Как построить подземный гараж? Подземный гараж своими руками и по технологии Как построить подземный дом

В данной статье мы рассмотрим строительство подземного дома. Мы рассмотрим основные минусы и плюсы такого строения и посмотрим чем он отличается от наземного. Интересным моментом в таком доме является то, что пейзаж за окном будет соответствовать пейзажу наземного дома благодаря системе зеркал. Благодаря этому складывается полное ощущение жизни на земле.

Начнем пожалуй с плюсов:

1) Не нужен фасад дома.

2) Зимой подземный дом сохраняет наибольшее количество тепла, чем наземный. Благодаря этому уменьшаются затраты на газ и электроэнергию.

3) Летом данный дом будет прохладней, чем наземный и мы можем не устанавливать систему кондиционирования.

4) Само строение дома является защитой от воров, ведь единственный способ попасть в дом, это через вход.

5) Имея в конструкции окна (с зеркалами) Вы сможете наблюдать за окружающим миром, а посмотреть в Ваши окна уже не смогут. Благодаря этому Вы будете себя чувствовать комфортно.

6) Ваш дом находится под землей и практически весь участок оказывается свободным для идей ландшафтного дизайна. Например, можно разбить красивый сад.

7) Такому дому не страшны известия о приближающемся торнадо или проливном дожде.

Минусы данного дома:

1) Самое сложное в данном доме это организовать систему канализации. Для этого требуется установить систему насосов, что бы сточные воды попадали в колодцы.

2) В таком доме требуется устанавливать электрогенераторы на случай отключения электроэнергии. Например, отключатся те же насосы для сточных вод.

3) Россияне свою состоятельность любят показывать красивыми фасадами домов. При подземном доме получается, что дома как бы и нет, а домой Вы лезете в землянку.

Рассмотрим основные моменты строительства такого дома.

Первым шагом будете естественно рытье котлована. Котлован под данный проект будет глубокий и нужно соблюдать особую технику безопасности. Самое опасное это обвал стен котлована. Для того чтобы избежать подобной проблемы нужно копать котлован под углом с четырех сторон.

После котлована начинается монолитное строительство. Следующими шагами будут монтаж плиты, установка опалубки под стены и в дальнейшем под монолитное перекрытие.

В таком строительстве мы экономим деньги. Для такого дома нужен лишь бетон и арматура и не требуется думать о красоте фасада и дорогостоящей кровле. Изготовив здание, мы снимаем опалубку, обмазав его битумной мастикой. После чего, засыпаем его, не забывая про входную группу. Также нужно не забыть перед входом в здание сделать отток воды.

Единственное что можно в этом сделать красиво для окружающих, это входная группа. Ее можно обложить бутом, либо другим материалом.

Рассмотрим систему окон. При заливке стен мы оставляем проем под окно в том месте, где оно должно у нас быть по проекту. С внутренней части стены, под окном, мы отливаем площадку на ширину окна, а длина должна определяться заранее в зависимости от высоты окна и наклона под 45 градусов. Край зеркала при наклоне должен совпадать с верхней кромкой окна.

С площадки выкладывается труба из красного кирпича. Трубу монтируем для той высоты, с которой Вы хотите наблюдать за участком. Наверху трубы крепится зеркало противоположно.

По завершении монтирования трубы можно приступить облагораживать надземную часть камнем, чтобы сочетался с ландшафтом.

В следующей статье мы рассмотрим дополнительные эффекты этого дома (систему вентиляции, кровли и т.д.)

Кого заинтересовала статья, пишите нам с вопросами или предложениями.

Права принадлежат:

ООО "Ру - Стройка"


В прежние времена возведение жилищ из земли и глины было необходимостью. С течением времени эта технология забывалась, так как появлялись новые более современные материалы. Но высокая безопасность для окружающей среды и для человека заставила вновь задуматься над тем, чтобы построить дом под землей.

Только теперь такое жилище не будет выглядеть серым и скучным. Наоборот, оно привлекает своей неординарностью, уютом при правильном подходе к подбору проекта и выполнению всех работ.


Тонкости строительства и особенности жилищ под землей

Жилище, обустроенное на глубине, пока остаётся непривычным и уникальным. Его выполнение требует особого подхода, соблюдения техники безопасности при ведении работ. Самым опасным моментом считается рытьё котлована, всегда существует вероятность обвала стен.

Конечно, предварительно проводится изучение грунтов и их несущей способности, уровня влажности, промерзания. В любом случае рытьё происходит под определённым углом, словно сужается книзу, где выходит на необходимый уровень. Обязательно выполняется гидроизоляция и другие манипуляции, защищающие основание жилища.


Собирается опалубка, устраивается монолитная плита перекрытия. Поэтому построить дом под землей своими руками крайне сложно. Хотя ведение всех работ надобно доверить специалистам, такой выбор получается намного экономичнее.
  1. У объекта отсутствует фасад, выполнение которого требует немалых финансовых вложений и времени.
  2. Появляются неограниченные возможности по использованию, прилегающих территорий участка, для устройства красивого ландшафтного парка, зоны отдыха.
  3. Такое жилище получится намного теплее в зимний период, а летом будет сохранять необходимую прохладу.
  4. Оно абсолютно безопасно не только в экологическом плане. Можно не бояться проникновения воров.
  5. Владельцы всегда смогут чувствовать себя защищёнными, особенно если установлены окна с зеркалами. Это позволит наслаждаться окружающими красотами. Но никто из соседей или других личностей не сможет ничего увидеть в таких окнах.
  6. Природные катаклизмы такие, как торнадо, не нанесут вреда подобному зданию, так как оно находится под землёй и не боится подобных воздействий.
И всё же в некоторых случаях возможно обустройство дома под землей своими руками, если выбрать не полностью заглублённую конструкцию, а лишь частично создающуюся в толще земной коры. Иногда это позволяет вести работы совершенно самостоятельно, использовать специальные глиняные блоки, камень, дерево и другие природные материалы.
Подземный гараж в частном доме – отличное решение для тех, кто дорожит квадратными метрами своего земельного участка. Однако у автовладельца, задумавшего строительство подземки, вероятно, возникнут некоторые вопросы:

Как построить гараж под домом, удобный в эксплуатационном плане? Насколько дороже получится работа, по сравнению со строительством обычного гаража? и др.

Плюсы и минусы

Фото подземных кирпичных гаражей

Для начала рассмотрим плюсы и минусы подземного гаража .

  • Экономия площади;
  • Удобство в эксплуатации;
  • Наименьшая подверженность взломам (по статистике).

К сожалению, не обходится и без отрицательных моментов :

  • Строительство подземки более затратное, нежели возведение обычного гаража.
  • Построить подземный гараж под домом можно только на этапе возведения основного здания.
  • Если грунтовые воды находятся высоко, то возводить подземный гараж коттеджа будет сложно. Необходимы тщательные расчеты и ответственный подход к гидроизоляции и дренажной системе, иначе есть риск подтопления помещения.

Планировка

Процесс планирования и создания проекта занимает важное место .

Правильно планируем подземный гараж

Проект подземного гаража будет зависеть от того, как высоко находятся грунтовые воды. От их уровня будет зависеть, как глубоко под землей будет строиться гараж. Его можно разместить, как полностью под землей, так и частично (погрузить в грунт на 1/2 или 2/3 высоты).

Чаще всего используются частично утопленные гаражи, т.к. их возведение экономичнее и проще. Кроме того, построить гараж полностью под землей обычно не позволяет уровень грунтовых вод.

Как построить подземный гараж? Условия, правила и требования для такого строительства можно найти в нормативных документах (СНиП 21-02-99).

При выборе проекта для будущего дома с гаражом следует помнить, что помещение над подземкой никак нельзя использовать в качестве жилого, но в любом случае перекрытие между ними должно быть дополнительно усилено.

Проект коттеджа с подземным гаражом

Однако, как показывает практика, в большом количестве готовых проектов не соблюдаются нормы и над гаражом проектируются СПАЛЬНИ. Гараж – помещение взрывоопасное, и такое грубое нарушение может повлечь за собой человеческие жертвы.

Стены и ворота подземного гаража должны быть выполнены из материала с высокой степенью огнестойкости.

Составляя план подземного гаража, внимание стоит уделить и проектированию заезда. При экономии места, важно не перестараться. Конечно, если въезд будет крутым, он займет минимум площади. Летом такой подъем не создаст особых проблем, но зимой он может стать непреодолимым препятствием. Кроме того, чем круче склон, тем больше вероятности, что в дождливую погоду вода будет заливаться в гараж.

Выездная дорога

Чтобы в период эксплуатации дорога не разрушалась из-за проседания почвы, необходимо избегать подсыпки грунта при формировании пути. Землю нужно аккуратно срезать до необходимого уровня, который заранее отмечают метками.

Затем будущую дорогу засыпают щебнем и хорошо трамбуют. Слой такого покрытия должен быть не меньше 15 см.

На щебень кладут слой бетона толщиной минимум 12 см. Раствор для несущего слоя должен получиться вязким и достаточно густым.

После полного высыхания бетона кладется финишное покрытие.

Чтобы избежать проблем с выездом, при обустройстве въездной дороги нужно соблюдать некоторые требования:

  • Наклон выездного пути не должен превышать 25%.
  • Длина пути зависит от того, насколько глубоко находится гараж. Например, при утоплении подземки на 140 см, въездная дорога должна составлять 14,5 м. Но при тщательных расчетах его можно уменьшить до 8,5 м.
  • Путь должен состоять из участков:
  • Зона старта (горизонтальный участок не менее 3 м);
  • Основная зона (наклонная);
  • Зона перед воротами (горизонтальный участок 120 см).
  • Для въездного пути нужно использовать материал, препятствующий скольжению. Можно дополнительно применять полоски для торможения.
  • Желательно устроить пешеходную дорожку с поручнями.
  • Непосредственно перед воротами устанавливают «ливневку», на расстоянии не менее 50 см от начала подъема. Канализацию стоит оснастить кабелем для обогрева, для защиты ее от замерзания.
  • По сторонам въездной дороги строят стену (по аналогии со стенами гаража), для предотвращения обвалов грунта.

Строительство и обустройство

Обустройство подземного гаража

Подземный гараж в частном доме строить начинают с выкапывания котлована. Дно его засыпают смесью песка и гравия, и гидроизолируют специальным материалом, рубероидом, к примеру. После чего, на эту фильтрующую подушку кладут плиты железобетона.

Стены, они же фундамент подземного гаража и будущего дома, а также потолок-перекрытие выкладывают так же железобетонными плитами. Между плитами стен и грунтом прокладывают так называемую подушку из песка и гравия, она будет выполнять функцию дренажной системы, сверху кладется материал для гидроизоляции.

Напольную и настенную поверхности покрывают рубероидом, стыки замазывают жидким гидроизоляционным материалом.

Далее помещение необходимо утеплить минватой или пенопластом. После укладки слоя теплоизоляции, поверхность армируют с помощью специальной сетки. Затем можно заняться отделкой: заштукатурить или обшить облицовкой.

Устройство вентиляции

вентиляция подземных гаражей: схема

Чтобы защитить жилые помещения, находящиеся над гаражом и по соседству с ним, а также для предотвращения скопления большого количества влаги в гараже, необходимо обустроить систему вентиляции.

В подземном гараже вентиляционная система будет эффективной лишь при установке принудительных механизмов, таких как:

  • Моноблок (два соединенных блока, обеспечивающих приток и вытяжку);
  • Модульная конструкция (два отдельных блока для притока и вытяжки).

Установка ворот и электроснабжения гаража проводится в последнюю очередь. Все провода и кабели обязательно нужно изолировать огнестойким материалом. Необходима установка пожарной сигнализации.

Итак, подземный гараж своими руками – не мечта, а вполне осуществимая задумка. Главное, как и в любом строительстве, соблюдать нормы и требования, четко следовать проекту, внимательно относиться ко всем мелочам и стараться допускать как можно меньше погрешностей.

Как построить подземный гараж?

В конце концов, пришла идея -- построить подземный гараж, а точнее заглубленный, по типу подвала. Но не такой, что имеется под каждым домом и который правильнее было бы назвать подпольем, а подобный тем, что сохранились еще кое-где в наших селениях: заглубленное в грунт и обвалованное сверху строение, в котором, как в погребе, сельские жители хранили зимой припасы, а летом даже жили -- укрываясь от полуденного зноя, ночной прохлады или утренней росы -- температура в нем в любое время дня и даже года была достаточно комфортная.

Конструкция заглубленного гаража-мастерской:

1 -- песчаная подфундаментная подушка; 2-- фундамент; 3 -- боковая (левая стена); 4 -- подстилающий песчаный слой; 5 -- пандус; 6 -- колея (чугунные плиты); 7 -- скос (монолитный бетон, 2 шт.); 8 -- короткая плита перекрытия закутка; 9 -- правая боковая стена (с уступом); 10 -- пол; 11 -- широкая плита перекрытия; 12 -- узкая плита перекрытия

Условия: рельефные, гео- и гидрологические для строительства заглубленного гаража были подходящими. Сток дождевых и талых вод с участка обеспечивался небольшим естественным уклоном. Грунт основания -- сухой суглинок, грунтовых вод не обнаруживалось на глубине до 2,5 м (недалеко имелся погреб).

Своими соображениями по возведению гаража поделился со знакомым инженером-строителем и получил ряд полезных советов: чем нельзя пренебречь для обеспечения надежности сооружения в стремлении экономии средств. К примеру: обязательное заложение подошвы фундамента (или хотя бы песчаного подстилающего слоя) ниже максимальной глубины промерзания грунта основания; категорический отказ от некондиционных плит перекрытия и др.

В мыслях не раз представлял себе гараж-мастерскую под будущую машину, конструкцию которой тоже видел, как наяву. Однако необходимые эскизы все же выполнил и на бумаге. Как оказалось впоследствии, чертежи плана и фасадов были необходимы для получения разрешения на строительство в местных органах архитектуры. А поскольку заглубленный гараж практически не изменяет окружающий ландшафт и общую архитектуру существующей застройки, то и разрешение было выдано без проблем. А мне чертежи понадобились в большей степени для подсчета объемов строительных материалов, а по ним -- прикидки их стоимости и выявления своих возможностей финансового обеспечения возведения гаража.

План заглубленного гаража-мастерской на уровне земли (выше находящиеся конструкции показаны на разрезах):

1 -- основание (естественный грунт -- суглинок); 2 -- пол (монолитный бетон); 3 -- подушка (песок); 4 -- фундамент (бетонный блок 1000x600x400, по потребности); 5 -- стена (бетонный блок 400x200x200, по потребности); 6 -- гидрозамок (глина); 7 -- наклонный пандус, 8 -- колея (чугунные плиты); 9 -- перекрытие (железобетонная плита), 10 -- гидроизоляция (рубероид на битумной мастике); 11 -- насыпь (грунт); 12 -- покров (почвенно-растительный слой); 13 -- перемычка-притолока (железобетонная балка)

Были сомнения в расположении пандуса (наклонного съезда-выезда): вне помещения или внутри его. В итоге выбрал последний вариант и, как оказалось, не прогадал. В зимнее время его не приходится очищать от снега и наледи (наружный же пандус требовал бы тщательного зимнего обслуживания, да и летом надо было бы как-то удалять попавшую на него дождевую воду.

Строительство гаража-мастерской начал с разметки его плана на выбранной площадке (или, как говорят строители, -- с разбивки сооружения в натуре).

Сначала определил местоположение наружных углов (пересечений проекций внешних поверхностей стен) будущего гаража, вбив здесь небольшие колышки. Проверку прямоугольности произвел по способу равных диагоналей. Затем на продолжении линий стен, примерно в 2,5 метра от угловых колышков вкопал столбики «посолиднев». Более точное положение линий отметил гвоздями-«двухсотками», вбив их наполовину в торцы столбиков, а на гвозди натянул капроновые шнуры.

Разработку котлована производил механизированным способом -- нанимал бульдозер-экскаватор на базе трактора «Беларусь». Надо отметить, что земляные работы экскаваторщик на нём произвел очень аккуратно: сдвинул в три стороны растительный слой, выкопал котлован с частичной погрузкой глиняного грунта на вывоз в автосамосвал; спланировал дно котлована и наклонный съезд-пандус. Правда, кое-где пришлось дорабатывать и вручную: подровнять стенки, углубить почти по периметру траншею под фундаментные блоки -- но это лучше, чем если бы потребовалось подсыпать и уплотнять грунт на место, излишне выбранное экскаватором.

План фундаментов (материал -- бетонные блоки ФБ1 размерами 1000x600x400 мм -- длина х высота х ширина, 35 шт); А, Б, В, 1, 2 -- строительные оси

Фундамент гаража выполнен из бетонных блоков размерами 1000x600x400 мм всего в один ряд по песчаному подстилающему слою толщиной 200 мм. Под частью наружной стены, сопряженной с пандусом, а точнее -- под крышкой-воротами, фундаментные блоки не клал вообще, а стена здесь выложена уступами с постепенным подъемом к поверхности земли. Фундаментные блоки положил и под перегородку, так как образованный ею и наружными стенами закуток тоже перекрыл железобетонными плитами, имеющими значительную массу.

Стены толщиной в «полкирпича» (длинной стороной вдоль стены) выложил из легкобетонных блоков (камней) размерами 400x200x200 мм с щелевидными пустотами. Кладку производил на цементно-песчаном растворе с высотой шва около 20 мм самым распространенным -- цепным способом, при котором каждый вертикальный шов между соседними блоками перекрывается вышележащим блоком.

В щели каждого блока вставлял штырь -- отрезок нетолстой трубы или арматурного стержня, который пронизывал и нижележащий камень, а иногда и камень следующего ряда. В пределах проема наружную стену и перегородку выложил уступами, с постепенным понижением к поверхности земли. Уступы выровнял до наклонной кромки монолитным бетоном. На кромки вдоль их внутреннего края уложил и закрепил анкерными штырями уголки 70x70 мм -- ложементы для ворот. В задней стене (по диагонали от въезда) оставил арочный проем для двери. Впоследствии снаружи устроил здесь приямок с лестницей, а выше на стойках -- козырек-навес.

Ворота гаража (их можно назвать и крышкой люка) выполнены из стального листа двухмиллиметровой толщины. Но поскольку площадь ворот-крышки довольно значительная (длина свыше -- 5 м, а ширина около 3 м), то для них потребовалась и силовая рама в виде решетки, которую сварил из круглых стальных труб наружным диаметром 60 мм. Размеры обвязки решетки -- по въездному проему в гараж.

Современная землянка напоминает уютный подземный дом, органично вписывающийся в ландшафт. Заинтересованность в строительстве жилища похожего на «лисью нору» оправдано не только желанием быть оригинальным, но и экономической выгодой возведения и эксплуатации дома. Варианты заглубления землянки в почву, как и методы строительства, разнообразны, поэтому бюджет постройки колеблется в широком ценовом диапазоне.

Какие выгоды несет в себе строительство землянки?

Недостатки землянки привычной конструкции очевидны: из-за отсутствия стен и природного освещения климат внутри влажный. Применять для строительства землянок качественные материалы начали в конце 60-х прошлого века, что вывело стоимость такого экологически чистого сооружения вровень к аналогичным постройкам, находящимся поверх грунта. При потребности в недорогом подземном доме существует вероятность возникновения проблем с хорошей вентиляцией помещения и контролем влажности.


Если вы нашли надлежащее место для застройки, то воспользуйтесь следующими природными преимуществами:

  1. Энергосбережение за счет плохой теплопроводности толщи земли, поэтому землянка внутри обеспечивается стабильной температурой, что делает подземный дом — комфортным местом в условиях сурового климата.

Интересно. Сухая земля имеет такие же свойства, как и кирпич, поэтому температурные колебания на поверхности земли доходят к глубине с задержкой. Например, при глубине слоя грунта в 3 м температура самого теплого момента в году приходит с опозданием в 3 месяца. Так, при умеренно-континентальном климате температура почвы на глубине 2 м равна: зимой – 6-8 0С, летом – 15-18 0С.

  1. Отличная звукоизоляция от внешних звуков, что важно для домов в шумной местности, например, вблизи автострад или аэропортов. Соседи также не услышат лишнего.
  2. Безопасность от воров, последствий ураганов или землетрясений, пожарная безопасность, в особенности во время военного положения землянка послужит, как бомбоубежище, а ландшафт – в качестве маскировки.
  3. Сохранение первозданности ландшафта , что важно для уникальных мест. Максимальное озеленение участка – залог его экологической чистоты.
  4. Освоение непривлекательных для застройки или посевов участков (склонов, холмов), что значительно уменьшит затраты на покупку земли (неприглядные территории стоят в разы меньше).
  5. Уменьшение затрат на то, что поддерживать подземный дом в сохранности, поскольку землянка будет надежно гидроизолирована, а крыша или стены, покрытые слоем грунта с травой, не нуждаются в особом уходе.
  6. Сокращение сроков строительства дома т.к. часть трудоемких фасадных и кровельных работ не требуется, соответственно и материалы для них приобретать не нужно.


Особенности землянки:

  • ограниченный обзор, зависящий от конкретной местности;
  • проникновение воды из-за неправильного расчета уровня грунтовых вод, их поднятия или сдвига грунта;
  • малая площадь остекления для природного освещения.

Какой участок более пригоден для подземного дома?

Чтобы определиться насколько целесообразной будет постройка землянки, следует учесть все особенности участка, а именно:

  1. Рельеф местности , предпочтительный вариант – склон или холм, благодаря чему постройка будет смотреться более удачно, и вы сэкономите на земляных работах. На наклонной площадке появляется возможность делать дом полностью подземным, а на холмистом месте стены землянки стоит частично обваловать землей. Поэтому, если вы присмотрели красивый, но сложный холмистый надел, то превратите недостатки этой земли в преимущества.

Важно. Чем больше угол наклона участка, тем быстрее поверхностные воды стекают, оставляя почву сухой. Поэтому места в овраге, низине или тальвеги – не самое удачное место для постройки.


  1. Ориентация . Землянка с южной ориентацией склона обеспечит подземный дом солнечным освещением, а северный склон укроет своей прохладой домовладельцев, обитающих в знойном климате (не лучший вариант с точки зрения гигиены). Если же местность максимально горизонтальна, то простые правила строительства к ней тоже применяются: ориентация входной двери и окон на солнечные стороны.
  2. Тип грунта. Лучше, если это будет хорошо пропускающий воду грунт, например, песчаный, супесок или суглинок. Глина не подходит для обвалования подземного дома, она долго держит влагу, размываясь при увлажнении. Но глина послужит гидроизоляционным замком в слоях, которые прилегают к основным конструкциям, находящимся под шаром земли. Для завершающего покрытия применяют плодородную почву, поэтому до начала стройки этот слой необходимо снять и сохранить.
  3. Уровень грунтовых вод должен быть на достаточной глубине от землянки, чтобы максимально опустить конструкцию в землю. Проверьте также места протекания подземных потоков.
  4. Микроклимат , а именно сухой, поскольку избыток влаги вызовет проблемы с сыростью и увеличит расходы на улучшение положения.

Если вы еще не выбрали, где будет располагаться землянка, тогда постройте подземный дом не вершине холма, ведь удобнее места не найти. Все благоприятствует этой стройплощадке: ориентация, отвод от источников воды, хорошая обзорность и максимальный процент природного освещения. Верхушку холма срывают, а на финишной стадии возведения дома ее засылают снова.