Братья легат биография и их дети. Интервью: Татьяна Легат. Архивы - "Русский балет в карикатурах". Звездные тайны в стенах Академии

В Академии русского балета почтили память Николая Легата

Он был великим танцовщиком, педагогом, балетмейстером, хранителем классической русской балетной школы. Его называли «кавалером вне конкуренции». На сцене Мариинского театра он был партнером Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной и многих других лучших балерин. Его учениками были Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Агриппина Ваганова… Мало того: он был прекрасным музыкантом, играл в оркестре на балалайке. Занимался в Академии художеств — и создал альбом великолепных карикатур на коллег по балету вместе с братом Сергеем, другим выдающимся танцовщиком, который, к несчастью, покончил с собой в трагические дни 1905 года.

30 декабря исполняется 145 лет со дня рождения Николая Легата. А накануне, в ожидании юбилея, Николая Густавовича вспомнили в стенах Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

Последний обгоревший экземпляр

В начале 1920-х, как многие другие, Николай Легат должен был уехать из России. В Лондоне он открыл свою школу, где передавал танцорам всего мира технику русского балета. Но на родине его имя было вычеркнуто из памяти.

— Он был почти забыт. И я не думала, что этот день наступит, — говорит внучка, Татьяна Николаевна Легат, сама известная танцовщица Мариинского театра, заслуженная артистка России, а ныне педагог-репетитор Михайловского театра.

Музей академии наполнился личными вещами Николая Густавовича, его фотографиями, документами и, конечно, его замечательными шаржами.

Но на этом восстановление доброго имени не завершилось. Академия представила не одну — целые три книги, посвященные Легату. Две работы о нем — «Сага о Легате» и «Николай Легат: наследие балетмейстера». Третья — труд самого Николая Легата «История русской школы». Все три впервые выходят из печати в России.

— Татьяна Николаевна спросила меня: «Николай, а можно что-нибудь про моего дедушку сделать? У меня есть записи его урока. А на Западе вышло несколько книг о нем», — объяснил ректор академии Николай Цискаридзе. — А «Сагу о Легате» Джона Грегори она дарила академии уже несколько раз. Но в наших недрах все экземпляры исчезли — кроме одного, обгоревшего в пожаре, который практически рассыпался. По нему мы и издали книгу.

«Сага о Легате» — безумно интересная книга, подробно повествующая о жизни танцовщика, о его скитаниях за границей и о том, как создавалась русская школа балета — синтез русских и западноевропейских танцевальных традиций.

— Русские танцы очень отличаются от западных. Нет там, например, хороводов, — пояснил Николай Цискаридзе. — И весь этот синтез запечатлелся в балетной системе Вагановой. А последовательность движений разработал Христиан Иогансон, учитель Николая Легата. Его принципом мы руководствуемся и сегодня. До него разные педагоги преподавали по-разному. Не было единой системы.

Николай Густавович, уже будучи в Лондоне, в сложных условиях, эту систему пропагандировал. Он очень переживал, что все хотят просто выучить тридцать два фуэте. Никто не стремился освоить систему по-настоящему. Те несколько сподвижников, которые действительно ему доверились и изучили его методику подробно, издали впоследствии эти книги. В книге с уроками есть и ноты, так что педагоги, если захотят, смогут ими воспользоваться.

Все три книги были тут же подарены всем ведущим библиотекам Петербурга, так что наследие Николая Легата в Петербурге закрепилось прочно.

«Дядя Коля, пойдемте в ресторан!»

Мы спросили Татьяну Николаевну:

— У вашего дедушки была тоже огромная трудоспособность. Как они с братом успевали все? И танцевать, и рисовать, и играть в оркестре. Ведь один только балет столько сил и времени требует…
— Такие были люди. И такая была школа. Крепкая, настоящая. С братом они были очень дружны. Друг без друга никуда не ходили. Вместе придумывали новые движения. «Рыбка», например: прыжок и подхват. Сейчас-то это уже все делают. А придумали они. Отношение к делу было серьезное. Сейчас балет немножко стал физкультурой. Да, все танцоры — очень способные. Но к этой физкультуре ведь надо прибавлять разные арабески. У нас было так, что, допустим, первый арабеск — разный в разных спектаклях. А сейчас смотришь — один и тот же. В «Лебедином», в «Жизели». А скажешь им — смеются.

— А вы жалеете, что дедушку не видели живьем? Я где-то читал, что все карикатуры Николая и Сергея Легатов на своих коллег по балетному ремеслу — добродушные. И только на Матильду Кшесинскую они нарисовали недобрый шарж — в виде Эсмеральды с козочкой. Почему, интересно, они ее так выделили? Плохие отношения были?
— Вообще-то все карикатуры добрые. Может быть, это сама Матильда Феликсовна так решила. Анна Павлова вот тоже была обижена на деда. А потом у нее этот запал прошел. Она подошла к нему и сказала: «Дядя Коля, не обращайте внимания на меня, пойдемте в ресторан!»

Звездные тайны в стенах Академии

— Мы подумали — раз мы книги издали, может быть, стоит и наглядно показать мастерство Легата? — подытожил встречу Николай Цискаридзе. — Наши педагоги под руководством первого проректора Жанны Аюповой восстановили урок, который Николай Густавович сделал в свое время для своих учеников.

И в историческом репетиционном зале, под портретом Агриппины Вагановой, юноши и девушки из числа учеников академии повторили те плавные и поэтичные движения, которые сто лет назад Николай Густавович сохранил в своем сердце, уезжая навсегда.

Татьяна Легат тоже вышла к ученикам продемонстрировать некоторые па и двигалась плавно и изящно, без тени усталости.

Открытый урок готовил и другие сюрпризы. Здесь среди зрителей мы встретили саму Алису Фрейндлих! Как оказалось, Валерий Тодоровский решил снимать фильм о балете с Алисой Фрейндлих в одной из главных ролей — педагога по балету.

— Я всего лишь балетоман, — скромно сказала прима БДТ. — Но балетоман с большим стажем! Я видела Татьяну Николаевну Легат в дипломном спектакле, когда она заканчивала хореографическое училище… Вот какая древность перед вами!

— Алиса Бруновна, скажите — какие впечатления? Что-то полезное для роли вы вынесли, посмотрев этот урок? Что поняли?
— Что я поняла? Что правильно я не выбрала эту профессию, которую когда-то очень хотела оседлать! Это — невероятный труд.

— А может быть, что-то расскажете о вашей будущей роли?
— Нет, не могу. Съемки еще даже не начались, это будет неэтично. Могу только сказать, что это балетная история не из начала XX века, а из сегодняшней жизни.

В старинных стенах репетиционного зала нас ждала и еще более неожиданная встреча. Урок памяти Николая Легата посетил не кто иной, как звезда западного кино Рейф Натаниел Туислтон-Уайкхем-Файнс — он же английский пациент, Онегин и лорд Волан-де-Морт в одном лице.

Рейф Файнс внимательно наблюдал за учениками и что-то кропотливо заносил в блокнотик. С нами он беседовать не захотел, насупился и отошел в сторону, задернув за собой завесу тайны. Но сотрудники академии по секрету рассказали, что мистер Файнс с академией дружит давно и приезжает сюда не впервые — он бывал уже здесь с тех пор, как Николай Цискаридзе стал ректором.

легат николай густавович

(15.12.1869, Москва 24.1.1937, Лондон) танцовщик, педагог, балетмейстер. Из потомственной театральной семьи.

Дед, швед по национальности, был театральным машинистом. Мать, Мария Семеновна (урожд. Гранкен), и отец, Густав Иванович выпускники Петербургского театрального училища; занимали ведущее положение в петербургской и московской труппах: мать как характерная танцовщица и пантомимная актриса, отец как первый танцовщик и балетмейстер.

Своих пятерых детей родители также отдали учиться балету.

С 8-летнего возраста Л. занимался танцем с отцом, в то время преподавателем классического танца в Московском театральном училище (домашние уроки продолжались у Л. до 20 лет). В Петербургском театральном училище обучался в 1880-88 (педагоги Н.Волков, П.Гердт, М.Петипа). Проявлял живой интерес к спорту занимался подъемом тяжестей, акробатикой, греблей, плаванием, борьбой. Играл в ансамбле балалаечников и хорошо рисовал. Дебют в сольной партии Гения леса в pas daction с выпускницей А.Виноградовой («Очарованный лес», хореография Л.Иванова) состоялся на сцене Мариинского театра в 1887.

Предвыпускной ученик демонстрировал уверенность в сложных силовых поддержках, что несомненно объяснялось хорошей атлетической подготовкой. В 1888 был принят в труппу Мариинского театра сразу корифеем.

Невысокого роста, плотного мускулистого телосложения, с крупноватой головой, Л. был далек от идеала ведущего классического танцовщика. Но сила и ловкость делали его великолепным партнером. Вот почему Л.

получал одну за другой партии балетных героев, хотя они не очень соответствовали его внешним данным. К тому же солидный возраст бессменного премьера П.Гердта и виртуозного солиста Э.Чекетти вынуждал их отказываться от части репертуара; заменить их поручали молодому Л. Первой значительной ролью был Оливье на премьере балета «Калькабрино» (13,2.1891); партнерша К.Брианца.Л. заменил Чекетти (станцевавшего только премьерный спектакль), исполнив партию Голубой птицы («Спящая красавица» П.Чайковского), Гердта в ролях принца Шарман («Золушка», с П.Леньяни), Альберта («Жизель» А,Адана), Дезире («Спящая красавица»). Позднее репертуар танцовщика пополнили многие ведущие партии. В них он оставался элегантным партнером балерин.

Танец его был правилен и закончен, но ошеломляющей виртуозностью не отличался. Особенности его таланта проявились в ролях лирико-комедийных, требовавших жанровых красок и выразительной актерской игры. То были пастух Илас («Жертвы Амуру»), Лука («Волшебная флейта» Р.Дриго), Колен («Тщетная предосторожность» П.Гертеля), Франц («Коппелия» Л.Делиба) роли традиционных балетных пейзан. Здесь он был естественен, изобретателен, органичен. Удался ему и Базиль, исполненный в том же ключе (премьера «Дон Кихота» балетм. А.Горского, 20.1.1902). Комические краски были Л. особенно близки. Его Арлекин («Арлекинада» Дриго в постановке Петипа) восхищал лукавым лиризмом, музыкальностью, экспрессией.

Вершиной актерской карьеры Л. стала роль Гренгуара в «Эсмеральде» Ц.Пуни. Первое выступление (4.1.1904) ничем не предвещало того успеха, который выпал исполнителю три года спустя. Понадобился не только сценический, но, главное, жизненный опыт (утрата покончившего с собой горячо любимого брата Сергея), чтобы произошла эта метаморфоза из безучастного в остро чувствующего чужое горе человека. Поэт-неудачник в исполнении Л. представал как трагикомическая и вместе с тем трогательная фигура. Он проникался смятением Эсмеральды, узнавшей в женихе знатной дамы своего возлюбленного, и искренне и заботливо утешал ее. Пронзительностью обостренной эмоции, столь контрастной с внешней несуразностью, его Гренгуар предвещал фокинского Петрушку.

Живой ум, музыкальность, интерес к творчеству в любых проявлениях позволяли Л. пробовать себя в разных качествах. Первый балетмейстерский опыт состоялся вскоре после окончания училища по просьбе московской родственницы танцовщицы В.Мосоловой было поставлено pas de deux. Для 25-летнего бенефиса М.М.Петипа, гражданской жены брата, был сочинен и исполнен с О.Преображенской Valse caprice А.Рубинштейна, а для М.Кшесинской поставлено pas de deux (4.2.1901). На премьере комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» в Александрийском театре танец эльфов с выпускницей Т.Карсавиной также принадлежал Л. (2.11.1901), Смерть балетмейстера Л.Иванова, преклонный возраст самого Петипа заставляли думать о помощнике. Выбор пал на Л., официальное назначение было объявлено 1.9.1902. Дебют в новом качестве премьера балета «Фея кукол» Й.Байера с оформлением Л.Бакста, поставленного совместно с братом Сергеем, состоялся 16.2.1903 в Мариинском театре. Сюжет балета не был нов: обитатели кукольной лавки оживали ночью, разворачивалось празднество во главе с феей кукол. Классический танец был окрашен привычной кукольной пластикой деревянной механичностью движений. Маловыразительный музыкальный материал дополнялся вставной музыкой Чайковского, Дриго, Рубинштейна, А.Лядова. Постановщики изобретательно варьировали характеристические особенности танцевальной лексики, вплетая то национальные мотивы, то любые иные. Ансамбль исполнителей был блестящим: А.Павлова (испанка), В.Трефилова (японка), А.Ваганова (китаянка), О.Преображенская (кукла Бебе) и др. Каждый отделывал свою роль с присущим ему талантом и мастерством. Но даже это не могло возместить отсутствия драматургии: одноактный балет по сути представлял собой разросшийся дивертисмент. Центром балета было pas de trois Феи кукол и двух Пьеро (М.Кшесинская, С.Легат, М.Фокин).

Неразлучные братья свято верили в могущество формул классического танца, но воспринимали эти формулы как нечто застывшее, не подвластное переменам, навстречу которым уже шел балетный театр. Пути ортодоксально мыслившего Л. и его более чутких к новому коллег разошлись. Однако ориентация Л. пришлась по вкусу дирекции, и приказ от 25.11.1905 возвестил о назначении его вторым балетмейстером. При отсутствии первого Л. по сути становился хозяином труппы. Приходилось ставить и в операх. Танцы в «Нероне» Рубинштейна напоминали то приемы Петипа, то почерк Иванова. Для себя с Преображенской Л. сочинил классическое pas de deux. Все выглядело старомодным и недостаточно самостоятельным. Вторичным оказался и новый двухактный балет Л. «Кот в сапогах» (10.12.1906: муз, А.Михайлова, оформ.П.Ламбина). Сам балетмейстер исполнял маркиза Карабаса, Трефилова принцессу Клементину. Не порадовал и «Аленький цветочек» Ф.Гартмана (16.12.1907). И здесь дивертисментное начало безраздельно торжествовало, сводя спектакль к бесконечной череде танцевальных номеров. Ни музыка, ни хореография не содержали значительных идей, способных объединить эту россыпь в единое целое. Талантливое оформление К.Коровина этнографической достоверностью и единством стилевого решения лишь подчеркивало безжизненность разрозненных хореографических воплощений. Постановка Л. обнажила противостояние охранительных тенденций животворным поискам нового. Обе тенденции причудливо переплелись при возобновлении «Талисмана» РДриго (29.

1.1909) балета, поставленного Петипа в 1889. Л. помнил хореографию мэтра и охотно цитировал ее. Но он не мог избежать и влияния фокинских новаций. Эклектика неоспоримо убеждала в отсутствии собственной творческой позиции. Спектакль стал по сути «могильным камнем» на его карьере балетмейстера. Премьеру единственный раз станцевала в качестве прощального спектакля Преображенская. Затем спектакль перешел к Кшесинской. И хотя дирекция недвусмысленно выказывала предпочтение Л., сдерживая постановочную деятельность Фокина в Мариинском театре, новое, пусть и с трудом, но проникало на казенную сцену.

9.2.1914 состоялся 25-летний юбилей творчества Л. Юбиляр был удостоен почетного звания заслуженного артиста императорских театров. Тем не менее контракт с ним продлен не был. С Мариинским театром пришлось распрощаться. Его пригласили ставить в Народном доме. Еще раньше наметилось сотрудничество с молодым композитором Б.Асафьевым, на музыку которого Л. поставил несколько номеров. Теперь же он поставил на его музыку балет «Белая лилия» старомодную историю любви Золотой бабочки (Преображенская), Мотылька (Л.), Лилии (любительница Н.Николаева, вторая жена Л.) и Ириса (А.Бекефи). Остальные роли и функции кордебалета исполняли учащиесялюбители частной балетной школы В.Москалевой, в которой преподавали Преображенская и Л. Премьера (11.12.1915) включала еще один одноактный балет в постановке Л. «Роза Маргитты» на музыку И.Армсгеймера. Завершал спектакль дивертисмент. Работа с любителями не дала интересного результата и в следующей постановке «Волшебный сон принца» на музыку Н.Соколова.

Цирковые полеты на тросах не могли возместить недостаток профессиональных танцев. Частную труппу создать Л. не удалось.

Тогда Л. всю свою энергию перенес на педагогическую деятельность.

Опыт его в этой области был огромен. Находки отца, педагогов, с которыми Л. работал в училище, позднее дополнились уроками Х.Иогансона в театре. Сам он сначала преподавал в Театральном училище, затем вел класс усовершенствования в Мариинском театре, сменив Е.Соколову (с 1904). В числе учеников Л. были Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Фокин, Ю.Седова, В.Нижинский, Ф.Лопухов. По инициативе Л. был впервые создан класс поддержки в Мариинской труппе, в котором он передавал собственный богатейший опыт дуэтного танца другим артистам (1909). Отстаивая ценности академического танца, Л. противостоял разрушительному пафосу новаторов. Вклад его в сохранение завоеваний классического танца для XX в. чрезвычайно велик. Заслугой Л. является также участие в процессе осмысления приемов классического танца, что вело в дальнейшем к созданию методики преподавания классического танца и поддержки. Педагогическое мастерство Л. включало индивидуальный подход к каждому ученику, умение точно подсказать, как преодолеть недостатки и выгодно оттенить достоинства.

После революции в начале 1920-х Л. пригласили преподавать в Московское театральное училище, но там он не прижился. Возращение в родной город ознаменовалось его скандальной статьей в журнале «Жизнь искусства» (1922, № 25, 27 июня), в которой деятельность петроградской балетной школы подвергалась резкой критике.

Недовольство во многом было оправдано. Но Л. не замечал и того, что в тяжелейших условиях послереволюционного существования школа не только выжила, пополняла оскудевшую труппу, но и начинала перестраивать свою работу. Делали это педагоги, многие из которых были учениками Л., такие как Ваганова.Л. продолжал преподавать в Школе русского балета А.Волынского, давал частные уроки, гастролировал с концертными выступлениями по стране. В августе 1922 его избрали членом высшего хореографического совета бывшего Мариинского театра, призванного руководить труппой. Несмотря на это, осенью того же года он покинул Россию, обосновавшись в Англии. В 1930 открыл в Лондоне студию.

За рубежом с творчеством Л. были знакомы со времен его гастролей в 1907-с Трефиловой на сцене Трокадеро и Комической оперы в Париже, в 1908 с Кшесинской на сцене «Grand-Орбга». Гастроли Л. с Кшесинской в Варшаве в феврале 1909 также прошли чрезвычайно удачно успех обоих в «Тщетной предосторожности» был выдающимся. В апреле того же года группа артистов Мариинского балета (около 30 чел.) во главе с Л.

отправилась в турне по городам Европы (Берлин, Лейпциг, Вена, Прага), В репертуаре, основу которого составили балеты классического наследия, блистали Павлова, Л.Егорова, Э.Вилль. В концертном отделении часть номеров была поставлена Л.; публика встретила их с энтузиазмом. Всего месяц отделял эти гастроли от дягилевских парижских сезонов. Предшествовавший им успех русских исполнителей неизбежно подогревал интерес к русскому балету вообще, обнаруживал значительность накопленных этим балетом богатств.

Л., олицетворявший старые традиции в русском балете, к тому же пользовавшийся благосклонностью дирекции императорских театров, был чужд Дягилеву. Пути этих людей пересеклись лишь однажды и то ненадолго, Прославленный Э.Чекетти покинул в 1925 дягилевскую антрепризу. Труппа, состоявшая в тот период в значительной мере из недостаточно опытных танцовщиков, крайне нуждалась в опытном педагоге. Дягилев вынужден был пригласить Л. Однако тому не хватало гибкости в работе с мало подготовленными артистами, к тому же Л. был сторонником французской школы и скептически относился к итальянской, к которой приучал труппу Чекетти. По мнению Дягилева, успехи занимавшихся в классе Л. были невелики. Это стало поводом для отставки Л., проработавшего у Дягилева всего около года.

Заключительный период своей жизни Л. посвятил лондонской школе. Она многое значила не только для становления нарождавшегося заново английского балета; школа Л. стала мировым центром сохранения и передачи академических традиций. Сюда охотно приезжали совершенствоваться артисты балета из разных стран, приобщаясь к вечным ценностям классического танца. В школе Л. занимались такие выдающиеся исполнители как В.Немчинова, А.Данилово, Л.Лопухова, А.Маркова, М.Фонтейн, Н, де Валуа, А.Долин, С.Лифарь, А.Картер, А.Эглевский, М.Ширер. Школа Л. превратилась также в первый интернациональный центр по пропаганде и распространению методических знаний о русской школе классического танца. После смерти мужа школу возглавила вдова Н Николаева-Легат. Затем руководство школы, существующей по настоящее время, перешло к Е.Бартелл.

Совместно с братом Сергеем осуществил серию карикатур («Русский балет в карикатурах». СПб., 1903). Автор книги «Story of the Russian School» (London, 1932).

СПб.: художественная автолитография «Прогресс» инженера Н.А. Соколова, 1903. 95 л. портр. Портреты выполнены братьями Н. и С. Легат в технике хромолитографии. Издательские литографированные обложки сохранены. В полукожаной папке. 31х23,5 см. Первое и единственное прижизненное издание произведения братьев Н. и С. Легат, людей широких художественных интересов, танцовщиков, балетмейстеров, педагогов, которые создали обширную галерею рисунков, портретов, дружеских шаржей, посвященных своим коллегам по труппе.

Братья Легаты, танцовщики и балетмейстеры Николай и Сергей, вошли в историю балета как авторы альбома «Русский балет в карикатурах», изданного ими в 1903 году. Вся труппа Мариинского театра попала «на карандаш» – Энрико Чекетти, Агриппина Ваганова, Мариус Петипа, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Матильда Ксешинская и множество других, а также автошаржи. В сущности, это были беззлобные шаржи, в которых чувствуется симпатия к портретируемым – особенно симпатичен Энрико Чекетти в образе зеленого кузнечика с крошечной скрипкой. Только одну карикатуру можно назвать злой – это «портрет» Матильды Кшесинской с козой.

Николай Легат. Автошарж.


Николай Легат родился 15 (27) декабря 1869 года. Его дед, швед по национальности, был театральным машинистом. Мать, Мария Семеновна, урожденная Гранкен, и отец, Густав Иванович, – выпускники Петербургского театрального училища, они занимали ведущее положение в петербургской и московской труппах: мать как характерная танцовщица и пантомимная актриса, отец – как первый танцовщик и балетмейстер. Своих пятерых детей родители также отдали учиться балету.Когда Николаю исполнилось восемь лет, он уже начал осваивать азы балетной техники под руководством отца, в то время преподавателя классического танца в Московском театральном училище (эти домашние уроки продолжались у Легата до двадцати лет). В возрасте одиннадцати лет Николай Легат поступил в Петербургское хореографическое училище. Некоторое время спустя он стал любимым учеником Христиана Иогансона. Именно под его руководством Легат осознал, в чем состоит его призвание и чем является для него классический танец. Младший брат Николая, Сергей, тоже впоследствии занимался в классе Иогансона. Их называли «братья-неразлучники» – разница в шесть лет их не смущала, они вместе занимались акробатикой, плаваньем, греблей, борьбой, играли на балалайках в оркестре и рисовали. Особенно им удавались карикатуры – вся труппа попала «на карандаш».

Братья Легаты вошли в историю балета как авторы альбома «Русский балет в карикатурах», изданного ими в 1903 году. В сущности, это были беззлобные шаржи, в которых чувствуется симпатия к портретируемым – особенно, симпатичен Энрико Чекетти в образе зеленого кузнечика с крошечной скрипкой. Только одну карикатуру можно назвать злой – это «портрет» Матильды Кшесинской с козой. Дебют Николая Легата в сольной партии Гения леса в па-д-аксьон балета Льва Иванова «Очарованный лес» состоялся на сцене Мариинского театра в 1887 году. Предвыпускной ученик блеснул в сложных силовых поддержках, что объяснялось хорошей атлетической подготовкой. В 1888 году он был принят в труппу Мариинского театра сразу корифеем. Легат был невысок, коренаст, мускулист, и при этом балетные критики отмечали его изящество и техничность. Он был далек от идеала ведущего классического танцовщика, но сила и ловкость делали его великолепным партнером. Вот почему Легат получал одну за другой партии балетных героев, хотя они не очень соответствовали его внешним данным. К тому же солидный возраст бессменного премьера Павла Гердта и виртуозного солиста Энрико Чекетти вынуждал их отказываться от части репертуара; заменить их поручали молодому артисту. В первых своих партиях он должен был именно блистать техникой, не обременяя себя актерским мастерством. Первую роль, в которой оно потребовалось, Легат получил только два года спустя – это был Оливье в балете «Калькабрино». Редкие выступления в образах романтических героев удачными не были – сама суть романтического героя не соответствовала индивидуальности исполнительского мастерства Николая Легата. Заменяя блистательного и красивого Гердта, Легат явно проигрывал на его фоне, как и на фоне своего необычайно одаренного младшего брата Сергея. Наиболее удачными в исполнительском репертуаре Николая Легата были партии комедийного характера – Колен из «Тщетной предосторожности», Лука из «Волшебной флейты» и Базиль из «Дон Кихота».

Но все же его драматическому дарованию суждено было раскрыться. Настоящим шедевром стала партия Гренгуара в балете «Эсмеральда». Первое исполнение в 1904 году разительно отличалось от новой версии, которую зрители увидели тремя годами позже. Легат будто преобразился, показав зрителям не только и не столько высочайшую степень владения классической техникой, но и глубину драматического проникновения в образ. Мариус Петипа понемногу вводил Легата в сферу своей балетмейстерской деятельности, обратив внимание на первые попытки – в частности, для 25-летнего бенефиса Марии Петипа, гражданской жены Сергея Легата, Николай Легат сочинил и исполнек с Ольгой Преображенской «Вальс-каприз» Антона Рубинштейна, а для Матильды Кшесинской поставил па-де-де.

Одним из его первых хореографических опытов стала постановка танца эльфов из балета «Сон в летнюю ночь», премьера которой состоялась в 1901 году. Спустя некоторое время, в сентябре 1902 года, Николай Легат был назначен официальным помощником Мариуса Петипа в постановке балета «Дон Кихот». Однако помощник сразу проявил себя как талантливый и способный конкурент. Пригласив в помощники младшего брата, Легат поставил балет «Фея кукол» в оформлении Льва Бакста, который публика сразу полюбила, и он много лет продержался на сцене. Премьера состоялась 16 февраля 1903 года. В 1905 году произошло трагическое событие – Сергей Легат покончил с собой.

Во время событий 1905 года была составлена петиция балетных актеров, под которой оба брата поставили свои подписи. Трагедия 9 января, расстрел мирной демонстрации взбудоражила артистов труппы. Однако Николай и Сергей Легаты в числе других членов балетной труппы вынуждены были снять свои подписи. Считается, что именно это событие спровоцировало вспышку душевной болезни у Сергея Легата, в результате которой он и совершил роковой шаг. Вскоре после трагической смерти брата Николай Легат приказом от 25 ноября 1905 года был назначен вторым балетмейстером труппы, а поскольку место первого балетмейстера оставалось незанятым, то фактически он стал хозяином положения в театре. Легат стремился к тому, чтобы осуществить свои идеи на сцене, но сделать это было непросто: переворот, совершенный Фокиным в русском балете, сильно осложнял ситуацию, и приверженность Легата к классике выглядела пережитком прошлого. Состоявшаяся в декабре 1906 года премьера балета «Кот в сапогах» стала первой самостоятельной работой Николая Легата. Постановка имела успех и отдаленно напоминала «Фею кукол», хотя, безусловно, не имела всех достоинств своей предшественницы. Однако жизнь этого балета была недолгой. Вторым крупным опытом и второй неудачей Легата-балетмейстера стал одноактный балет «Времена года». Третий спектакль, «Аленький цветочек», был нещадно изруган всеми – сторонники традиционализма обвиняли его в мнимом новаторстве, авангардисты – в отсутствии фантазии. То же произошло и с балетом «Талисман». Борьба старого и нового в петербургском балете была в то время противостоянием двух балетмейстеров – Николая Легата и Михаила Фокина. У Фокина было гораздо больше сторонников, однако Легат имел и свое неоспоримое преимущество, а именно: поддержку Матильды Кшесинской, что в то время означало ни больше ни меньше как поддержку двора. Именно поэтому дирекция театра не могла даже речи вести о том, чтобы заменить Легата на посту театрального балетмейстера. Последней крупной работой Легата в Мариинском театре стала постановка балета «Синяя борода», которую он подготовил специально к пятидесятилетнему юбилею Гердта. Постепенно Легат начинал тяготиться должностью главного балетмейстера, уступая свои позиции Фокину. В феврале 1914 года он был награжден званием заслуженного артиста императорских театров. Награждение было приурочено к двадцатипятилетию его сценической деятельности. Тем не менее, контракт с ним продлен не был. С Мариинским театром пришлось распрощаться. Тогда Легат всю свою энергию перенес на педагогическую деятельность. Опыт его в этой области был огромен. Находки отца, педагогов, с которыми Легат работал в училище, позднее дополнились уроками Христиана Иогансона в театре. Сам он сначала преподавал в театральном училище, затем вел класс усовершенствования в Мариинском театре. В числе учеников Легата были Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Фокин, Седова, Нижинский, Лопухов. По его инициативе был впервые создан класс поддержки в Мариинской труппе, в котором он передавал собственный богатейший опыт дуэтного танца другим артистам. В то время, когда внимание публики привлекали новаторы и авангардисты, Легат старался сохранить традиции балета и много работал над методикой преподавания классического танца и поддержки. Вскоре после революционных событий Николай Легат оставил Петербург, переехав в Москву. Но здесь ему не удалось найти общего языка с «академистами» московской школы. Осенью 1922 года Николай Легат покинул родину, переселившись в Лондон, где в 1923 году открыл собственную балетную студию, а в 1925–1926 годах преподавал в дягилевской труппе, сменив на этом посту прославленного Энрико Чекетти. Во время одной из гастрольных поездок между Николаем Легатом и Сергеем Дягилевым произошел конфликт, в результате которого Легат был вынужден оставить труппу. Студия, которую открыл в Лондоне Николай Легат, со временем переросла рамки простой лондонской балетной школы, став «академическим центром балетного мира». В нее съезжались танцовщики из разных стран. В разное время здесь совершенствовали свое мастерство Нинетт де Валуа, Марго Фонтейн и многие другие танцовщики с мировым именем. Николай Легат скончался в Лондоне 24 января 1937 года.

Легат, Сергей Густавович , артист, педагог. Сын Г. И. Легата, брат Н. Г. Легата. По окончании Петерб. театр. училища (педагоги П. А. Гердт, Х. П. Иогансон, Л. И. Иванов) в 1894-1905 в Мариинском театре. Исполнял партии в балетах, пост. М. И. Петипа: Таор («Дочь фараона»), Люсьен («Пахита»), Жан де Бриен; Пьер («Привал кавалерии»), Артур («Синяя Борода»). Др. партии: Ацис («Ацис и Галатея»), Колен; Вестрис («Камарго»). Л. был партнёром мн. известных балерин. В 1902-03 вместе со своей постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам - М. М. Петипа гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште. Совм. с братом Н. Г. Легатом пост. в 1903 балет «Фея кукол». С 1896 преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и поддержки. С 1898 репетитор балетной труппы Мариинского театра. Совм. с Н. Г. Легатом создал альбом «Русский балет в карикатурах» (СПБ, 1903).

Сергей Легат был партнёром многих известных балерин. В 1902-03 вместе со своей постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам - М. М. Петипа гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште. Совместно с братом Н. Г. Легатом поставил в 1903 балет «Фея кукол». С 1896 преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и поддержки. С 1898 репетитор балетной труппы Мариинского театра. Для самого Сергея Легата создание "Русского балета в карикатурах" оказалось одним из последних дел в жизни. Как вспоминает тот же Лешков: "М.М. Петипа женила его на себе, когда ему было 27, а ей 50 лет, когда она уже испытала все розы жизни. Очень красивая в молодости, блестящая характерная танцовщица, М.М. прожила бурную молодость, имела десяток любовников, до градоначальника Грессера включительно, а к старости держала Сергея Легата под своим «характерным» башмаком, а он подчинялся безропотно, как овца, но не выдержал и осенью этого памятного 1905 года, запершись в кабинете, перерезал себе горло бритвой с такой силой, что голова держалась лишь на позвонках. Дверь взломали и нашли его в луже крови мертвым. Эта жуткая трагедия облетела в какой-нибудь час весь город. Похороны его были торжественным и многолюдны…" Сергей Легат был красавец мужчина в полном смысле слова, первоклассный танцовщик и артист, незаурядный скрипач и очень талантливый художник-акварелист, выставлявший свои жанры с успехом на весенних выставках и оставивший по себе широкую память изданием совместно с братом альбома «Русский балет в карикатурах». Это был живой, интересный собеседник, жизнерадостный, но безвольный человек.

Отдельное спасибо братьям-художникам за портрет Малечки Кшесинской. Николай Легат её не пощадил, хотя был одним из самых любимых ее партнеров (из интервью Кшесинской «Петербургскому листку» в 1911 году: «Последние 9 – 10 лет я занимаюсь с Николаем Легатом и под его наблюдением прохожу все балеты» ). Вот и Теляковский тоже не сдержался: «необыкновенная, технически сильная, нравственно нахальная, циничная, наглая балерина, живущая одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающая, а, напротив, вплетающая и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата». Не сдержалась однажды и императрица Александра Федоровна, супруга Николая Второго. Кшесинской по случаю бенефиса положено было преподнести подарок. До революции артисткам по такому случаю, как известно, было принято дарить драгоценности. По заказу императрицы (женщины с неплохим чувством юмора) для Кшесинской была изготовлена очень дорогая брошь в виде змеи, которая кусает себя за свой собственный хвост. С современным пиаром и желтой прессой сейчас Матильде Феликсовне просто цены бы не было. Но не думаю, что она пошла бы в депутаты Госдумы. Танец был ее главной страстью, из-за которой многие балерины были на долгие годы лишены возможности реализовать свои мечты на сцене Мариинского театра. Так, Лиза в «Тщетной предосторожности» долго считалась монополией Кшесинской. Павлова танцевала ее только за границей. Преображенская получила ее на исходе второго (!) десятилетия своей службы. Поэтому, не преминул пройтись Теляковский:

«В балете состоялось первое освобождение от крепостной зависимости – была поставлена «Тщетная предосторожность» с балериной О.О.Преображенской».

Правда, постановка балета стоила Преображенской немало нервов: во время ее соло по приказу Кшесинской открыли клетки с курами, которые располагались на сцене, и те разбежались, мешая балерине танцевать. Преображенскую спасли только техника и характер. Желание «выглядеть» иногда доходило до абсурда.

«У госпожи Кшесинской, помимо сильного таланта, есть достоинство, которое хочется отметить: она умеет отлично одеваться, оригинально со вкусом. Ее костюмы напоминают костюмы парижских артисток. Например, первый туалет последнего действия! Может быть, платье несколько и модернизировано, и дочери фараонов не мечтали о таком блеске во вкусе Редферна или Пакэн, но красиво и стильно».

«Напрасно госпожа Кшесинская, играя во втором действии нищенку, не сняла своих бриллиантовых серег и роскошного жемчужного колье. Просящая милостыню - и вдруг в бриллиантах! Несуразно».

В мемуарах "Партер и карцер. Воспоминания офицера и театрала" Дениса Лешкова я наткнулся на следующее описание одного из знакомых автора:

Сергей Легат был красавец мужчина в полном смысле слова, первоклассный танцовщик и артист, незаурядный скрипач и очень талантливый художник-акварелист, выставлявший свои жанры с успехом на весенних выставках и оставивший по себе широкую память изданием совместно с братом альбома «Русский балет в карикатурах». Это был живой, интересный собеседник, жизнерадостный, но безвольный человек.

Для начала автопортрет самих шутников - Сергей и Николай Легаты.

А теперь отдельно персоналии героев шаржей:

ЛЕГАТ Николай Густавович

15(27). 12.1869, Москва - 24.1.1937, Лондон

Артист, педагог, балетмейстер. Был ведущим классическим танцовщиком. Танцевал с А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, Т. П. Карсавиной, О. И. Преображенской. Обладал безукоризненной техникой, хорошими сценическими данными, актёрским дарованием.
Партии: Зигфрид, Дезире, Альберт, Жан де Бриен, Базиль; Арлекин («Арлекинада»), Лука («Волшебная флейта»), Франц; Гренгуар («Эсмеральда»).
Гастролировал (с 1907) в Париже, Берлине, Лейпциге, Вене, Праге, Варшаве. С 1902 помощник балетмейстера, с 1905 2-й балетмейстер, с 1910 главный балетмейстер Мариинского театра. Постановки: «Фея кукол» (1903, совм. с С. Г. Легатом), «Кот в сапогах» А. Н. Михайлова (1906), «Аленький цветочек» Ф. А. Гартмана (1907); возобновил балеты, поставленные М. И. Петипа: «Времена года» (1907); «Талисман» Р. Е. Дриго (1909), «Синяя Борода» П. П. Шенка (1910). В 1922 уехал за границу. Преподавал в труппе Русский балет Дягилева (1925-26). Открыл школу в Лондоне (1923), которую с 1926 возглавила его жена - Н. А. Николаева-Легат.

ЛЕГАТ Сергей Густавович

15(27).9.1875, Москва - 19.10(1.11). 1905, Петербург

Артист, педагог. Исполнял партии в балетах, поставленных М. И. Петипа: Таор («Дочь фараона»), Люсьен («Пахита»), Жан де Бриен; Пьер («Привал кавалерии»), Артур («Синяя Борода»). Другие партии: Ацис («Ацис и Галатея»), Колен; Вестрис («Камарго»).
Сергей Легат был партнёром многих известных балерин. В 1902-03 вместе со своей постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам - М. М. Петипа гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште. Совместно с братом Н. Г. Легатом поставил в 1903 балет «Фея кукол». С 1896 преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и поддержки. С 1898 репетитор балетной труппы Мариинского театра.

ПЕТИПА Мариус Иванович

27.2 (11.3).1818, Марсель, - 1(14).7.1910, Гурзуф

Русский артист, балетмейстер. В 1847 был приглашён в Петербург на амплуа "танцора-мима": танцевал до 1869 в партиях Люсьена д"Эрвильи ("Пахита"), Фабио ("Сатанилла, или Любовь и ад" Ребера и Бенуа, инструментовка Лядова). Графа ("Своенравная жена" Адана), Феба; Фауста ("Фауст" Пуньи), Конрада и др.
С 1862 штатный балетмейстер, а в 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Всего поставил свыше 60 балетов.

ПЕТИПА Мария Мариусовна

17(29).10.1857, Петербург, - 1930, Париж

Русская артистка. Дочь Мариуса Ивановича Петипа. Была ведущей характерной танцовщицей петербургской сцены: венгерка ("Лебединое озеро", "Коппелия"), испанка ("Раймонда"), итальянка ("Наяда и рыбак" Пуньи) и др. Среди партий: Катти и Низия ("Маркитантка" и "Царь Кандавл" Пуньи). Окончив сценическую деятельность в 1907, до 1912 эпизодически выступала в Мариинском и частных театрах.

КШЕСИНСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна

19(31).8.1872, Лигово, близ Петербурга, - 6.12.1971, Париж

Русская артистка, педагог. В балетах, поставленных М. И. Петипа, исполнила партии: Мариетта-Драгиниацца, Млада ("Калькобрино", "Млада" Минкуса), Колос ("Времена года"), Одетта - Одиллия. Её крупнейшие роли - Аврора (1893) и Эсмеральда (1899), Тереза ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Лиза; Аспиччия ("Дочь фараона"), Никия; Фенелла (опера "Немая из Портичи" Обера).
Кшесинская обладала яркой артистической индивидуальностью. Её танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью, виртуозной "колоратурностью" и в то же время классической законченностью. В начале 1900-х гг. танцевала в балетах, поставленных М. М. Фокиным: "Евника" Щербачёва (Евника), "Шопениана", "Эрос" на музыку Чайковского.
Гастролировала в Вене (1903), Париже (1908, 1909), Варшаве (1909), в 1911-1912 в антрепризе Дягилева. В 1920 уехала во Францию. В 1929 открыла студию в Париже.

ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна)

31.1 (12.2).1881, Петербург, - 23.1.1931, Гаага

Русская артистка. С 1899 танцовщица Мариинского театра. В 1906 переведена в разряд балерин. В 1910 перешла на положение гастролёрши. На сцене Мариинского театра последний раз выступила в партии Никии в 1913, последняя гастроль в России - концерт в Москве в Зеркальном театре сада "Эрмитаж" (1914).
С 1908 гастролировала за рубежом. С 1909 - виднейшая участница Русских сезонов в Париже, положивших начало её всемирной известности. В 1910 создала собственную труппу, которая с триумфальным успехом выступала во многих странах. Павлова сохраняла в гастрольном репертуаре балеты Чайковского и Глазунова, "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту" и др., а также концертные номера.

ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна

14(26).6.1879, Петербург, - 5.11.1951, Ленинград

Артистка, педагог, балетмейстер. Народная артистка РСФСР (1934). В 1897 окончила училище и была принята в кордебалет Мариинского театра, выступала в партиях корифеек и солисток. Критика называла Ваганову "царицей вариаций", признавая её непревзойдённой в вариациях в "Коппелии", в партиях Царицы вод ("Конёк-Горбунок"), Повелительницы дриад ("Дон Кихот") и др. Среди главных партий: Наила ("Ручей" Делиба), Одетта - Одиллия; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Жизель.
В 1916 оставила сцену. Педагогическая система Вагановой, сложившаяся в процессе преподавания классического танца в Ленинградском хореографическом училище (в 1957 училищу присвоено имя Вагановой; она преподавала в училище с 1921, с 1946 - профессор), дала новое развитие исполнительским принципам. Методика Вагановой изложена в её книге "Основы классического танца" (1934).

КАРСАВИНА Тамара Платоновна

25.2 (9.3). 1885, Петербург, - 25.4.1978, Лондон

Русская артистка. Дебютировала в партии Жемчужины ("Жавотта" Сен-Санса). Среди первых партий: Изумруд ("Синяя борода"), цветочница Пикилия ("Дон Кихот"), подруга Сванильды ("Коппелия"), Испанка ("Фея кукол"), вариации, па-де-де, па-де-труа ("Жизель", "Баядерка" и "Лебединое озеро"). Затем стала выступать в основных партиях классического репертуара: Жизель, Одетта - Одиллия, Раймонда, Никия, Аврора, Медора; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Пахита, Лиза и др. Постоянная партнёрша М. М. Фокина...
Для Карсавиной Фокин поставил балеты: "Исламей" на муз. Балакирева, "Прелюды" на муз. Листа и "Сон" на муз. Глинки. Карсавина была первой танцовщицей труппы С. П. Дягилева, участвовала в Русских сезонах. Исполняла партии в балетах Фокина - Жар-птица и Балерина ("Жар-птица" и "Петрушка"), Зобеида ("Шехеразада"), нимфа Эхо ("Нарцисс" Черепнина), Тамара ("Тамара" на муз. Балакирева), Синий бог ("Синий бог" Ана), Шемаханская царица ("Золотой петушок" на муз. Римского-Корсакова), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"); в постановке Л. Ф. Мясина - Мельничиха ("Треуголка"), Соловей ("Песня Соловья" Стравинского), Пимпинелла ("Пульчинелла").
С 1918 жила за границей. В 1930 выступала в труппе "Балле Рамбер". В 1931 оставила сцену. Преподавала, консультировала балетмейстеров, возобновлявших балеты Фокина. В 1930-55 вице-президент английской Королевской академии танца.

ФОКИН Михаил Михайлович

23.4(5.5).1880, Петербург, - 22.8.1942, Нью-Йорк

Русский артист, балетмейстер, педагог. Фокин был изящным и элегантным танцовщиком с лёгким высоким прыжком, благородной грациозной манерой исполнения. В классическом репертуаре исполнял роли: Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Люсьен ("Пахита"), Базиль; Солор ("Баядерка"), Зигфрид, Жан де Бриен, Дезире и др. Выступал также в характерных танцах. Позднее часто исполнял партии в собственных постановках: Ренэ де Божанси ("Павильон Армиды"), Юноша ("Шопениана"), Пьеро и Арлекин ("Карнавал"), Амун ("Египетские ночи"), Иван-царевич ("Жар-птица"), Негр ("Исламей" на муз. Балакирева), Эрос ("Эрос" на муз. Чайковского) и др.
Как балетмейстер дебютировал спектаклями Петербургского театрального училища: "Ацис и Галатея" Кадлеца (1905), "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона (1906), а также поставил в Мариинском театре "Евнику" Щербачёва (1907), "Египетские ночи", "Шопениану" (1908).
В работе над спектаклями сотрудничал с художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским, Б. И. Анисфельдом, Н. С. Гончаровой, А. Дереном, С. Ю. Судейкиным, с композиторами И. Ф. Стравинским, Н. Н. Черепниным, Р. Штраусом, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, часто ставил спектакли и на музыку, не предназначающуюся для балета.
В 1909-12 и 1914 художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. В 1901-11 преподавал в Петербургском театральном училище. Его ученики: Е. П. Гердт, Л. В. Лопухова, Е. А. Смирнова, Е. М. Люком, Л. П. Чернышёва, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский, А. В. Лопухов и др. В 1918 уехал на гастроли в Швецию. С 1921 жил в США, до 1933 изредка выступал как исполнитель. В 1934-35 работал в парижской Опере, в 1936-39 в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". В 1923-42 руководил студией в Нью-Йорке (в числе учеников - Ж. Берлин, П. Бауман, Л. Кёрстайн, Х. Тамирис).

ЛЕНЬЯНИ (Legnani) Пьерина

Итальянская артистка. С 1892 ведущая солистка "Ла Скала". В 1893-1901 прима-балерина Мариинского театра (Петербург), где выступала в партии Сандрильоны ("Золушка" Шелля, балетм. М. И. Петипа, Э. Чеккетти, Л. И. Иванов). Была первой исполнительницей партии Одетты - Одиллии (1895, Мариинский театр, балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). Исполняла ведущие роли в балетах Петипа: "Талисман" Дриго, "Испытания Дамиса" Глазунова, "Синяя борода" Шенка, "Привал кавалерии" Армсгеймера, "Прелестная жемчужина" Дриго, "Камарго" Минкуса и др. Среди др. ролей: Раймонда, Медора, Сванильда. В партиях Эммы ("Гарлемский тюльпан" Шелля, балетм. Петипа, Л. И. Иванов) и Одетты - Одиллии впервые в России выполнила 32 fouette.
Леньяни - одна из последних представительниц виртуозного стиля, характерного для итальянской школы 2-й пол. 19 в. Её танец отличался необычайно высокой техникой в ущерб актёрским задачам и одухотворённости создаваемых ею образов. Вернувшись на родину, оставила сценическую деятельность.

ИВАНОВ Лев Иванович

18.2(2.3). 1834-11(24). 12.1901, Петербург

Артист, балетмейстер. В 1882 назначен режиссёром петербургской балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх. С 1885 второй балетмейстер театра. В 1887 поставил в традициях романтического балета «Очарованный лес» Р. Е. Дриго и (совм. с Петипа) «Гарлемский тюльпан» Б. А. Шеля, в которых сочетал мотивы фантастики и фольклора. В Красном Селе (под Петербургом) показал балеты «Севильская красавица» (1888), «Шалость амура» (1890, перешёл затем на сцену Мариинского театра) и «Праздник лодочников» А. А. Фридмана (1891).
В 1890 поставил «Половецкие пляски» для премьеры оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», в 1892 славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета «Млада» Н. А. Римского-Корсакова. В 1892 поставил «Щелкунчик», где самобытно воплотил в танце поэзию зимней природы (танец снежных хлопьев). Задуманную Ивановым постановку «Египетских ночей» А. С. Аренского осуществил М. М. Фокин. Б. В. Асафьев назвал Иванова "Душой русского балета".

ШИРЯЕВ Александр Викторович

29.8(10.9).1867, Петербург, - 25.4.1941, Ленинград

Артист, педагог, балетмейстер. Заслуженный артист Республики (1921). В 1877-81 исполнял роли детей в спектаклях Александрийского театра. С 1885, по окончании балетного отделения Петербургского театрального училища (педагоги Л. И. Иванов, М. И. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин), в труппе Мариинского театра. Выдвинулся как характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере "Щелкунчика" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную акробатическую технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в балете "Млада" Минкуса.
Актёрское дарование Ширяева проявилось в ролях "злодеев" и комедийных: фея Карабос, Абдерахман; Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр ("Арлекинада") и др.
С 1896 Ширяев фактически был помощником балетмейстера, в 1901, после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Поставил балет "На перепутье" Армсгеймера (1904). В 1902 возглавил гастроли труппы русских танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер за рубежом. Главная заслуга Ширяева в истории русского балета - создание класса характерного танца. В 1905 Ширяев был уволен из театра, что вызвало протест балетной труппы Мариинского театра. Вернулся в театр только после Октябрьской революции. С 1918 вёл класс характерного танца в Ленинградском хореографическом училище (имя Ширяева присвоено учебному театру этого училища).

ОБУХОВ Михаил Константинович

1879 - 3(?).9.1914

Русский артист, педагог. С 1898, по окончании Петербургского театрального училища (ученик Э. Чеккетти), в Мариинском театре. Танцовщик академического стиля, Обухов обладал виртуозной техникой. Среди партий: Зигфрид, Франц, Колен; Мутча ("Конёк-Горбунок"). С 1900 преподавал в Петербургском театральном училище. Среди его учеников: В. Ф. Нижинский, Г. А. Розай, В. А. Семёнов, А. Н. Обухов, П. Н. Владимиров.

ЧЕККЕТТИ (Cecchetti) Энрико

21.6.1850, Рим, - 12.11.1928, Милан

Итальянский артист, балетмейстер, педагог. В 1887 гастролировал с собственной труппой в петербургском летнем театре "Аркадия", где были показаны балеты Чеккетти: "Сила любви", "Мечта художника" (по Ж. Перро), сокращённые версии балетов "Эксцельсиор" и "Сиэба" (пост. Манцотти).
Как танцовщик с большим успехом выступил в балете "Гарлемский тюльпан" Шеля (балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). В этом же году стал первым танцовщиком, с 1890 - балетмейстером и с 1892 - репетитором Мариинского театра. Чеккетти был танцовщиком-виртуозом, первым исполнителем партий: Голубая птица ("Спящая красавица", 1890), Бог ветра Вайю ("Талисман" Дриго, 1889).
В 1892-1902 преподавал в Петербургском театральном училище (с 1893 - педагог мимики, с 1896 - классического танца). Был постановщиком (совм. с Петипа и Ивановым) танцев 1-го и 3-го действий балета "Золушка" Шеля (1893, Мариинский театр).
Из-за конфликта с дирекцией императорских театров уехал в Варшаву, где с 1902 руководил школой при варшавской Опере. В 1906 вернулся в Петербург, где открыл свою школу. В 1911-21 главный педагог-репетитор Русского балета Дягилева, исполнял также мимические роли: фея Карабос ("Спящая красавица"), Фокусник ("Петрушка"), Кащей ("Жар-птица"), Евнух ("Шехеразада") и др.
Чеккетти был учителем А. П. Павловой, сопровождал её в турне по США (1913). В 1918 основал школу в Лондоне, в 1923 возвратился в Италию, открыл в 1925 школу в Милане. Последние выступления Чеккетти состоялись в 1922 в Лондоне (Русский балет Дягилева) и в 1926 в Милане.

ИОГАНСОН Христиан Петрович

8(20).5.1817, Стокгольм, - 12(25).12.1903, Петербург

Артист и педагог. По национальности швед. Хореографическое образование получил в Театральном училище Стокгольма. После дебюта в 1836 на сцене стокгольмского Королевского театра совершенствовался в Копенгагене у А. Бурнонвиля. С 1841 работал в Петербурге. Виртуозный классический танцовщик и великолепный партнёр, Иогансон отличался подчёркнутым изяществом манер и позировок.
С конца 40-х гг. стал исполнять и пантомимные роли, обнаружив незаурядное актёрское дарование (Пьер Гренгуар - "Эсмеральда", художник Сальватор Роза - "Катарина, дочь разбойника"). Иогансон многое перенял из опыта русских исполнителей и стал подлинно русским "художником". Был замечательным педагогом классического танца. Преподавал в Петербургском театральном училище с 1860 (официально с 1869). Среди учеников - П. А. Гердт, Н. Г. Легат, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина.

ДРИГО (Drigo) Риккардо (Ричард Евгеньевич)

30.6.1846, Падуя, - 1.10.1930, там же

Композитор и дирижёр. По национальности итальянец. С 1878 дирижёр Итальянской оперы в Петербурге, с 1886 дирижёр и композитор балета Мариинского театра. В России жил свыше 40 лет.
Участвовал в первых постановках в Петербурге балетов П. И. Чайковского ("Спящая красавица", 1890, балетм. М. И. Петипа, "Щелкунчик", 1892, балетм. Л. И. Иванов) и А. К. Глазунова ("Раймонда", 1898, балетм. Петипа).
После смерти Чайковского Дриго редактировал музыку "Лебединого озера" (совм. с М. И. Чайковским), инструментовал для петербургских постановок (1895) ряд фортепьянных пьес Чайковского, включённых в балет. Эта редакция балета получила всеобщее признание. Дриго в своём творчестве испытал влияние Л. Делиба.
Музыка лучших балетов Дриго изящна, мелодична, удобна для танца. Особенно популярен его балет "Арлекинада" (1900, Эрмитажный театр, затем Мариинский театр, балетм. Петипа), ставящийся во многих странах мира. Ему принадлежит музыка балетов "Очарованный лес" (1887, Мариинский театр, балетм. Л. И. Иванов), "Талисман" (1889, там же, балетм. Петипа), "Волшебная флейта" (1893, там же, балетм. Иванов), "Пробуждение Флоры" (1894, там же, балетм. Петипа), "Прелестная жемчужина" (1896, Большой театр, Москва, балетм. Петипа), "Роман розы и бабочки" ("Роман бутона розы", 1919, Мариинский театр, балетм. А. И. Чекрыгин), вставные номера к балетам др. авторов.
В 1920 Дриго возвратился в Италию.

Ну и куда менее великие, но тоже попавшие на карикатуры исполнители.

Ана Роже
Ana Roje

Хорватская балерина.
В возрасте 14 лет стала первой солисткой Национального балета в Сплите, Югославия.
Позже поступила в балетную труппу Загреба, а затем в Белградский балет, где стала прима-балериной. В 1933 году она отправилась в Лондон, где училась в Школе Легата. Опыт в качестве студентки, а затем и помощницы Легата оказало большое влияние на ее жизнь.
С 1933 до самой смерти Легата в 1937 году, она была его первым и единственным помощником.

Татаринова

И еще двое великих, хотя и не из этого сборника:

Федор Шаляпин

Для самого Сергея Легата создание "Русского балета в карикатурах" оказалось одним из последних дел в жизни. Как вспоминает тот же Лешков: "М.М. Петипа женила его на себе, когда ему было 27, а ей 50 лет, когда она уже испытала все розы жизни. Очень красивая в молодости, блестящая характерная танцовщица, М.М. прожила бурную молодость, имела десяток любовников, до градоначальника Грессера включительно, а к старости держала Сергея Легата под своим «характерным» башмаком, а он подчинялся безропотно, как овца, но не выдержал и осенью этого памятного 1905 года, запершись в кабинете, перерезал себе горло бритвой с такой силой, что голова держалась лишь на позвонках. Дверь взломали и нашли его в луже крови мертвым. Эта жуткая трагедия облетела в какой-нибудь час весь город. Похороны его были торжественным и многолюдны…"