Экономика кореи. Экономика южной кореи. Уроки для Украины

В последнее время смотрю много видео и читаю много материалов про Южную Корею. Натолкнуло меня на это просмотр нескольких корейских дорам и восхитившись их молодым кинематографом я решил ознакомиться со страной которая смогла снять такие качественные сериалы. Сначала у меня мелькнула мысль сравнить Южную Корею с Украиной или Сверной Кореей, но потом я передумал. Может сделаю это в следующих статьях. Ознакомившись с Южной Кореей я решил, что она достойна для сравнения хоть с США, ЕС и Россией. Собственно с последней я и сравню эту восходящую страну.

Сначала приведем голые цифры.

Россия:

Площадь территории / площадь европейской части РФ – 17 125 407 км2 / 3 960 000 км2
Численность населения — 146 267 288 человек
Плотность населения — 8,39 чел./км2
Плотность населения европейской части РФ — 27 чел./км2
ВВП (номинал) / на душу населения – 1 176 млрд. $ США / 8 184 $ (2015)
ВВП (ППС) / на душу населения – 3 458 млрд. $ США / 24 067 $ (2015)

Южная Корея

Площадь территории – 100 210 км2
Численность населения — 51 302 044 человек
Плотность населения — 512 чел./км2
ВВП (номинал) / на душу населения – 1 435 млрд. $ США / 28 383 $ (2015)
ВВП (ППС) / на душу населения – 1 854 млрд. $ США / 36 601 $ (2015)

Население Южной Кореи (Далее ЮК) — 2,85 раза меньше России (далее РФ), при этом территория ЮК в 171 раз меньше чем в РФ, а территория европейской части РФ в 40 раз больше чем территория ЮК. Корейцы богаче россиян в номинальном исчислении 3,5 раза, а по паритету покупательной способности в 1,52 раза. Если сравнивать ВВП в масштабах страны, то ЮК 1,22 раза богаче РФ номинально и в 1,86 беднее РФ по ППС.

Переходя в сферу экономики трудно найти точные данные, но общий анализ дает понять, что ЮК ярко выраженная индустриальная страна с высокоразвитой промышленностью, быстро развивающимся ИТ-сектором и развитой сферой услуг в частности финансовых. ЮК в отличии от России имеет мало природных ресурсов и вынуждена импортировать их по высоким ценам, но это стимулирует развитие других секторов экономики.

Корейцы очень трудолюбивый народ, хотя относительно недавно они перешли с 6 дневной рабочей недели и десятичасового рабочего дня на схему 5 дней в неделя и 8 часовой рабочий день. Тем не менее, много частного бизнеса работает по-старому. Корейцы много учатся и начинают свою трудовую деятельность где-то в 24-28 лет. У них просто нет времени на такие глупости, как попить пивка с друзьями или сидеть по 10 часов в день за компьютерной игрой. Нормально когда корейский ребенок играет в день 1 час, а учиться 10-12 часов в день. У них сильно развита конкуренция – экзамены проходят через всю жизнь ученика и студента, а после этого начинается конкурентная борьба уже на рабочем месте. Про то как учатся и работают люди в России, думаю рассказывать лишне, вы и так наблюдаете это каждый день.

Корея – это страна, которой правят корпорации. Государственный аппарат в Корее служит для обслуживания населения и бизнеса, а не наоборот как в России. И это действительно так. Полицейские в Кореи не самая уважаемая часть общества, это связано с периодом оккупации Японии – тогда полицейские олицетворяли японский произвол в Кореи, но при этом они сознательно выполняют свои обязанности и не чувствуют себя царями получив власть в свои руки. Сравни это с тем как в России ведет себя полицейский.

Корея страна с развитым рынком ИТ-услуг и коммуникаций, уже в 2001 году в Южной Корее была развернута сеть WiBro 4-18.4 Мбит/с и покрывающая почти всю страну. Тут комментарии излишни, отъедете от Москвы на 50 км и попробуйте вообще найти где-то интернет.

В заключении хотел бы сказать, что надо внимательно изучить южнокорейский опыт, который вывел ее за 20-30 лет на вершину рейтинга развитых стран и взять лучшее из него внедряя у себя.

Внимание!!! Также еще раз напоминаю, что самыми популярными кэшбэк сервисами, которые помогут вам вернуть часть денег за покупку в интернет магазинах обратно, в странах СНГ являются

Небольшая страна в Северо-Восточной Азии с самой инновационной экономикой продолжает успешно развиваться. Несмотря на свои географические размеры, по уровню ВВП Южная Корея и Россия являются соседями в мировом рейтинге. Причем меньшая страна имеет более сильную экономику.

Обзор экономики

Страна с развитой капиталистической экономикой занимает ведущие позиции в мире по многим показателям, включая легкость ведения бизнеса (5 место) и инновационность (1 место). В 2017 году по размеру ВВП Южная Корея заняла 11 место в мире с показателем в 1.53 трлн долл. США. По показателю ВВП на душу населения (27023.24 долл.) страна находится на 31 месте в мировом рейтинге.

Ведущими отраслями страны являются автомобилестроение, нефтехимия, полупроводниковая и сталелитейная промышленность. Страна давно уже вступила в постиндустриальную фазу, с преобладанием нематериального сектора экономики. В структуре ВВП Южной Кореи 59 % приходится на сферу услуг, 39 % на производство и 2 % на сельское хозяйство. Правительство стимулирует бизнес к разработке и внедрению технологий четвертой промышленной революции, особенно в части искусственного интеллекта, роботов и телекоммуникационного оборудования.

Внешняя торговля

Своим экономическим успехом страна обязана, прежде всего, международной торговле. Предприятия страны нацелены на производство продукции, имеющей хороший экспортный потенциал в последние годы, особенно с высокой добавленной стоимостью. Южная Корея входит в топ-5 стран - экспортеров высокотехнологичной продукции. По общему объему экспорта страна также находится на 5 месте, в 2017 году его объемы составили 577.4 млрд долл. США.

Лучшими корейскими товарами, выпускаемыми для продажи на внешнем рынке, являются: интегральные схемы (68.3 млрд долл.), автомобили (38.4 млрд долл.), нефтепродукты (24.8 млрд долл.) и пассажирские и грузовые суда (20.1 млрд долл.). Лучшие направления экспорта: Китай, США и Вьетнам. Объемы импорта в 2017 году составили 457.5 млрд долл. Больше всего страна закупает сырой нефти (40.9 млрд долл.), далее идут интегральные схемы (29.3 млрд долл.) и природный газ (14.4 млрд долл.). Больше всего товаров закупается в Китае, Японии и США.

Объемы экономики

В 50-х годах основная доля ВВП Южной Кореи приходилась на сельское хозяйство и легкую промышленность, в 70-80-х - на легкую промышленность и товары народного потребления, в 90-х - на сектор услуг. За период с 1970 по 2016 годы объем производимых услуг в стране увеличился на 516.5 млрд долл. (в 297 раз).

ВВП Южной Кореи впервые превысил 1 трлн долл. в США в 2010 году. За последующие семь лет показатель вырос более чем на 50 %, в 2017 году достигнув 1 530 млрд долл.

Ниже представлена таблица, в которой показано ВВП Южной Кореи по годам.

Год Значение, млрд долл.
2007 1049.2
2008 931.4
2009 834.1
2010 1014.5
2011 1164.0
2012 1151.0
2013 1198.0
2014 1449.0
2015 1393.0
2016 1404.0
2017 1530.0

Эти статистические данные прекрасно показывают, как успешно развивается страна в экономической сфере.

Темпы роста экономики

После мирового экономического кризиса 2008 года темпы роста ВВП Южной Кореи в 2009 году упали до 0.3 %. В 2011 страна уже достигла хорошего уровня - 3.7 %, что является достаточно высоким показателем для развитой экономики. Чему способствовала хорошая конъюнктура на основные экспортные товары страны, включая судостроение, автомобилестроение, продукцию машиностроения и бытовую технику. С 2012 года по 2016 год темпы роста ВВП Южной Кореи замедлились из-за проблем на внешнем рынке. Обострение конкуренции на рынке электроники и автомобилей, падение доходов на рынках металлургической продукции и в судостроении оказали негативное влияние на экономику страны.

В 2017 году впервые с 2014 года экономика страны сумела преодолеть 3-процентный барьер, достигнув уровня в 3.1 %. В трехлетней перспективе правительство Южной Кореи намерено достичь показателя ВВП в размере 4 %. Прорыв произошел прежде всего за счет отличной конъюнктуры на рынке полупроводниковых элементов и карт памяти.

Южная Корея является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 1960-2010 ВВП на душу населения по паритету покупательной способности вырос в 25 раз и сегодня составляет 36,6 тыс. долл. Сейчас Корея — высокоразвитая страна, член «Большой двадцатки», 11 экономика мира по размеру. Корея часто приводится в качестве примера успешного дирижизма — вмешательства государства в экономику. Александр Жолудь внимательно изучил современную экономическую историю Кореи и нашел ответ на вопрос, действительно ли государственное вмешательство так полезно для экономики.

Республика Корея, или как чаще ее называют после Корейской войны 1950-53 гг., Южная Корея, является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 50 лет (1960-2010) ВВП на душу населения в постоянных ценах (то есть исключив инфляцию) по паритету покупательной способности (ППС) вырос в 25 раз. Страна, которая начинала на одном уровне с тогдашним Китаем , на сегодня имеет ВВП по ППС 36,6 тыс. долл.

Рис. 1. ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года, Северная и Южная Кореи, 1950-2008

Такой значительный и длительный рост безусловно вызвал интерес экономистов. Это может показаться странным широкой общественности, но сегодня в экономической среде нет консенсуса относительно того, что именно помогло Корее достичь подобных успехов. Целью этой статьи является попытка описания факторов и политик, которые повлияли на развитие корейской экономики, и возможные уроки для Украины.

Развитие экономики Кореи обычно делят на 3 периода: импортозамещение, экспортоориентированность, индустриализация.

Первый период, 1953-1961: «импортозамещение»

После окончания войны южная Корея была беднее большинства стран Африки, не говоря уже о Европе. Большинство капитала и земель до независимости были в собственности японских колонизаторов. Эти активы были конфискованы в пользу государства и приватизированы после окончания Второй мировой войны, часто покупателями были мощные родственные группы со связями. Первой попыткой запуска экономического роста была популярная на тот момент идея импортозамещения — «самодостаточности» экономики. Для ее реализации правительство ввело высокие (до 77% цены) импортные тарифы, импортеры должны были получить специальное разрешение на ввоз продукции, одновременно существовало несколько обменных курсов. Эта политика дала нажиться ряду приближенных к власти бизнесменов, которые позже сформировали «родственные корпорации» или чеболи, но как политика она была провальной — средние темпы роста в это время были на уровне 5,5%, что очень мало для страны, которая восстанавливается после войны. Не помогла даже безвозвратная финансовая, техническая и гуманитарная помощь от США, которая составляла до 10% ВВП Кореи в год — с 1954 по 1960 годы в среднем свыше двух третей ежегодного импорта финансировались помощью США. В 1960 году происходят очередные президентские (и вице-президентские) выборы, в которых с большим отрывом побеждает 85-летний президент Ли Сын Ман. Выборы проходили со значительными нарушениями и вызвали массовые студенческие протесты (армия открыла огонь по протестующим, убив 180 и ранив тысячи гражданских), что привело к свержению режима Ли Сын Мана. Результатом была кратковременная «вторая корейская республика», которую менее чем за год свергла военная хунта во главе с Пак Чон Хи, который возглавил страну.

Второй период, 1962-1972: «экспортоориентированность»

Пак Чон Хи был непримиримым противником коммунизма, что не помешало ему активно внедрять государственное вмешательство в экономику, создание и осуществление пятилеток и незаконное преследование политических оппонентов. На первом этапе он попытался проводить активную борьбу с коррупцией и бизнесменами, приближенными к предыдущей власти, однако до каких-либо значительных «посадок» не дошло, а связь между крупным бизнесом и властью только усилилась. От провальной политики импортозамещения перешли к ориентации на экспорт.

Рис. 2. Строительство, с/х и перерабатывающая промышленность, доли добавленной стоимости,%

Очень важно понимать геополитическую ситуацию начала 60-х годов: Корея улучшает отношения с бывшим колонизатором — Японией (Япония выплачивает многомиллионные компенсации) и в обмен на военную и политическую поддержку действий США во Вьетнаме получает доступ к закупкам, которые осуществляли США для ведения кампании. Например, по оценке Kim (цитируется по , оригинальная статья 1970 недоступна онлайн), доходы Кореи от контрактов, связанных с войной во Вьетнаме, составили в 1967 году 185 млн долл. или около 4% ВВП страны за этот год.

Закупки не только предоставляли валюту для приобретения современного импортного оборудования, но и создавали гарантированный рынок сбыта и помогали получить навыки, которые потом можно было использовать в других проектах. По данным Glassman and Choi , 21% строительных работ в 1965-1969 было произведено по заказу США. Проекты строились гражданскими компаниями в составе чеболов. Например, Хюндай строил дорогу Паттан-Наратхиват в Таиланде в 1965 году, по которой должны были поставляться войска и припасы во Вьетнам. В результате, источником от 40% до 60% валового накопления основного капитала (ВНОК) были контракты публичных закупок со стороны США и финансовая и гуманитарная помощь США в конце 1960-х годов.

Новое правительство продолжило активно вмешиваться в экономику, но изменило акценты этого вмешательства. Тарифы на импорт были снижены, зато бизнесы, выполнявшие установленные экспортные квоты, получали доступ к субсидированным кредитам и другим преимуществам. До 1967 года существовал перечень разрешенных товаров для импорта (остальные — запрещены. Их можно было ввозить только при наличии спецразрешения и были ограничения по покупке твердой валюты на эти цели), но под внешним давлением с 1967 года правительство изменило политику на обратную — перечень запрещенных товаров.

Кредиты экспортерам выдавали как иностранные банки под госгарантии, так и государство через ренационализованные банки. Основное развитие промышленности шло через трудоемкие производства, которые могли привлекать рабочую силу из сельского хозяйства. Если в 1963 году в с/х производилось 43,1% ВВП и было занято 63,4% рабочей силы, то в 1970 эти показатели ссоставляли 26,7% и 50,4% соответственно . Стимулирование экспорта было успешным как в абсолютном, так и в относительном измерениях: рост экспорта с 55 млн долл. в 1962 (2,4% ВВП) до 1,6 млрд долл. в 1972 (15% ВВП). Структура экспорта сместилась с с/х продуктов и минералов на товары легкой промышленности — тройку товаров-лидеров в экспорте В 1970 году составили текстиль (40,8% экспорта), фанера (11%) и парики (10,8%). В целом трудоемкие товары легкой промышленности составляли более 70% экспорта — то есть страна в полном соответствии с классической теорией международной торговли использовала свое конкурентное преимущество. Основными торговыми партнерами Кореи были США (47,3%) и Япония (28,1%).

Рис. 3. Чистый экспорт как процент ВВП

Экспорт рос очень высокими темпами — в 1963-1969 годах средний ежегодный прирост был на уровне 35% , в то время как импорт рос в среднем на 22% ежегодно. Вместе с тем следует заметить, что весь этот период чистый экспорт оставался отрицательным со средним уровнем в -6,9% ВВП в 1962-1971. Поддержание такого постоянного и значительного внешнеторгового дефицита требовало притока внешнего капитала — сначала финансовой помощи, затем — инвестиций и долга.

Из-за того, что для получения большинства государственных стимулов необходимо было иметь значительные объемы производства и экспорта, происходила концентрация бизнеса и развитие чеболов. Кредитная поддержка правительства не всегда была успешной, что часто требовало затрат дополнительных ресурсов на спасение провальных проектов. Для генерации доходов для обеспечения таких расходов правительство оказывало успешным компаниям защиту путем ограничения входа на рынок новых участников. 4 попытки изменить законодательство в пользу дерегуляции и конкуренции в этот период потерпели неудачу.

В 1960-е годы корейские фирмы активно делали инвестиции в новые активы — темпы роста валового накопления основного капитала выросли с 10,5% в год в первой половине десятилетия до 33,2% во второй. Компаниям не хватало собственных средств на такие инвестиции и они активно наращивали долги — отношение собственного капитала (net worth) к активам упало с 51,6% в 1965 году до 23,3% в 1970, появилась большая доля компаний, которые имели положительный cash flow, но критически зависели от продолжения кредитных линий и обращения собственных векселей. Когда компаниям не были доступны банковские кредиты, они занимали на внутреннем нерегулируемом финансовом рынке ,часто под значительные проценты.

Третий период, 1973-1979: «развитие тяжелой и химической промышленности»

В июле 1971 Федерация корейской промышленности (представитель интересов крупных компаний), обратилась к президенту Паку с просьбой выкупа государством долгов проблемных компаний. Последней каплей в накоплении проблем была 17-процентная девальвация национальной валюты в предыдущем месяце, которая привела к росту стоимости обслуживания валютных кредитов. Рассматривалась возможность банкротства таких фирм, но из-за опасений остановки внешних инвестиций в случае громких банкротств был избран возможно более дорогой, но более политически приемлемый вариант. Прошло чуть больше года, и правительство издало указ (т.н. Указ 3-го августа ), которым все старые долги компаний перед нерегулируемым финансовым рынком были заменены на долг по единой ставке (1,35% в месяц), который необходимо было выплачивать 5 лет после первоначального трехлетнего периода без выплат. Краткосрочные долги перед банковской системой были заменены на унифицированный долг (8% годовых, 3 года льготного периода, 5 лет выплат). Реальные процентные ставки были практически нулевыми или отрицательными — годовая инфляция в 1971-1974 годах составляла соответственно 13,5%, 11,7%, 3,2% и 24,3%.

Рис. 4. Валовое накопление основного капитала как % ВВП

Итак, произошло перераспределение стоимости в пользу заемщиков за счет формального и неформального финансового сектора, от которого выиграл прежде всего большой бизнес, в то время как малый и средний были в значительной мере ограничены в возможностях получения кредитов. Однако и крупному бизнесу это принесло лишь временное облегчение — уменьшение кредитных выплат привело к оппортунистическому наращиванию новых долгов.

Кроме прямой кредитной поддержки крупного бизнеса правительство ввело мораторий на обслуживание долга компаний перед неофициальным финансовыми рынками. У компаний, которые не желали направлять инвестиции в избранные государством отрасли, не только исчезал доступ к финансированию (банковская система находилась под контролем правительства), но и возникали проблемы с налоговой и ограничения на получение лицензий, что закрывало для них доступ на перспективные рынки. Многие компании создали избыточные производственные мощности, которые не могли использовать из-за отсутствия спроса на соответствующие товары.

В января 1973 г. Пак Чон Хи объявил «декларацию о развитии тяжелой и химической промышленности» (англ. Heavy and Chemical Industry, HCI). 1970-е были пиком государственного вмешательства в деятельность корпораций. До этого стимулирования экспорта не выбирало виды промышленной деятельности, которые надо поддерживать. Переход к прямой поддержке отраслей был следствием трех основных факторов (по Anne O. Krueger (1995) ):

1) уменьшение военного присутствия США, вызвавшее необходимость в развитии собственного ВПК;

2) рост зарплат из-за общего роста экономики, которое сделало трудоемкий экспорт менее конкурентным. Рост стран-соседей с похожими трудоемкими производствами;

3) наличие большого дефицита текущего счета платежного баланса, несмотря на стимулирование экспорта, в том числе из-за использования импортных ресурсов в производстве.

Сокращение финансовой поддержки со стороны США означало, что внешнеторговый дефицит необходимо срочно сокращать, потому что исчезал источник его финансирования.

Рис. 5 Темпы роста реального ВВП,% годовых

Происходило создание государственных промышленных предприятий, одним из самых известных примеров которых является POSCO (Pohang Iron and Steel Company) — металлургический завод, построенный на средства, предоставленные Японией в рамках программы взаимопонимания между бывшими метрополией и колонией. Соглашение о кредите, финансовой и технической помощи было подписано в 1969 году, выпуск стали начался в 1972 Предприятие было приватизировано в конце 1990-х, и на сегодня это четвертый крупнейший производитель стали в мире.

В этот период ВВП Кореи рос быстрее (11% в год в 1973-1979 гг. против 9,6% в 1963-1972), хотя оппоненты вмешательства государства отмечают, что основной рост был вызван общим экспортным направлением экономики и притоком прямых иностранных инвестиций и его темпы могли бы быть выше без вмешательства государства. Необходимо отметить, что в 1980 году произошло первое падение ВВП за почти тридцать лет. На это безусловно повлияло убийство Пак Чон Хи и второй нефтяной шок, но замедление было очевидным и до этих событий.

1979-2017: устранение ошибок

В 1979 году состоялся ряд событий, которые вызвали кризис и заставили правительство двигаться от поддержки конкретных компаний к созданию более равных условий — процесс, который продолжается до сих пор. Во-первых, состоялся второй нефтяной шок, который нанес удар по химической промышленности — одной из отраслей со значительной государственной поддержкой. Во-вторых, ускорение инфляции до 18,3% в 1979 и 28,7% в 1980 из-за большого бюджетного и внешнеторгового дефицитов и искажение цен государственной политикой привели к дефициту многих потребительских товаров. В-третьих, 26 октября 1979 было совершено успешное покушение на президента Пак Чон Хи, диктатора, который практически единолично решал тактические и стратегические вопросы развития экономики. В-четвертых, из-за засухи в 1980 году был очень плохой урожай, ВВП впервые с 1953 года продемонстрировал падение — на 1,7%.

К власти пришла очередная группа военных во главе с Чон Ду Хван, которая, опасаясь восстановления военного конфликта с Северной Кореей, ввела чрезвычайное положение. В ответ участились протестные выступления студентов и рядовых граждан против политической диктатуры и засилья чеболов — например, восстание в Кванджу в мае 1980 года, подавленное армией, в результате которого погибло более полутора сотен человек. Начались протесты профсоюзов. Протестующие достигнут успеха лишь в 1996, когда бывший президент Чон Ду Хван будет осужден на пожизненный срок в частности за чрезмерное использование силы в подавлении протестов.

К началу 1980-х уровень ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года в Корее был примерно такой, как в современной Украине. Советники Чон Ду Хвана объяснили бесперспективность продолжения политики активного вмешательства государства в экономику — Корея на тот момент уже приблизилась к технологическому фронтиру, а ее экономика усложнилась настолько, что предсказать успешность того или иного вмешательства стало практически невозможно. Поэтому состоялась постепенная экономическая либерализация. Она не помешала дальнейшему экономическому росту — с 1981 по 1997 (год Азиатского финансового кризиса) — среднегодовой ВВП рос на 9,1%. Импортные пошлины были снижены, новые государственные проекты в промышленности не запускались, бизнес получил более равный доступ к кредитам.

Однако, как стало понятно особенно после азиатского кризиса 1997 года, у страны остались значительные структурные дисбалансы. Банковская система до сих пор имеет проблемы со значительными объемами кредитов, выданных под давлением властей крупным корпорациям, некоторые из которых (например., Деу) — обанкротились. Руководство чеболов обвиняют во взяточничестве, финансовых махинациях, уклонении от уплаты налогов и влиянии на власть — в последние годы подобные судебные приговоры вынесены руководителям таких крупных компаний как Samsung, СК, Хюндай, Хангва и Лотте. В то же время главы крупных чеболов после осуждения получают амнистию — как это было с Ли Кун-хи (Самсунг) или Чонг Монг-ку (Хюндай). В конце 2016 объявлен импичмент первому президенту-женщине Пак Кин Хе по обвинению в коррупции.

1953-1979: три декады государственного вмешательства

Имела ли такая политика положительное влияние на экономический рост — нет единого мнения. Большинство соглашается, что на этапе импортозамещения вмешательство имело негативное влияние, о чем свидетельствуют умеренные темпы роста ВВП несмотря на массированную финансовую внешнюю помощь. Государственные ограничения на импорт не дали ни прямого эффекта уменьшения внешнеторгового дефицита, ни существенного роста промышленности. Ситуация изменилась только при переориентации на внешнюю экспансию.

Периоды экспортоориентации и развития тяжелой промышленности являются схожими в том смысле, что в обоих периодах было активное вмешательство государства, но они существенно отличаются механизмами такого вмешательства. В первом случае любой экспортер получал доступ к преференциям за выполнение установленных экспортных планов — кредитам с низкой ставкой, твердой валюте, налоговым льготам и тому подобное. Поэтому развитие отраслей происходило по рыночным законам — страна специализировалась на товарах легкой промышленности, в которых имела конкурентное преимущество — дешевую рабочую силу. Когда же государство взялось за развитие тяжелой и химической промышленности, главной целью было не получение максимальной прибыли, а обороноспособность страны. Поэтому применялась политика прямой поддержки конкретных производств и предприятий — правительство устанавливало для них цены ниже рыночных на материалы, направляло инженеров и другую квалифицированную рабочую силу. Это привело к введению контроля и над потребительскими ценами, появлению дефицита потребительских товаров и черного рынка, а в конце концов замедлению экономического и экспортного роста.

Стоит заметить, что разделение на лагеря по точке зрения на роль государства в развитии Кореи совсем не отражает разделение по экономическим школами или национальности авторов. Так, ярким пропонентом роли государства в развитии Кореи была Alice Amsden со своей книгой Asia’s Next Giant: South Korea и даже в какой-то степени представители Всемирного банка (исследование приветствует вмешательство государства только в случаях, где есть проблемы для рынка, например, асимметричная информация при кредитовании, проблемы достижения экономии на масштабах при конкуренции и т.д.). Оппоненты отмечали, что при расчете по имеющимся мировым ценам производительность тяжелой и химической отраслей осталась ниже производительности легкой промышленности, развитие которой сдерживалось в 1970-е (Yoo Jung-ho, 1990 ), импорт странами ОЭСР из Кореи вырос в 1970-е меньше, чем из Тайваня, который имел схожую структуру экспорта, но не осуществлял значительного государственного вмешательства в этот период. Безусловной сложностью оценки является отсутствие совершенного «контрольного варианта» с которым можно было бы сравнить Корею. Все контр-исторические оценки базируются на тех или иных предположениях, которые невозможно однозначно доказать.

В целом за весь период можно выделить такие факторы, оказавшие значительное влияние на развитие экономики Кореи:

Обычно экономисты выделяют два типа экономического роста — экстенсивный и интенсивный. Первый заключается в увеличении количества используемых ресурсов — капитала, рабочей силы и т.п. Второй означает более эффективное использование имеющихся ресурсов. Европейские страны и Северная Америка развивались преимущественно за счет интенсивного роста — появления новых, более эффективных технологий. В то же время, СССР периода индустриализации был наглядным примером экстенсивного роста — за счет вытеснения людей на работу в промышленности городов (в частности карточной системой), выжимания частных сбережений (работа Торгсин по покупке золота во время Голодомора), принудительные сбережения и покупка западных заводов и другого современного капитала. Проблема с экстенсивным ростом в том, что в определенный момент ресурсы заканчиваются. Так, можно удвоить рабочую силу, привлекая женщин к производству, улучшить ее качество программами ликбеза и образования, однако вряд ли можно ожидать привлечения всех — от младенцев до пожилых людей — к производству или обучение всех до уровня кандидатов или докторов наук. Именно поэтому после исчерпания ресурсов рост в СССР значительно замедлился, что и привело в конечном итоге к падению советской империи.

В 1970-1980-е годы значительная часть западных экономистов считала «Восточные экономические чуда» результатом повторения западного пути, то есть роста эффективности. Однако в 1990-х, после остановки экономического роста Японии и финансовых проблем Кореи, стало доминировать мнение, что их успех был результатом благоприятных условий (в том числе политических) внешней торговли, в сочетании со значительной мобилизацией ресурсов. Так же, как и в СССР, такая мобилизация позволяет временно иметь значительные темпы экономического роста просто за счет наращивания факторов производства.

Уроки для Украины

Украина вряд ли сможет напрямую скопировать опыт Южной Кореи в силу ряда экономических и политических ограничений:

  • Отсутствие резерва рабочей силы. Нет значительного количества молодежи, которая бы из менее производительного сельского хозяйства переходила в промышленность. Маловероятным является то, что молодежь согласится работать по 10-12 часов в день за незначительную зарплату. В Корее в 1980 году (то есть по истечении значительного прямого государственного вмешательства) в с/х были занято 34% всех работающих, в 1963 их было 63,4%; в Украине в 2012-2015 годах этот показатель составлял в среднем 17,3%.
  • Значительный уровень бюджетных расходов на социальную защиту, требует значительной налоговой нагрузки. В случае предоставления преференций отраслям и фирмам нагрузки на остальную экономику только возрастут. Старение населения потребует дополнительного повышения социальных и медицинских расходов.
  • Низкий уровень сбережений и низкая вероятность принудительной мобилизации средств
  • Отсутствие значительной внешней поддержки — корейская экономика находилась во внешнеторговом дефиците с 1953 по 1997 год за счет помощи США и Японии в 1950-1960-е и ПИИ и кредитов в более поздний период, а также содействия доступу на рынки США и Японии.
  • Политическая неприемлемость диктатуры и дальнейшего сращивания государства и крупного бизнеса.

Примечания:

Около 1000 долл. ВВП на человека. Для сравнения — ВВП на душу населения по ППС в Украине в 2015 году составил почти 8000 долл.
Американцы сначала поставили высокие требования на продажу конфискованных японских активов, и немногие корейские граждане отвечали этим требованиям, поэтому собственность перешла к новому корейскому правительству. Правительство сначала выставило банки на продажу в 1954 году с рядом положений для предотвращения продажи по сверхнизкой цене с ограничениями на источник средств, однако предложений не поступило. Правительство резко ослабило требования. Используя политические связи, крупные промышленные капиталисты занимали деньги у банков, чтобы купить эти самые банки. Когда приватизация была завершена в 1957 году, все коммерческие банки находились под контролем промышленных капиталистов. Согласно одному из исследований, доля инсайдерских кредитов таких банков превышала 50 процентов. Покупатели активно финансово поддержали Либеральную партию президента Ли Сын Ман. (по работе Phillip Wonhyuk Lim «Path Dependence in Action: The Rise and Fall of the Korean Model of Economic Development» )
Кроме коммерческих банков и «депозитных банков» под контролем государства, существовал значительный внутренний нерегулируемый рынок, который оказывал прежде всего краткосрочные ссуды. На 1972 год объем кредитов нерегулируемого рынка составил 346 млрд вон, коммерческих банков — 646 млрд и депозитных банков — 823 млрд (см стр. 166 книги Financial Development in Korea, 1945-1978 ).
Он был основан только в 1988 году. До этого действовали фонды для госслужащих и военных, но они покрывали незначительную часть населения .

VoxUkraine - уникальный контент, который стоит прочесть. Подписывайтесь на нашу e-mail рассылку, читайте нас в

Южная Корея – это высокоразвитая индустриально-аграрная страна, которая занимает одно из лидирующих мест в мире. На протяжение последних десятилетий промышленность Кореи развивалась стремительными темпами и показывала хорошую динамику роста. Государство является крупным производителем, а также экспортёром судов (контейнеровозов, танкеров), электроники (телевизоров, компьютеров и комплектующих, информационных систем, оптических приборов, электронного оборудования), автотранспортных средств.

Основные экономические тенденции

Современная промышленность Южной Кореи развивается относительно стабильно. Это обеспечило в 2015 году рост ВВП корейской экономики. По данным Министерства планирования и финансов (Ministry of Strategy and Finance, MOSF) ВВП был равен 1585,51 трлн. корейских вон (1,38 трлн. долл. США) и в сравнении с 2014 г. он вырос на 2,6%. Темпы прироста ВВП в поквартальной динамике составили: в первом квартале – 2,5%, во втором – 2,2%, в третьем – 2,7%, в четвертом квартале – 3,0%.

Последние кризисные годы сказались на РК, как и на других странах мира. Показатель ВВП в пересчёте на душу населения в долларовом эквиваленте равен 27340,8 долл. США против 27963,6 долл. США в 2014 г. (-2,2%). По информации Банка Кореи (Bank of Korea, BOK) в 2015 г. и 2014 г. прирост ВВП составил:

Сфера экономики 2015 г. (%) 2014 г. (%)
С/х 1,5 3
Лесное и рыбное хоз. 1,5 3
Обрабатывающая пром 1,3 4
Добывающая пром. 1,2 3,9
Строительство 3 1,2
Услуги 2,8 0,4

Как показывает статистика, добыча и переработка сократились, увеличилась сфера строительства и услуг. Валовой национальный доход составил 1565,82 трлн. корейских вон (1,41 трлн. долл. США), показав прирост на 4,6%. Объём экспорта был равен 526,9 млрд. долл. США и понизился на 8% по отношению к 2014 г. А объём импорта упал на 16,9% до 436,5 млрд. долл. США. Профицит внешнеторгового баланса составил 90,4 млрд. долл. США. Внешнеторговый оборот впервые за 5 лет не превысил 1 трлн. долл. США, снизившись до 963,4 млрд. долл. США. В 2016 году ВВП увеличился на 2,8%, вместо запланированных 3%, поэтому можно резюмировать, что кризис не миновал.

Положительно воздействовали на экономику корейского полуострова правительственные программы, направленные на стимулирование экспорта, внутреннего потребления, а также инвестирование в строительство и производство. Правительство РК приняло ряд стимулирующих мер, общая сумма которых составила 17 млрд долл. Большинство этих средств отпущена на увеличение рабочих мест, их было создано 300 тыс., тогда как в 2015 г. – 340 тыс.

Негативное влияние на промышленность Кореи в 2015-2016 году оказал спад потребления в странах, являющихся главными торговыми партнёрами. Существенное снижение спроса Китая и других азиатских стран привело к сокращению производств.

Уровень развития промышленности

Промышленность Южной Кореи показывает неоднозначную динамику – рост одних отраслей и спад в других сферах. По информации Банка Кореи, в 2015 г. индекс промышленного производства был равен 107,8 пунктов, продемонстрировав спад в сравнении с 2014 г. на 0,5 пунктов.

В 2015 году самый лучший результат роста был в IT-отрасли. Этому способствовали принятые корейским правительством меры по инвестированию в этом направлении и созданию системы сотрудничества с неправительственными организациями. Также были созданы профильные институты, целью которых является ориентирование научных исследований в IT-отрасли в формат тесного взаимодействия частных и государственных учреждений, подготовка высококвалифицированных кадров.

В результате этого страна в 2015 году заняла третье место в мире по объёму экспорта информационно-коммуникационных технологий, продукции, он составил 170 млрд. долл. США (107,2% от уровня 2014 г.). Электроника представляет львиную долю доходов в бюджет. Эта категория продукции служит существенной поддержкой во время экономического спада. Корейцы на мировом рынке укрепили свои позиции по производству следующих товаров:

  • Мобильные устройства (объём продаж увеличился на 1,4%),
  • Полупроводниковая память (на 7,9%),
  • Жидкокристаллические дисплеи (на 0,7%).

Несмотря на инцидент с продукцией Samsung (Galaxy Note 7), нанёсший рекордный финансовый урон как самой компании, так и общим показателям экономического роста, в основном динамика положительная

Необходимо отметить подъём производственных мощностей в аэрокосмической промышленности (прирост на 13,1%), в нефтехимии (на 3,3%), несмотря на падение мировых цен на нефть в 2015 г., в автомобилестроении (на 0,7%).

Темпы роста в отдельных отраслях промышленности показали отрицательную динамику. Так, в области металлургии было выплавлено на 2,6% меньше стали, чем в 2014 г., что вызвано сокращением производства в судостроении (-7,1%) и машиностроении (-2,0%).

Состояние сельского хозяйства

В целом складывается непростая ситуация в сельском хозяйстве. Все ещё сохраняется тенденция сокращения занятого в отрасли населения на 0,6%. По заявлению Министерства сельского хозяйства, продовольствия и сельских дел (Ministry of Agriculture, Food and Rural Affairs, MAFRA) в 2015 году снизились площади посева риса на 0,7%, который является самой важной сельскохозяйственной культурой.

Однако эффективное внедрение информационных и биотехнологий, активное использование солнечной энергии и робототехники в агросекторе дали возможность собрать урожай риса более 4,33 млн. тонн, что в свою очередь на 2,0% больше показателя 2014 года.

Прослеживается общая тенденция сокращения посевных площадей овощных культур: картофеля, посевная площадь которого в стране равна 37,3 тыс. га (-11,2%), китайской капусты 12,7 тыс. га (-60,3%), редьки 5,8 тыс. га (-72,6%), красного перца 34,5 тыс. га (-15,3%), яблок 31,6 тыс. га (+3,0%), груш 12,7 тыс. га (-3,5%). Как следствие, в стране собранный в 2015 году урожай в среднем сократился на 15%.

По данным профильного Министерства в 2015 году поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,1% и равно 3,09 млн. голов, из них 2,68 млн. голов мясных пород (97,0% от уровня 2014 г.) и 0,41 млн. молочных пород (95,5%). Рост цен на свинину способствовал увеличению количества этих животных до 10,19 млн. (101,0% с 2014 г.).

В стране существенно выросло количество уток – до 9,77 млн. (29,8%). Количество кур составило 164,13 млн. голов (104,9% от уровня 2014 г.). По сведениям Корейской организации международной торговли (Korea International Trade Association, KITA), сумма импорта свинины в 2015 г. была 1,3 млрд. долл. (114,0% от уровня 2014 г.), мяса КРС – 1,8 млрд. долл. США.

В 2016 году Корея оказалась на пятом месте из всех стран мира по развитию с/х, уступая лишь США, Японии, ЕС и Канаде. В категории «Качественного с/х продукта» уровень РК составил более 90% от уровня США. В области инноваций в с/х южнокорейцы на 4 месте в мире. В 2015 г. было зарегистрировано 534 патента (+12% от 2014 г). К 2020 г. по технологичности в данной сфере будет составлять 88,5% от уровня Соединённых Штатов.

Оборот розничной торговли

По данным информационного портала KOSIS (Korean Statistical Information Service) объём сферы услуг и розничной торговли в 2015 г. был равен 335,15 млрд. долл. США, что на 2,2% больше уровня предыдущего года. На объекты дорожного сервиса пришлось 24,6% от всех розничных продаж, а на специализированные магазины, которые торгуют товарами конкретного ассортимента – 27,6%.

Большую роль в торговой деятельности играют магазины шаговой доступности (увеличение оборотов продаж на 29,0% по сравнению с 2014 г.) и переориентация розничных продаж на интернет-магазины (увеличение на 10,5%). Это связано с желанием покупателей приобретать все необходимые товары, не выходя из дома в одном месте, и более низкими ценами таких магазинов.

Показатели объёма товарного производства

По сведениям корейского информационного ресурса KOSIS, в 2015 году из 266 видов выпускаемой в Республике Корея продукции 119 имели положительную тенденцию к увеличению по сравнению с показателями 2014 г. Среди товаров, производство которых в 2015 г. значительно возросло в сравнении с предыдущим периодом, стоит выделить:

  • гравий: 26,4 млн. кв. м. (126,0% отправлено уровня 2014 г.);
  • железобетонные опоры: 7,7 млн. т. (121,6%);
  • гербициды: 52,1 тыс. т. (120,2%);
  • смолы эпоксидные: 436,0 тыс. тонн (117,7%);
  • карьерный песок: 30,6 млн. куб. м. (117,3%);
  • масло кунжутное: 13,7 млн. л. (115,8%);
  • асфальт: 6,1 млрд. литров (115,4%);
  • лифты: 36,6 тыс. ед. (115,0%);
  • виски:4,2 млн. литров (114,8%);
  • масло соевое: 503,1 млн. л. (114,3%);
  • солидол: 35,6 тыс. тонн (113,6%);
  • керосин авиационный: 24,7 млрд. литров (113,3%);
  • соль: 342,8 тыс. т. (113,0%);
  • бетонные опалубки: 883,3 тыс. куб. м. (112,2%).

К товарам, выпуск которых существенно снизился, относятся:

  • крафт-бумага: 161,9 тыс. т. (87,3% от уровня 2014 г.);
  • молнии-застежки: 124,8 тыс. км. (84,6%);
  • компакт-диски: 91,9 тыс. шт. (82,7%);
  • кварцит: 1,3 млн. т. (79,8%);
  • торговые автоматы: 58,3 тыс. ед. (77,7%);
  • погрузочные краны: 620,2 тыс. т. (77,4%);
  • брезент: 137,7 тыс. т. (76,4%);
  • ферритовые сердечники: 3234,5 млн. шт. (75,9%);
  • трубы из стали: 4,6 млн. т. (74,4%);
  • пылесосы для дома: 2,5 млн. шт. (62,4%).

Однако, вопреки большим достижениям, современная промышленность Южной Кореи испытывает кризис. На пути развития экономики стали - строгое экономическое планирование, государственная поддержка чеболей (крупных финансово-промышленных групп) с ущербом для среднего и малого предпринимательства, жесткий контроль над всеми сферами бизнеса, внешнеторговый протекционизм.

Республика имеет острую необходимость структурной перестройки всех сфер экономики. Приоритетным направлением дальнейшего процветания государства служит создание такой экономической модели, которая будет ориентирована на поддержку интересов среднего и малого бизнеса, а также проведение реформ в промышленной и финансовой сфере, сельском хозяйстве.

Южная Корея – высокоразвитая индустриально-аграрная страна, чья промышленность на протяжении нескольких последних десятилетий демонстрировала хорошую динамику роста. Благодаря этому экономика Южной Кореи стремительно развивалась. На примере этой страны ответ на вопрос, может ли стать процветающим государство с необразованным бедным населением, не имеющее газа, нефти и иных полезных ископаемых, звучит утвердительно. Корейский опыт имеет ряд ключевых особенностей, подтверждающих возможность постепенного строительства экономики, основанной на знаниях.

Особенности экономико-географического положения

Республика Корея (РК) находится на Корейском полуострове (восток Евразии) в его южной части. Омывается территория страны водами Желтого и Японского морей.

В результате разделения полуострова на два государства традиционные экономические связи между аграрным югом и промышленным севером были нарушены. Тогда одной из базовых частей строительства экономики Республики Корея стали дешевые трудовые ресурсы.

Новый хозяйственный комплекс страны сформировался на основе незначительных запасов собственного сырья, импорта нефти, газа, металлов и собственной сельскохозяйственной продукции.

В целом обеспеченность РК природными ресурсами выглядит так:

  • Земельные ресурсы. Пригодных для ведения сельского хозяйства низменностей в стране немного. Расположены они преимущественно в бассейнах рек и вдоль морских побережий.
  • Водные ресурсы. Для рек Южной Кореи характерна небольшая протяженность. Самая крупная – Йонсонган (713 км) – впадает в Желтое море.
  • Лесные ресурсы. Сегодня лесов в Республике Корея осталось немного. Произрастают в них различные виды граба, ильма, ясеня, липы, клена и дуба. Разведение женьшеня является государственной монополией.
  • Полезные ископаемые. Страна ими бедна. Поэтому современная экономика Южной Кореи практически полностью зависит от ввоза из-за рубежа минерального сырья. Только 3,5 % добываемого из ее недр угля обладают теплотворной способностью, превышающей 5 200 ккал/кг. Невелики и запасы железной руды – 128 млн тонн. Значимыми для промышленности является месторождение вольфрама Сандон в провинции Канвондо. Запасы руды в нем оцениваются как примерно 34 млн тонн.

В начале 80-х годов минувшего столетия правительством страны были осуществлены широкомасштабные экономические реформы. В частности:

  • заморожен госбюджет
  • снижен рост денежной массы;
  • введены жесткие меры по налогообложению.

А уже к концу 1980-х годов компании-конгломераты Южной Кореи стали составлять серьезную конкуренцию западным. С тех пор страна планомерно завоевывает мировой рынок.

Пройдите социологический опрос!

Характеристика и структура экономики

Экономика Южной Кореи на сегодняшний день хоть и демонстрирует рост, но меньший, чем в 2019 году. По прогнозам известного агентства Moody’s Corporation, значение этого показателя в 2019 году составит 2,3 %, в то время как по итогам предыдущего года он достиг отметки 2,7 %. Но ожидается, что уже в следующем – 2020 году – отрицательная динамика сменится положительной: рост составит 2,5 %.

По мнению аналитиков агентства, ситуация со снижением темпов роста в 2019 году связана с падением спроса на полупроводники, что, в свою очередь, обусловило снижение объемов экспорта продукции, которую производит электронная промышленность Южной Кореи.

Развитие в XX столетии «чеболей» (южнокорейские формы промышленно-финансовых групп) обеспечило высокие темпы роста экономики страны. Вместе с тем иерархичная структура этих конгломератов сдерживала внутреннюю конкуренцию.

Тем не менее правительство Республики добилось заметных успехов в развитии совокупности базовых юридических, социальных и политических правил, ориентированных на регулирование деятельности экономических субъектов. Об этом свидетельствуют данные рейтинга Doing Business, характеризующие легкость ведения предпринимательской деятельности: Республика Корея в 2019 году заняла 5-е место. Всего в этом списке присутствуют 190 государств.

  • 2-е место по обеспечению исполнения контрактов и подключению жилых объектов к системам электроснабжения;
  • 10-е место – по получению разрешений на ведение строительства;
  • 11-е место – по регистрации учреждений и разрешению неплатежеспособности.

По другим компонентам индекса Южная Корея занимает места с 23-го по 60-е.

В контексте вопроса, какая экономика в Корее с точки зрения восприимчивости к внешним воздействиям в обозримом будущем, следует знать размер госдолга. По итогам предыдущего – 2019 года – он увеличился на 18 млрд долларов и достиг рекордной отметки в 598,9 млрд.

При этом уровень госдолга относительно ВВП является невысоким – 38,2 %. Для сравнения: этот показатель у США на середину 2019 года равен 109,45 %.

В правительстве Южной Кореи подчеркнули, что угрозы стабильности экономики страны многомиллиардный государственный долг не составляет. Дело в том, что в 2019 году бюджет продемонстрировал профицит размером 28 млрд долларов. А госдолг увеличился по причине размещения Министерством финансов облигаций.

Структура экономики Южной Кореи включает такие основные отрасли:

  • нефтехимия;
  • сталелитейная промышленность;
  • автомобилестроение;
  • электронная промышленность;
  • судостроение.

ВВП Республики Корея

В конце 2019 года Министерство финансов Южной Кореи прогнозировало, что ВВП страны за 2019 год составит 1 929 трлн долларов.
Но, по расчетам представителей банка Goldman Sachs, не исключено падение этого показателя на 0,4 % в случае сокращения производства в стране полупроводников на 10 %.

Такой сценарий развития событий может иметь место, поскольку с 01.07.2019 Япония продлила запрет на экспорт в Республику Корея материалов, без которых производить полупроводники невозможно. Если фактические показатели совпадут с данными прогноза, рост ВВП Южной Кореи в 2019 году окажется минимальным за последние 7 лет.

Формирование бюджета

Бюджет Южной Кореи на 2019 год предусматривает увеличение государственных расходов максимальными с 2009 года темпами – 9,7 %. В абсолютных величинах правительство потратит в текущем году 470,5 трлн вон (почти 400 млрд долларов).

Размер ВВП по основным отраслям, наполняющим госбюджет, представлен в таблице. В ней отображены данные по состоянию на конец I квартала 2019 года.

Наименование отрасли Размер ВВП на март 2019 года
воны, млрд доллары, млн
Горнодобывающий сектор 523 443.86
Производственный сектор 119813 101683
Сельское хозяйство 8483 7199
Строительная индустрия 21885 18573
Транспорт 15230 12925
Сфера услуг 215014 182478
Жилищно-коммунальное хозяйство 11601 9845
Сфера государственной службы 26576 22555

Главными параметрами корейской модели экономического развития являются:

  • тщательный подход к подготовке трудовых ресурсов;
  • активное привлечение источников накоплений;
  • ориентация производства на экспорт.

Основное условие успешного функционирования такой модели – сочетание рыночных механизмом с государственным планированием. Собственно, благодаря реализации данного принципа мы и наблюдаем южнокорейское экономическое чудо.

Что производят в Республике Корея на экспорт

Поскольку в особенности экономики Республики Кореи входит ориентация производства на экспорт, обратим внимание на успехи страны в этой сфере. Очередной рекорд был установлен за несколько дней до наступления текущего 2019 года. Тогда экспорт впервые превысил отметку 600 млрд долларов.

Продавать свою продукцию за рубеж Южная Корея начала в 1948 году. Старт был скромным – объем реализации составил всего 19 млн долларов. Но ежегодно экспорт в среднем увеличивался на 16,1 %. Товаров на сумму 100 млрд долларов было впервые продано в другие страны в 1995 году.

Рассмотрим, что производит Южная Корея на экспорт в настоящее время:

Больше всего товаров импортирует из Южной Кореи Китай – на его долю приходится почти 30 % южнокорейского экспорта.

Составляющие экономики Республики Корея

Южная Корея сегодня по экономическому развитию занимает в мировом рейтинге 11-е место. По прогнозам, в 2023 году ее ВВП будет равен 2,055 трлн долларов.

Банковская система страны

Банковская система Республики Корея включает финансовые учреждения трех основных категорий:

  • Банк Кореи. Выполняет функции центрального банка. Наделен эксклюзивными правами по эмиссии банкнот и монет, обладающих статусом законного платежного средства для всех финансовых операций на территории государства.
  • Коммерческие банки. В их число входят:
    • 14 национальных коммерческих финансовых учреждений;
    • 110 региональных банков;
    • 72 отделения иностранных кредитных организаций.
  • Специализированные банки. К этой категории причисляется «Индустриальный банк Кореи» и ряд других учреждений. Они занимаются финансовой поддержкой деятельности предприятий конкретных отраслей экономики – промышленного производства, рыбной ловли, внешней торговли и сельского хозяйства.

Кроме того, в финансовом секторе южнокорейской экономики функционируют и небанковские организации, например, венчурные фонды, страховые компании.

Приоритеты в промышленности

Промышленность Южной Кореи поддерживается государством. Особое внимание уделяется автомобилестроению и судостроению. С целью стимулирования роста в этих ключевых отраслях правительство намерено выделить в 2019 году 15 трлн вон (12,77 млрд долларов) на финансовую поддержку производителей автозапчастей, а также средних и малых судостроителей.

Придерживаясь курса развития инновационных технологий, Республика Корея планирует всемерно развивать аэрокосмическую промышленность. По словам представителя Корейской аэрокосмической корпорации, эта организация намеревается увеличить до 2030 года объем в данном сегменте промышленного производства до 20 трлн вон (17,02 млрд долларов) в год.

Значительные средства планируется направить также на развитие новых видов энергетики и отраслей промышленности, в которых объединены индустрия передовых материалов и информационно-коммуникационные технологии. В 2019 году финансирование будет вестись Корейским экспортно-импортным банком в объеме 9,5 трлн вон (8,09 млрд долларов).

Сельское хозяйство и рыболовство

Основной отраслью сельского хозяйства РК является растениеводство. Обработке подвергается 23 % территории Южной Кореи, при этом 1/3 пашен орошается.

Зерновых собирают порядка 7,5 млн тонн, причем в валовых сборах они преобладают. Выращивают рами, хлопок, бобовые, коноплю. Также сельское хозяйство Южной Кореи характеризуется развитым огородничеством и садоводством.

Основная сельскохозяйственная культура Республики Корея – рис. Возделывают его приблизительно 80 % фермеров. Потребляют зерно риса преимущественно внутри страны.

А вот из выращенных фруктов больше половины продается за рубеж.

В животноводстве фигурируют такие цифры:

  • поголовье свиней достигло 9 млн;
  • крупного рогатого скота – около 2 млн голов;
  • птицы – свыше 100 млн.

Рыболовство – важная часть южнокорейской экономики. В отрасли заняты порядка 140 тыс. человек. Для рыбного промысла используется примерно 100 тыс. судов. Выращивание моллюсков осуществляется в питомниках. Существенная часть морепродуктов экспортируется. В число стран-импортеров входит и Россия.

Транспортная система

Общественный транспорт в Южной Корее – это метро, автобусы и такси.

Отметим одну особенность: бесплатная пересадка допускается до 4 раз с одного номера маршрута автобуса на другой и с любого маршрута автобуса на метро.

Метрополитен Сеула работает с 5.00 до 24.00. Для оплаты поездок выгоднее всего использовать карту T-money. Стоит она 2 500 вон (2,13 доллара). Пополнить баланс можно в метро или в супермаркете по месту покупки карты. Действует она не только в метро, но и в автобусах по всей стране.

У городских автобусов есть преимущество: передвигаются они по своей полосе, выделенной голубой линией. Пробки на ней отсутствуют, поэтому добраться до конечного пункта всегда можно по расписанию. Кстати, и междугородные автобусы ходят по графику минута в минуту.

Передвижение на такси в Южной Корее стоит относительно недорого. Отсчет при посадке начинается с 3 000 вон (2,55 доллара). С этой суммы оплачиваются первые 2 км. За каждые последующие 150 метров пути тариф увеличивается на 100 вон (0,09 доллара). Расчет осуществляется и наличными, и с помощью банковской карты.

Сфера услуг Южной Кореи

В сферу обслуживания РК входят заведения общественного питания, предприятия сферы развлечений, спортивные организации, медучреждения, прачечные, сауны, гостиницы. На долю этой отрасли приходится до 2/3 ВВП.

В июле 2019 года правительство Республики Корея утвердило новую стратегию развития сферы обслуживания. Были определены ее приоритетные секторы и приняты решения:

  • о корректировке устаревших механизмов администрирования, мешающих созданию рабочих мест и привлечению инвестиций;
  • о мероприятиях, направленных на усовершенствование услуг дистанционной медицины.

В планы правительства также входит внесение изменений в систему налогообложения, в результате реализации которых предприятиям из сферы услуг будут предоставлены налоговые льготы. По расчетам властей, совокупность этих мер позволит увеличить уровень экономического роста в годовом исчислении на 0,2 % уже в 2020 году.

Особенности туризма

Корея с ее богатым историческим и культурным наследием, живописной природой, реками, горами и пляжами представляет собой в туристическом плане одно из наиболее интересных государств Юго-Восточной Азии.

Доля туризма в ВВП Южной Кореи в 2019 году составила 2,8 % (44,5 млрд долларов). Динамика изменения данного показателя в абсолютных величинах за последние 24 года представлена на графике.

Резкий рост в 2011–2013 годах обусловлен, в том числе, развитием в стране инфраструктуры медицинского туризма.

Самые популярные достопримечательности Страны утренней свежести:

  • дворец Кенбоккун (находится в Сеуле);
  • Сеульская башня (возведена в столице на горе Намсан);
  • фольклорная деревня Букчхон (находится в Сеуле);
  • остров Намисон (г. Чхунчхон, провинция Канвон-до);
  • Сад утреннего спокойствия (провинция Кенгидо, уезд Капхен).

Занятость населения Южной Кореи

В обнародованных Национальным статистическим управлением итогах 2019 года указывается, что общее количество трудоустроенного населения составило 26,82 млн человек. По сравнению с 2017 годом это на 97 тысячи больше.

Такой рост – самый низкий с 2009 года. Занятость населения Южной Кореи составила 60,7 % от общего количества трудоспособных жителей и сократилась за предыдущий год на 0,1 %. Число безработных достигло отметки 1,73 млн человек или 3,8 % от работоспособного населения. Это самое высокое значение данного показателя с 2000 года.

Только в последнем месяце 2019 года число рабочих мест в сфере розничной торговли сократилось на 63 тысячи, а в производственном секторе секторе из-за реструктуризации ряда предприятий автомобилестроения и спада судостроительной отрасли – на 127 тысяч. На этом фоне вызывает сдержанный оптимизм тот факт, что безработица среди молодых людей в возрасте до 30 лет в сравнении с 2017 годом уменьшилась на 0,6 % и составила 8,6 %.

По прогнозам правительства, население страны в ближайшие 7 лет начнет сокращаться. А с учетом того, что трудовых ресурсов у одиннадцатой экономики мира будет становиться с каждым годом меньше, перспективы развития Южной Кореи не такие уж радужные. Собственно, эта проблема актуальна для 80 % государств “Большой двадцатки”.

Отметим один интересный момент. Выше было сказано, что Япония ограничила поставки в Республику Корея редких материалов для электронной промышленности. Реакция на эти меры жителей Кореи была незамедлительной: они призвали своих соотечественников не только бойкотировать японских производителей, но и отказаться от туристических поездок в Японию.

Но есть и примеры того, что торговые отношения Южной Кореи с соседними странами улучшаются. Так, в 2019 году было зафиксировано увеличение южнокорейско-китайского товарооборота на 13,7 %. При этом объем экспорта из Республики Корея в КНР составил 50,3 млрд долларов.

Сравнительная характеристика экономик Кореи и России

В Южной Корее стремительно развиваются IT-сектор и другие высокотехнологичные отрасли. В России же почти 4/5 всего наукоемкого промышленного производства сосредоточено в атомной и аэрокосмической промышленностях, а также военно-ориентированных отраслях.

Кратко отметим параметры, которые сближают и отличают экономики Республики Корея и РФ.


Южная Корея – государство, которым правят корпорации. Госаппарат в этой стране существует и функционирует для обслуживания населения, а также бизнеса, но не наоборот, как это наблюдается в отечественных реалиях.

Заключение

Экономика Республики Корея активно развивается. Успешные реформы, осуществленные на государственном уровне, способствуют постоянному росту ВВП и, как следствие, улучшению жизни людей, живущих и работающих в стране.

Промышленность сфокусирована преимущественно на выпуске продукции для поставок за рубеж. Для стимулирования такой деятельности правительство провело ряд мероприятий. В частности, были снижены налоги для компаний и предприятий, осуществляющих экспортное производство.

По состоянию на середину 2019 года Южная Корея занимает по уровню экономического развития 11-е место в мире.