехов может привести к духовной расслабленности, и предостерегали от этого: «Не греши постоянно в ожидании получить прощение, но ищи безопасности в том, чтобы не грешить. Многие, в ожидании прощения сделав много дурного, обманулись в надежде, и себя не исправив, и прощения не получив» . Богослужебные тексты предостерегают нас от этой мысли разными способами. Один из них ― свидетельство о том, что лично я являюсь самым большим грешником из всех.

    Эту мысль непросто принять. Сравнивая себя с другими людьми, человек нередко видит свои достоинства и чужие недостатки – и не может признать себя первым грешником. Но богослужение свидетельствует нам: «Е# ди1нъ пaче всёхъ согрэши1хъ на земли2 р0ждшихсz, є3ди1нъ бhхъ престyпникъ твои1хъ зак0нwвъ гDи » , « сп7си1 мz є3ди1наго тво‰ сп7си1тєльныz престyпльша зак0ны , и3 всsкій грёхъ безсловeснw скончaвша » , «Г рэхолюби1въ въ житіи2 бhвъ, ћкоже и4нъ никт0же » , «С огрэши1хъ къ тебЁ чlвэколю1бче, не по є3стествY ћкw человёкъ, да и3спрошY прощeніе: но пaче человёка, и3 вhше є3стествA, и3 пaче прощeніz » , «П aче всёхъ человBкъ на земли2 ѓзъ согрэши1хъ » , «Ћкw въ беззак0ніихъ зачaтъ и3 роди1хсz, щeдре, согрэши1хъ пaче всёхъ человBкъ » . Здесь приведена лишь небольшая часть цитат из Октоиха на эту тему. Почему богослужение призывает нас к такому пониманию?

    Такие свидетельства есть и в Священном Писании. Праведный Авраам называл себя «землёй и пеплом» (Быт. 18; 27), апостол Павел говорит: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). Объяснение этому можно найти в святоотеческих творениях. В «Душеполезных поучениях» описывается как некий софист спрашивал у аввы Зосимы: «Как ты считаешь себя грешным, разве ты не знаешь, что ты свят? Разве не знаешь, что имеешь добродетели? Ведь ты видишь, как исполняешь заповеди: как же ты, поступая так, считаешь себя грешным?». Авва Зосима на это ответил, что не знает, как, но действительно считает себя грешным. И авва Дорофей поясняет: «От исполнения заповедей бывает некоторая привычка к смирению, и нельзя выразить это словом» .

    Здесь мы видим, что считать себя самым грешным – это состояние, которое приходит от привычки к смирению. Невозможно заставить себя так считать, убедить себя в этом. Но, постоянно упражняясь в смирении, человек приходит к такому осознанию.

    В приведённых выше цитатах богослужебные тексты показывают нам христианский идеал. Как ни парадоксально это звучит, идеал христианина ― считать себя самым грешным. Об этом же сказано у аввы Дорофея: «не всякий, но только смиренномудрствующий и уничижающий себя может сказать: я осёл, ибо сказать это не есть бесчестие, но, напротив, величайшая честь» . Богослужебные тексты могут помочь священнику напоминать прихожанам об этом идеале.

    Тем не менее, тексты Октоиха указывают не только на то, что мы согрешили больше всех. Через покаянные песнопения Церковь призывает нас признать, во-первых, что мы согрешаем постоянно, а во-вторых, что творим буквально все виды грехов и не творим никаких добрых дел.

    «Н а всsкъ дeнь согрэшaюща и3 преступaюща тво‰ зaпwвэди, њбрати1 мz б9е » , «П ослyшахъ врагA прогнёвающагw, и3 всsкъ грёхъ соверши1хъ » , «Н е пребhхъ во стрaсэ твоeмъ, не послyшахъ зaповэдей твои1хъ, и3 в0лю твою2 никогдaже сотвори1хъ » , «Всsку зaповэдь честнyю ўничижи1хъ , стрaхъ тв0й tри1нухъ хrтE » , «Нёсть въ житіи2 сeмъ грэхA , є3гHже ѓзъ є3ди1нъ не сотвори1хъ nкаsнный » , «Ниеди1ну на земли2 зaповэдь твою2 сотвори1хъ » .

    Такого рода цитат очень много. Они схожи по своему смыслу с прошлым блоком цитат, и также показывают нам правильное устроение христианской жизни.

    Эти мысли могут показаться слишком мрачными. Однако, деятельно проходя путь духовной жизни, христианин замечает правоту богослужебных текстов. Каждый из нас согрешает постоянно. В каждом человеке содержатся все страсти. Не все они в данный момент реализуются в конкретных грехах, но в зачатках они есть все, и в любой момент могут проявиться. «В первородном грехе заключается семя всех страстей, мы родимся с наклонностью ко всем видам греха» . «Если я не согрешил в чем-то делом, то согрешил словом; если не словом, то мыслью; а если не мыслью, то тайными пожеланиями сердца. Если по факту я не согрешил в том или ином, то только потому, что Бог сохранил от такой ситуации, в которой я бы не выдержал искушения и пал» .

    Такие примеры из Октоиха показывают всю серьёзность, всю высоту духовной жизни, к которой должен стремиться христианин. «Кот0рыми ўзрю1 тz тогдA, хrтE сп7се, nчи1ма, ниеди1ну на земли2 зaповэдь твою2 сотвори1въ; кaкw нестерпи1мому твоемY предстaну пrт0лу, безмёрныхъ ми2 ѕHлъ творsщу tвётъ; » – в такое недоумение приходит человек, видя свои грехи. Это является началом покаяния. Применяя тексты Октоиха, священник легче может помочь своим прихожанам стяжать это правильное недоумение от зрения своих грехов.

    иеромонах Афанасий (Дерюгин)


    Ключевые слова: Октоих, покаяние, песнопение, смирение, грех, Священное Писание, примеры.


    Крашенинникова О.А . Октоих // URL: https://azbyka.ru/oktoix-krasheninnikov (дата обращения: 25.10.2017)

    Иларион (Алфеев), еп. Христос – победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. ― СПб, 2005. ― С. 201-202.

    См. Крашенинникова О.А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха // Богословские труды. Сб. 32. ― М., 1996. ― С. 260-268.

    Игнатия (Пузик), схим. Церковные песнотворцы. ― М, 2006. ― С. 188.

    Модест (Стрельбицкий), еп. Екатеринбургский. О Церковном Октоихе. ― Екатеринбург, 1878. ― С. 88. См. также: Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Исторический обзор пенопевцев и песнопения Греческой Церкви. ― Чернигов, 1894.

    Иларион (Алфеев), еп. Христос – победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. ― СПб, 2005. ― С. 200.

    Октоих, глас 6, в понедельник на утрени, 2-й канон, 9-я песнь, 1-й тропарь.

    Триодь Постная, Неделя Крестопоклонная, утреня, канон, песнь 8-я, 4-й тропарь.

    Неделя третья Великого поста. Перевод иером. Амвросия (Тимрота) // URL.


    Введение. Немного предыстории

    Развитие Октоиха на Востоке и Западе

    Развитие Осмогласия на Западе

    Развитие Осмогласия на Востоке

    Употребление Октоиха за богослужениями Русской Церкви

    Творцы Октоиха

    Подводим итоги


    Введение. Немного предыстории


    По дошедшим до нас свидетельствам, Спаситель, совершив со своими учениками Тайную вечерю, положившую начало таинству Евхаристии и установлению новозаветного богослужения, воспев, вошел со своими учениками на гору Елеонскую (Мф. 26:30). Так пение вошло в церковь Христову. По примеру Божественного Учителя и святые апостолы после вознесения Господня, посвящая 3, 6, 9-й, а также полуночный час молитве, сопровождали ее псалмопением (Деян. 16:25). Распространяя веру Христову, они научали этому и верных (1 Кор. 14:26, Еф. 5:19). Дело апостолов продолжили их преемники. Например, о святителе Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском, известно, что он ввел пение антифонное, то есть поочередно исполняемое несколькими хорами.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что христианское богослужебное пение не случайность, вызванная слабостью или увлечением человеческим, а наоборот - оно ведет свое начало от Спасителя, утверждено трудами Апостолов и существует в Церкви от первых дней ее как обязательный атрибут молитвенных собраний христиан. (1)*

    Их пение не было по своим музыкальным основаниям чем-то новым для своего времени, оригинальным или самобытным, Напротив, оно покоилось на тех же самых основах, на коих зиждилось античное певческое искусство. Большее внимание уделялось догматической составляющей песнопений. Подробное и более тщательное изучение музыки и пения, унаследованных Церковью от нехристианских народов, составило задачу последующих веков. А в I веке девизом пения были свобода и терпимость ко всем родам и видам музыки того времени. Впрочем, делу распространения христианства это ничуть не мешало, так как единый вокальный стандарт позволял неофитам сразу же во всей полноте участвовать в общественном богослужении.

    Ближе к VIII веку, существующие сборники молитвенных песнопений, такие как Кондакарий, Ирмологий, Канонарь, Стихирарь, Кафисматарь и им подобные уже не могли удовлетворить потребности регентов и клириков при совершении богослужений. Это вызвано в первую очередь тем, что в этих книгах существует неопределенное количество песнопений для воскресных дней и праздников, из которых в каждой церкви выбирались нужные по усмотрению регента материалы (по принципу «как Бог на душу положит»).

    Со временем возник единый стандарт песнопений, объединенный в несколько богослужебных книг: Минею, Триодь и Октоих. О последней книге и пойдет речь на страницах этой работы.


    Развитие Октоиха на Востоке и Западе


    Успешное распространение ересей спровоцировало в Церкви не только усиленную деятельность по определению православного учения. Значительные силы были направлены и на приведение в порядок и благолепие оправление богослужений.

    В музыкальном отношении отмечалось отмежевание церковно-певческого искусства от мирского, что проявлялось в ограничении количества музыкальных тонов, допущенных к употреблению за православным богослужением. В период V-VIII веков это привело к созданию осмогласия - музыкальной системы, в границах которой впредь должно развиваться и существовать богослужебное пение. (2)

    Но вернемся чуть ранее, во II век. Один из апологетов того времени Климент Александрийский уже тогда высказал мысль, что не все роды пения могут быть приняты христианами. По его мнению, должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламывающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная. (3) «Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же, разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений. Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть ложное искусство; оно развивает склонность к бездеятельной и беспорядочной жизни. Мелодиями же строгими и серьезными предупреждается бесстыдство, пьянство в самом зародыше (по мнению Скабаллановича здесь говорится об агапах)»(4).

    Таким образом, Климент Александрийский был первым учителем церкви, высказывающийся против употребления в церковном пении напевов страстных и искусственных. Позднейшие его последователи, на западе святые Амвросий Медиоланский и Григорий Великий, на востоке святой Иоанн Дамаскин из своей системы гласов исключили хроматический строй и приняли дорийский и фригийский диатонического характера.

    Что же касается текста, то писатели III века хвалились перед язычниками обилием песней в своем богослужении и состязались с ними в этом отношении. Правда до наших дней дошли лишь немногие их творения. Это можно объяснить в первую очередь уничтожением христианских книг язычниками и тем, что христиане не метали бисер перед свиньями, трубя на каждом углу свое учение. Напротив, учитывая время гонений, можно заключить, что песни и стихиры не записывались, а запоминались и передавались из уст в уста. Из церковных писателей того времени можно упомянуть Непота, епископа Пентапольского, Климента Александрийского, священномученика Мефодия, епископа Тирского. Примерно в это же время была написана и песнь «Свете тихий» святителем Софронием, патриархом Иерусалимским. (5)

    В IV веке святитель Амвросий Медиоланский, по мнению некоторых исследователей, составил нотный Антифонарий. Он заключает в себе четыре напева, основанных на четырех греческих музыкальных ладах: лидийском, дорийском, фригийском и миксолидийском. Различие напевов заключалось в различном главенствующем звуке (доминанте). Так получилось четыре гласа, принятых Римо-Католической церковью под названием амвросианских. В составе современного Римо-Католического осмогласия они соответствуют 1-ому, 3-ему, 5-ому и 7-ому гласам. Первые три из них очень похожи на православные 1-ый, 2-ой и 3-ий гласы. (6)

    В конце VI века развитие пения и Октоиха на Востоке и Западе идет самобытно, порой в диаметрально противоположных направлениях, поэтому далее лучше рассматривать это в отдельных главах.


    Развитие Осмогласия на Западе


    Как было сказано ранее, Западная Церковь к началу V века окончательно установила у себя господство пения на четыре гласа (дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский), основанные исключительно на диатонике, отвергнув при этом прочие лады. Это пение впервые было введено в Церкви Миланской стараниями святителя Амвросия Медиоланского, поэтому и называлось по имени своего основателя «амвросианским». По своему содержанию оно было общецерковным, близким к пению Восточных Церквей. Амвросианское пение при Папе Дамасии было принято Римской Церковью в качестве основного и в течение V века распространилось не только по всей Италии, но и в Галлии и Германии. В начале V века подобное пение введено было и в Церкви Иппонийской блаженным Августином. К концу IV и началу VII века амвросианское четверогласие обогатилось еще четырьмя распевами и превратилось в осмогласие. По мнению историков, произошло это при святителе Григории Двоеслове Папе Римском на рубеже VI и VII веков, но на самом деле это произошло позднее. Во всяком случае, григорианское осмогласие заменило собою амвросианское четырехгласие, и было принято Западной Церковью в качестве «Cantus`a firmus`a», то есть пения, утвержденного как бы на все времена. (7)

    Но, завершив создание осмогласия, Западная Церковь не удовлетворилась многовековой работой. Забыв все каноны и правила Запад отказывается от двух традиций церковно-певческого искусства, о которых писалось выше. Была введена полифония - многоголосное исполнение церковных песнопений, весьма посредственный вокал церковных хоров стали ретушировать музыкальным сопровождением. Орган при этом получил большое распространение как пособие для открытия новых музыкальных средств.

    С изобретением полифонии, развитие Западного осмогласия, утратившего свое самостоятельное значение, было приостановлено. Церковные напевы были поглощены оригинальными авторскими произведениями. Западное богослужение, как носитель предания Святых отцов умерло, превратившись со временем в пышное вокально-инструментальное представление, что в свою очередь способствовало расцвету европейской музыки и пения. Но с другой стороны этот выбор Западной Церкви увел ее далеко от общецерковной музыкальной традиции. (8)


    Развитие Осмогласия на Востоке


    В Восточной Церкви пение на восемь гласов также развивалось очень активно. В распевах преобладал диатонизм, как лад наиболее соответствующий духу церкви. С начала V века устойчиво практиковалось осмогласие, никаких полифонических опытов проведено не было. Это способствовало упорядочению церковного пения, всякие излишества и страстность ослабели и исчезли. Богослужения стали более понятными и удобоисполнимыми, вместе с тем и более разумными и выразительными.

    Из дошедших до нас текстов той эпохи можно судить и о количестве не дошедших до нас песнопений. Пусть Православный Восток в эпоху VIII-X веков и не сделал никаких открытий в области церковного пения, зато в это время было пересмотрено богослужебное наследие прошлого, выбрано лучшее и дописано новое. Окончательно определены виды песнопений, допущенные к богослужебному употреблению - стихиры, тропари, икосы и кондаки, прокимны, ипакои, светильны, блаженны и каноны. Определился также и круг богослужебных книг для пения. Одна из них, содержащая последование седмичного богослужебного круга восьми напевов или гласов, так и называлась «Октоих» или «Осмогласник». В этой книге был введен новый способ нотного письма - крюковой. Происхождение этого письма относят к преподобному Ефрему Сирину. В период VIII-X веков крюки получили всеобщее признание и распространение.

    С появлением осмогласия мелодическое творчество не прекратилось, ему лишь были указаны определенные рамки, не позволявшие творцам преступать границы дозволенного. (9)


    Употребление Октоиха за богослужениями Русской Церкви


    После крещения Руси в 988 году новообразованная Церковь Русская вместе с вероучением приняла и церковное искусство, в частности богослужебное пение и тексты. Это и понятно, потому что церковная литература уже была к тому времени переведена на славянский язык. Вместе с книгами славяне приняли и готовые осмогласные распевы (гласы) и способ их изложения крюками. Во всей своей полноте, со всей широтой русской души, русичи приняли и святоотеческие взгляды на богослужебное пение, и установившиеся на Востоке способы и виды церковного пения, одиночного и хорового, и византийскую нетерпимость к музыкально-певческим течениям Западной Церкви.

    Все это вместе взятое и предрешило судьбу русского церковного пения, с самого начала направленного в одном направлении с пением христианского Востока. Плодом такой деятельности оказалась дальнейшая деятельность Русской Православной Церкви по сохранению и умножению тысячелетней традиции церковного искусства.


    Творцы Октоиха


    Не лишним будет и упомянуть имена тех, чьими стараниями составились восемь церковных напевов (гласов) и сам сборник песнопений с одноименным названием. Объем этой работы не позволит поведать обо всех, поэтому я укажу лишь основных авторов, чьи песнопения и гимны вошли в Октоих.

    Преподобный Авксентий ввел в свое богослужение первые довольно сырые и примитивные тропари-стихиры.

    Первым автором кондаков по праву считается преподобный Роман Сладкопевец. У него было множество подражателей, из которых хочется отметить Анастасия, чьи кондаки слушались с живым интересом и блаженного Георгия Писиду. Перу последнего приписывают и литургическую песнь «Да исполнятся уста наша».

    Изобретателем канона считают святителя Софрония Патриарха Иерусалимского. Именно он во время утрени чередовал стихи библейских песней с кондаками собственного сочинения. Продолжателями его дела стали преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, святитель Герман, Патриарх Константинопольский и многие другие.

    Святитель Григорий Богослов оставил множество поэтических произведений. В его поэмах имеется много выражений, использованных впоследствии церковными песнописцами, особенно преподобным Иоанном Дамаскином в его Пасхальном каноне и стихирах.

    Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский составил воскресные стихиры. Хотя некоторые оспаривают его авторство, считая, что подпись к стихирам «Анатолиево» относится к месту написания, а не к конкретному автору.

    Святитель Косьма, епископ Маюмский друг преподобного Иоанна Дамаскина и его соученик принимал с Дамаскиным участие в составлении песнопений Октоиха. Им также составлены каноны: на Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Пятидесятницу, Преображение, Воздвижение и на Вход Господень в Иерусалим.

    Преподобный Иосиф Песнопевец может считаться одним из самых плодовитых богослужебных писателей. Он составил каноны на будние дни седмицы в Октоихе и на другие дни памяти святых. Трудами преподобных Иосифа и Феофана Начертанного составлено множество канонов, дополнивших Октоих Дамаскина, и приведших его к современному состоянию.

    На личности преподобного Иоанна Дамаскина стоит остановиться подробно. Бывший царедворец, приговоренный за измену, которую он не совершал, к отсечению правой руки и исцеленный Пресвятой Богородицей написал 64 канона. Из них известны:

    .Пасхальный канон «Воскресенья день, просветимся людие...»;

    .Канон на Успение Божией Матери: «Отверзу уста моя и исполнятся Духа...»;

    .Каноны на Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу и другие двунадесятые праздники (кроме Введения в храм и Крестовоздвижения);

    .Каноны на начало индикта (1/14 сент.), на Зачатие Иоанна Предтечи, Усекновение и Обретение честной главы его и другие средние и малые праздники;

    .Канон апостолам Петру и Павлу («Несть тебе подобен...»), каноны апостолу и евангелисту Иоанну, апостолу Андрею, первомученику и архидиакону Стефану, святителям Ипполиту Римскому, Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоустому, преподобным Симеону Столпнику, Максиму Исповеднику и другие;

    .Каноны на неделю Фомину и прочие воскресные дни, составившие основу «Октоиха»;

    .Различные стихиры и тропари, в том числе, такие известные, как нынешний тропарь Нерукотворному Образу: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий...».

    Иоанн Дамаскин, уже будучи иноком и насельником монастыря святого Саввы Освященного, около 730 года составил книгу, содержащую в себе тексты воскресных служб практически всего года, начиная со второго воскресения по Пасхе (с Фоминой недели) и заканчивая пятым воскресеньем Великого Поста (неделей преподобной Марии Египетской). Перу Дамаскина принадлежат ирмосы воскресных канонов, догматики и некоторые стихиры, написанные по преимуществу шестистопным ямбом - его любимым размером. Остальные песнопения, содержащиеся в книге, были удержаны из предшествующей богослужебной традиции. Последование служб пелось на восемь распевов (гласов) уже известных Восточной церкви. Октоихом Иоанна Дамаскина завершилась систематизация церковных мелодий, в которой Восток очень нуждался.

    Современный свой вид «Октоих» получил благодаря стараниям преподобного Иосифа Песнопевца. Он значительно дополнил Осмогласник Дамаскина, добавив в него последования седмичных служб восьми гласов. Эта книга используется при оправлении богослужений Русской Православной Церковью. Греки же называют ее «Параклитик», оставив наименование «Октоих» за сборником Иоанна Дамаскина.


    Подводим итоги

    октоих церковь богослужение

    Из этой работы мы узнали что:

    .Октоихом называется книга, содержащая богослужебные тексты восьми церковных напевов (гласов) и сами эти напевы.

    .Октоих - греческое название. На славянский язык переводится как Осмогласие.

    .Церкви Восточная и Западная вначале вместе проводили работу по систематизации церковных распевов, но затем Запад, поправ все существующие каноны, ввел в церквях «полифонию», то есть пение многоголосное, партосное, когда каждый певец в хоре исполнял свою партию под музыкальное сопровождение. Еще одним нарушением Западной церкви стало использование органа в качестве церковного музыкального инструмента.

    .Восток же, напротив, систематизировал церковное пение, введя систему осмогласия, и составил каноны (правила), которым следовало и следует впредь следовать при оправлении богослужений.

    .Преподобный Иоанн Дамаскин положил начало составлению сборника, содержащего последования воскресных служб восьми гласов почти всего богослужебного года.

    .Преподобный Иосиф Песнопевец значительно дополнил Октоих, добавив в него последования седмичных служб восьми гласов.

    .В Русской Православной Церкви Октоихом называют сборник преподобного Иосифа, в то время как в Греции так называют лишь творение преподобного Иоанна Дамаскина, именуя первую книгу «Параклитик».

    .В Октоих вошли лишь немногие произведения песнописцев, большая их часть была отсеяна и со временем забыта. Так, например, мы уже никогда не сможем послушать стихиры святителя Григория Двоеслова на праздник Пасхи, о которых упоминает в своих поучениях авва Дорофей.

    Как бы то ни было эволюция Октоиха закончена успешно. Мы теперь имеем и восемь церковных напевов и множество изменяемых и неизменяемых песнопений для них. И пусть повсеместно распространен обиход, при пении стихир, канонов, тропарей, кондаков и многих других произведений не обойтись без старых добрых гласов.


    Список использованной литературы:


    1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами, М. 2006, «Сибирская благозвонница».

    Алымов Виктор, «Лекции по исторической литургике», Сергиев Посад, издательство МДАиС.

    Арранц Михаил, «Око Церковное», М. 1999, без издательства.

    Климент Александрийский, «Педагог», электронное издание, http://www.azbyka.ru/otechnik/?Kliment_Aleksandrijskij/pedagog

    Климент Александрийский, «Строматы», электронное издание, http://www.azbyka.ru/otechnik/?Kliment_Aleksandrijskij/stromaty

    Красовицкая М.С., «Литургика», М. 1999, Свято-Тихоновский Богословский Институт.

    Никольский А.В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm

    Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года.

    Материалы онлайн-энциклопедии www.wikipedia.org

    1.Никольский А. В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», 1-я глава, электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm

    Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года, с. 113

    Климент Александрийский, «Педагог», электронное издание, http://www.azbyka.ru/otechnik/?Kliment_Aleksandrijskij/pedagog , книга вторая.

    Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года, с. 116-118.

    Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года, с. 175,176.

    Никольский А.В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», 3-я глава, электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm

    Никольский А.В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», 4-я глава, электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    О.А. Крашенинникова

    Октоих (греч. Octoechos Осмогласник ), одна из главных богослужебных книг Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии, а воскресных дней кроме того, еще песнопения малой Вечерни и Полунощницы.

    Все песнопения, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас, по числу которых (восемь) книга получила свое название. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа. Цикл из восьми недель называется в Церковном Уставе «столпом», их поется в течение года шесть: 1) с первой недели Петрова поста, 2) после Ильина дня, 3) по Воздвижении Креста Господня, 4) в , 5) по Крещении Господнем, 6) в Великий пост. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех Святых и оканчивается перед субботой Мясопустной, в воскресные же дни оно начинается с первого воскресенья после Недели Всех Святых и продолжается до пятой недели Великого поста включительно. Не поется Октоих в двунадесятые праздники, а также их предпразднества и попразднества, падающие на седмичные дни.

    С каждым седмичным днем в Октоихе связано воспоминание об определенных ликах святых или священных событиях: песнопения воскресного дня посвящены воспоминанию Воскресения Христова, песнопения понедельника имеют покаянных характер, а также воспевают святых ангелов, песнопения вторника, также покаянного храктера, прославляют св. Иоанна Крестителя, песнопения среды и пятницы посвящены Кресту и Божией Матери, четверга апостолам и святителю Николаю, субботы всем святым и усопшим.

    История византийского Октоиха

    В греческой литургической книжности название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов; книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила у греков (а также болгар, сербов и грузин) название Параклитик.

    В истории формирования византийского Октоиха можно выделить несколько основных этапов: 1) в 5-7 вв. в Палестине были составлены отдельные тропари и песнопения будущего Осмогласника анонимными византийскими гимнографами и проведено их первоначальное распределение по седмичным (недельным) циклам; 2) в обители преп. Саввы Освященного в Иерусалиме в 8 в. составление Октоиха ; 3) в 9-11 вв. в Константинополе Октоих был дополнен песнопениями Иосифа Песнопевца († 883) и Феофана Начертанного († до 850) молебного цикла, исполнявшимися в седмичные дни (Параклитик Иосифа), степенными антифонами († 826), канонами св. Троице Митрофана Смирнского († 910), утренними евангельскими стихирами императора Льва VI Мудрого (886-913), воскресными ексапостилариями императора Константина VII Багрянородного (913-959), стихирами Павла Амморейского († 1054); 4) Византия, 12 в. появление списков Октоиха Иерусалимской редакции.

    В древнеславянской и древнерусской книжной традиции 13-14 вв. и позднее получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник.

    Избрный Октоих

    Избрный Октоих содержал преимущественно стихиры, седальны, блаженны и другие песнопения, сгруппированные по музыкальным жанрам, а внутри них по гласам. Распространенная редакция Изборного Октоиха включала также каноны Октоиха в форме Шестоднева. Изборный Октоих и Параклитик составляли изначально части единого богослужебного сборника, ведущего свое происхождение от древневизантийского Тропология. Перевод Изборного Октоиха на славянский язык был сделан, вероятно, во второй половине 10 века в Болгарии; на его основе несколько позднее была составлена древнерусская редакция Октоиха. В списках Изборного Октоиха 13-14 вв. древнерусского извода лучше всего сохранился первоначальный славянский перевод. Изборный Октоих на Руси выходит из употребления в начале 15 в. после смены редакций основных богослужебных книг со Студийской на Иерусалимскую.

    Параклитик

    Название Параклитика в древнерусской рукописной традиции получил сборник используемых на Утрене канонов Октоиха, расположенных по гласам, а внутри них по дням недели. Наибольшее распространение этот вид Октоиха имел на Руси до начала 15 в. Параклитик являлся дополнением Избрного Октоиха. В большинстве списков древнерусского Параклитика на седмичные дни полагалось по одному утреннему канону: в понедельник ангелам, во вторник Иоанну Предтече, в среду пресв. Богородице или Кресту, четверг апостолам или (реже) ап. Петру, в пятницу Кресту, в субботу пророкам и мученикам. Однако отдельные списки Параклитика содержали по два канона на каждый седмичный день.

    Шестоднев

    Шестоднев служебный является видом сокращенного Октоиха и содержит избранные службы Осмогласника: воскресные 1-8 гласов и седмичные по одной из каждого гласа (в понедельник первого гласа, во вторник второго, в среду третьего и т. д.). До начала 15 в. Шестоднев служебный Студийской редакции входил в состав сборников с Часословом и праздниками, позднее (с начала 15 в.) Шестоднев Иерусалимской редакции выделился в отдельную книгу.

    Богородичник

    В Богородичнике были собраны лишь молебные каноны ко Пресвятой. Богородице 1-8 гласов, исполнявшиеся на Повечерии. Списки Октоиха этого типа крайне немногочисленны. Со второй половины 14 - начала 15 в. в славянских странах распространяется тип полного Октоиха Иерусалимской редакции, который и был впоследствии положен в основу печатного Октоиха.

    Литература:

    Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. СПб., 1860. С. 190-216, 275-277; То же: Репринт. М., 1995.

    Hoeg C ., Tillyard H. J. W., Wellesz E. The Hymns of the Octoechus transcribed by H. J. W. Tillyard. Copenhagen, 1940-1949. P. 1-2.

    Hannick Ch. Dimanche Office selon les huit tons. OKTWHXOS // La priere des Eglises de Rite Byzantine: 3. Chevetogne, 1972.

    Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3-й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5-й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6-й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7-й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8-й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

    Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:

    1. в дни предпразднеств и попразднеств;
    2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;
    3. в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов;
    4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.

    Первым составителем Октоиха считается св. , но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

    В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.

    Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

    Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1-4 гласы, 2-я содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

    В 1-й части перед субботней службой 1-го гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.

    В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

    Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

    1. Утреня

    Начинается с седальнов; по 1-м стихословии, по 2-м стихословии, по 3-м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.

    Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.

    Дни Каноны Припевы к тропарям канона
    Понедельник

    1-й умилительный

    2-й бесплотным

    «Помилуй мя Боже, помилуй мя»

    «Святии архангелы и ангели, молите Бога о нас».

    Вторник

    1-й покаянный

    2-й св. Иоанну

    «Помилуй мя Боже, помилуй мя»

    «Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас».

    Среда

    1-й Кресту

    2-й Богородице

    «Слава Господи, Кресту Твоему честному»

    «Пресвятая Богородице, спаси нас»

    Четверг

    1-й святым апостолам

    2-й свт. Николаю

    «Святии апостоли молите Бога о нас»

    «Святителю отче Николае моли Бога о нас»

    Пятница

    1-й Кресту

    2-й Богородице

    см. Среда
    Суббота

    1-й всем святым

    2-й мертвенный

    «Вси святии молите Бога о нас»

    к 1-му тр.: «Дивен Бог во святых своих. Бог Израилев».

    ко 2-му тр.: «Упокой Господи души усопших раб Твоих».

    Вторые каноны в Октоихе называются словом «ин» т.е. «другой».

    Стихиры на стиховне: на утрени 1-я стихира без стиха

    2- я стихира со стихом: «Исполнихомся заутра…» 3-я стихира со стихом: «И буди светлость…», «Слава, и ныне», Богородичен.

    2. Литургия

    Печатаются тропари на «блаженны». Они поются или читаются со стихами из 3-го антифона «Во Царствии Твоем…»

    3. Вечерня

    Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на «Господи воззвах» 6.

    Неделя: первые стихиры покаянны 3 ст; вторые стихиры бесплотным 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

    Понедельник: покаянны (умилительны) 3 ст; св. Иоанну Предтече 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

    Вторник: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

    Среда: 3 стихиры святым апостолам, 3 стихиры святителю Николаю, «Слава, и ныне» Богородичен.

    Четверг: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

    Пятница: 3 стихиры всем святым (муч, свят. преп). 3 стихиры мученичны. «Слава, и ныне» догматик данного гласа (Стихира на «и ныне», какая была прежде на воскресном всенощном бдении).

    Вторые стихиры Октоиха (они еще называются в этой книге «ины» т.е. другие стихиры), поются в том случае если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.

    4. Повечерие

    Служба повечерия совершается по Часослову. в Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после «Верую…»

    Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни.

    Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе «чин малой вечерни».

    1. Малая вечерня

    1. стихи на «Господи воззвах» (3), «Слава, и ныне», Богородичен;

    2. стихиры на стиховне.

    2. Великая вечерня

    1. стихи на «Господи воззвах» три воскресных, четыре «анатолиевы», три Пресвятой Богородице, составленные св. Павлом Аморрейским, «поемые идеже несть Минеи», «Слава, и ныне», догматик начинающегося гласа;

    2. стихиры на стиховне;

    3. воскресный тропарь с Богородичном.

    3. Повечерие

    Канон Пресвятой Богородице.

    4. Полунощница

    Канон Святой Живоначальной Троице.

    5. Утреня

    1. Седальны после 1-й и 2-й кафизмы.

    3. Степенны антифоны.

    4. воскресный прокимен на утрени.

    5. в 1-м и 5-м гласе: «Воскресение Христово…» «Слава» «Молитвами апостолов…» «И ныне» «Молитвами Богородицы…» «Помилуй мя, Боже…» «Воскрес Иисус от гроба…»

    6. Каноны на воскресной утрени:

    После шестой песни канона находятся воскресный кондак и иное. 7 Стихиры на «хвалитех». Они поются со стихами из хвалитных псалмов (148, 149, 150). 8. Тропари после великого славословия: в 1-м гласе «Днесь спасение миру бысть…», поемый по нечетным (1-м, 3-м, 5-м гласам), во 2-м гласе «Воскрес из гроба», поемый по четным гласам (2-м, 4-м, 6-м).

    6. Литургия

    Тропари на «блаженных» и воскресный прокимен на Литургии.

    Приложения Октоиха

    1. Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние Евангелия. Таких евангельских столпов в году одиннадцать, и все они начинаются в определенное время года.
    2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрени после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на стихирах «хвалитных» на «Славу» поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Славу») воскресная утренняя стихира постоя перед 1-м Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу.
    3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.
    4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста.
    5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.
    6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.
    7. Троичны св. . Поются на воскресной полунощнице.
    8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.
    9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.
    10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.
    11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.
    12. Указание о субботней службе, т.е. последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности.
    13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове.

    В VIII-IX веках в богослужебной практике прочно обрели свое место такие богослужебные книги как Октоих и Триодь. Отдельные тропари, кондаки, стихиры и иные песнопения Октоиха и Триоди были составлены в Малой Азии, Сирии и Палестине. Известно, что один из первых более-менее полных Октоихов был составлен благодаря усилиям монофизитского патриарха Севира Антиохийского (513-518). В последствии трудами Иоанна Дамаскина (+ ок.780) и его брата Косьмы Майумского (+ ок.787) в лавре преподобного Саввы Освященного в Палестине была составлена новая редакция Октоиха и, вероятно, собраны воедино, имеющиеся на тот момент, песнопения Триоди. После победы иконопочетания благодаря преп. Феодору Студиту (+826) и его брату Иосифу палестинский Часослов и Октоих были перенесены в Константинополь. В IX-XI веках происходило Константинопольское дополнение Октоиха и Триоди различными песнопениями. Огромную роль в становлении Триоди оказала Студийская гимнографическая традиция.

    Октоих – понятие греческое, имеющее значение восьмигласник (o;ktwv - восемь, hj"co" - звук, глас).Эта книга содержит изменяемые песнопения богослужений суток на каждый день седмичного круга (от воскресенья до воскресенья). Последование каждого дня седмицы в октоихе включает в себя богослужебные тексты для вечерни, повечерия, утрени и литургии (тропари на «Блаженных»), для воскресных дней имеются также тексты к малой вечерне и полунощнице. Нынешний богослужебный порядок таков, что в воскресный день приоритетной, кроме периода пения Триоди, является служба Октоиха, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником, а в седмичные и субботние дни, - чем значительней праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих.

    Ядром седмичного круга является Воскресенье . Особое место издревле занимали Суббота (воспоминание о творении), Среда и Пятница . Эти дни (Ср., Пт., Сб. и Вс.) отмечались с первых веков христианства, а привычное для нас сегодня смысловое наполнение дней седмицы сложилось не сразу - лишь ко времени установившихся типиконных традиций.

    Все песнопения Октоиха, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас, число которых:восемь. Глас сменяется по порядку каждое воскресенье, после завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа, т.е. октоих проходит свой полный цикл, возвращаясь к началу за 56 дней. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Минеи. Это время, - от Недели всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее, - именуетсяв обиходе периодом пения октоиха .



    В древнеславянской книжности XIII-XVвв. имели распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Шестоднев служебный, Богородичник. В греческой традиции название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов, а книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила название «Параклитик», такое же название сохранилось у сербов и болгар.

    Триодь – с греческого языка, имеет значение трипеснец (triva - три, wjdhv - песнь). Такое название книге дано по причине того, что в системе Триоди есть особые каноны, к чтению на утрени, состоящие только из трех песен (хотя есть двупеснцы и четверопеснцы). Следует отметить, что изначально все поемые за богослужениями каноны содержали не 8-9 песен, как ныне, а только 2-3. Триодь разделяется на две части: постная и цветная . Период года от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, когда преобладающим является богослужение Триоди и Октоих используется, в основном, лишь по воскресным дням, называется в богослужебном обиходе периодом пения Триоди .

    Триодь Постная содержитизменяемые молитвословия служб великопостного цикла, который начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту, - «о мытаре и фарисее», «о блудном сыне» и о «страшном суде» , - в течение которых Триодь все больше и больше входит в богослужение. Затем - 6 седмиц Великого Поста и, наконец, особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица (эта часть триоди не редко издается в виде отдельной книги). Последняя служба, которая служится по Постной Триоди - Пасхальная Полунощница .



    Триодь Цветная содержитизменяемые молитвословия служб пасхального периода - богослужение Пасхи, Пасхальной Светлой седмицы и всего времени Пятидесятницы (до дня Святого Духа) и Неделю Всех святых , когда совершается последняя служба Цветной Триоди.

    Еще одной важной богослужебной книгой является Минея , получившая активное литургическое развитие в поздневизантийский период X-XIVв. и в последующие времена. Минея – дословно значит месячная (от греч. mhvn - месяц). Она содержит изменяемые песнопения служб праздников по месяцеслову, т.е. по датам календаря в течение всего церковного года, начиная с 1 сентября по ст.ст. Минея состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам. В каждой Минеи содержится приложение из 4-х разделов с богородичными песнопениями (стихирами и тропарями), расписанными по гласам. Кроме основной минеи существуют также праздничная, общая и дополнительная.

    Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Это удобный богослужебный сборник с текстами к службам на дни больших праздников.

    Минея общая содержит общие изменяемые молитвословия служб святым в том или ином чине (лике). Общие службы: пророку, пророкам; святителю, святителям; апостолу, апостолам; преподобному, преподобным; мученику, мученикам и т.д. Даны общие последования текстов, в контекст которых при чтении и пении необходимо подставлять имена святых которым совершается служба. В приложении находятся собрания паремий святым (ветхозаветных отрывков из библейского текста, предназначенных для чтений за богослужениями вечерни). В этой Минее есть и общая Господская служба и общая Богородице. Эта минея предназначена к использованию в случае отсутствия обычной минеи по какой-либо причине или при служении вновь прославленным святым, тексты которым ещё не были составлены.

    Минея дополнительная содержит службы, имеющиеся в обиходе, но еще не вошедшие в издания обычной месячной Минеи. К примеру, службы некоторым Российским Новомученникам и вновь прославленным святым, как общие, так и частные.