Презентация закономерности наследования признаков моногибридное скрещивание. Законы наследственности Г.Менделя. Моногибридное скрещивание. Доминантный признак

Слайд 1

Моногибридное скрещивание

Слайд 2

Повторение. Дайте определение следующим терминам:

Генетика Гены Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Доминантный признак Рецессивный признак

Слайд 3

Проверь себя:

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки Генотип - совокупность всех генов организма, которые он получает от родителей. Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма. Доминантный признак – проявляется в первом поколении. Рецессивный признак – подавляется действием доминантного, находится в скрытом состоянии.

Слайд 4

Новые понятия:

Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку Чистые линии – генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству генов Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий) Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена Гетерозигота - организм, содержащий два разных аллельных гена

Слайд 5

Моногибридным называется скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков.

Слайд 6

Гибридологический метод.

В середине-конце 19-го столетия чешский учёный Г. Мендель занимался тем, что скрещивал между собой различные сорта гороха. Так были заложены основы того, что мы сейчас называем гибридологическим методом изучения наследственности. Самый простой тип скрещивания – это моногибридное скрещивание. В этом случае анализ проводится по паре взаимоисключающих (аллельных) признаков. Т.е. скрещиваются организмы, отличающиеся одним признаком, например, цветом.

Слайд 7

Альтернативные признаки

Слайд 8

P – родительское поколение F1 - первое поколение потомков F2 – второе поколение потомков A – ген, отвечающий за доминантный признак а – ген, отвечающий за рецессивный признак ♀ - женская особь ♂ - мужская особь АА – гомозигота по доминантному гену аа – гомозигота по рецессивному гену Аа - гетерозигота

Слайд 9

Первый закон Менделя (правило единообразия первого поколения)

– при скрещивании двух гомозиготных организмов (чистых линий), отличающихся друг от друга одним признаком, в первом поколении проявляется признак только одного из родительских организмов. Этот признак называется доминантным, а поколение по данному признаку будет единообразным

Слайд 10

АА А генотип фенотип Единообразие F1 Чистая линия

Слайд 11

Слайд 12

доминантный признак

рецессивный признак

гомозиготные организмы

Слайд 13

х А А а а ГАМЕТЫ Р(родители)

F1 (первое поколение потомков)

Слайд 14

Второй закон Менделя (закон расщепления)

– при скрещивании между собой особей первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков в отношении 3:1 (3ч доминантных и 1ч рецессивных)

Слайд 15

Слайд 16

F2 (второе поколение потомков)

АА Аа Аа аа

Расщепление по фенотипу - 1:3 Расщепление по генотипу - 1:2:1

Слайд 17

Анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание – один из основных методов, позволяющих установить генотип особи, по этой причине оно широко используется в генетике и селекции. Случается, селекционеру надо выяснить генотип неизвестной особи – гомозигота это или гетерозигота. В этих случаях проводят анализирующее скрещивание. Скрещивают организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю. Рыжий теленок может быть по генотипу гомозиготой или гетерозиготой (рыжий цвет доминирует над белым). Для установления генотипа этого быка его скрещивают с коровой, гомозиготной по рецессивному аллелю, т.е. проводится анализирующее скрещивание. Если все телята при этом скрещивании будут рыжими, то бык гомозигота по доминантному аллелю; если в потомстве появляются и белые, и рыжие телята, то бык – гетерозигота. Для улучшения стада используются чистопородные животные, которые по генотипу являются гомозиготами (передают свои ценные качества потомству). Таким образом, становится понятным, почему определение генотипа является важным для фермера.

Слайд 18

НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

Ситуация, в которой ни один ГЕН не является ДОМИНИРУЮЩИМ. В результате в организме наблюдается влияние обоих генов. Например, растение с генами красных и белых цветков может цвести розовыми.

Далеко не всегда гетерозиготные организмы по фенотипу точно соответствуют родителю, гомозиготному по доминантному гену. Случаи, когда гетерозиготные потомки имеют промежуточный фенотип, называют неполным доминированием. Неполное доминирование ни в коей степени не отменяет закон расщепления, но при неполном доминировании в потомстве гибрида (F2) расщепление по фенотипу и генотипу совпадает, поскольку гетерозиготные особи (Аа) отличаются по внешнему виду от гомозигот (АА). Неполное доминирование или, как еще говорят, промежуточное проявление признака широко распространено в природе. Причины, приводящие к доминированию одного аллеля над другим, до сих пор еще не ясны. Однако ясно, что это не только следствие свойств гена, но и результат действия внешних условий, которые могут повлиять на степень доминирования.

Разделы: Биология , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока : восприятие, осознание нового материала, закрепление

Задачи :

  • объяснить, что возникновение генетики было вызвано реальными потребностями человеческого общества;
  • возобновить в памяти учащихся знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости;
  • охарактеризовать работы австрийского ученого Г.Менделя; показать практическое значение генетики
  • опираясь на знания учащихся сформировать знания о моногибридном скрещивании, законе единообразия гибридов первого поколения и законе расщепления признаков;

Методы :

  1. Словесные: беседа, рассказ;
  2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО;
  3. Практические : решение задач.

Средства обучения :

  1. Основные:
    А) Знаковые (рисунки, схемы – конспекты);
    Б) Вербальные (тесты, инструкции, слово, учебник).
  2. Вспомогательные: ТСО.

Оборудование : опорная схема-конспект «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».

План урока

  1. Предмет и основные понятия генетики.
  2. У истоков генетики.
  3. Цитологические основы моногибридного скрещивания.
  4. Отработка практических навыков решения задач.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Здравствуйте. Меня зовут А.Н. Сегодня урок биологии проведу у вас я. Давайте проверим как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: учебник, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы!

II. Постановка темы, учебной цели и мотивация.

Наш урок я хотела бы начать с высказываний великих людей. В конце урока я хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему уроку.

Великие люди говорили (работа по цепочке – читают высказывания):

Тема нашего урока: Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Сегодня на уроке мы : Возобновим в памяти знания о науке генетике, о закономерностях наследования и о моногибридном скрещивании.

– Скажите мне, пожалуйста, а какие задачи мы поставим себе на урок, исходя из плана, приведенного на доске (ДЕТИ сами формулируют задачи)

– Правильно, мы попытаемся возобновить в памяти знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости; охарактеризуем работы австрийского ученого Г.Менделя, сформируем у себя знания о моногибридном скрещивании.

– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация)

(Чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор)

III. Изучение нового материала

1. Предмет и основные понятия генетики

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что объединяет эти рисунки?

(Правильно, потомство похоже на родительские особи)

СЛАЙД 4 Рис. растений, животных

На протяжении всей истории своего существования человечество всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей.

Почему подобное рождает подобное?

«Как он похож на своего отца!» – восклицают родственники, придя на день рождения и глядя на выросшего юношу. В голубых глазах родителей светится гордость за подрастающее поколение, а виновник торжества, невинно моргая такими же голубыми глазами, незаметно съедает приготовленные для гостей конфеты.

Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.

– Какая наука занимается изучением этих свойств?

ГЕНЕТИКА. Запишите в конспект определение генетики.

А что такое наследственность, по вашему мнению?

(НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению)

Не забываем записывать к себе конспект определения, которые мы даем.

– А что же такое изменчивость?

(ИЗМЕНЧИВОСТЬ – способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качеств других особей того же вида)

Наследственность обеспечивает материальную и функциональную преемственность между поколениями, сохраняя определенный порядок в природе. Основными структурами, которые обеспечивают материальную основу наследственности, являются хромосомы. Строго говоря, мы наследуем не свойства, а генетическую информацию. Материальная преемственность между поколениями в сходстве родителей и потомков по морфолог, биолог, анатомич признакам. А функциональная преемственность заключается в сходстве инстинктов в поведении родителей и потомков.

Что служит элементарной структурной единицей наследственности? (ГЕН)

– А что такое ген? (Участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка)

А что такое генотип? (Это сумма всех генов организма, т.е. совокупность всех наследственных задатков).

– Хорошо, молодцы!

– А что, по-вашему, называется фенотипом?

(ФЕНОТИП – совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды)

Запишите термины к себе в конспект.

ПО СЛАЙДУ: Реализация наследственной информации находится под постоянным давлением факторов окружающей среды. Однако следует отметить, что существуют признаки, проявление которых не зависит от влияния внешней среды. Где бы мы ни жили: на севере или юге, как бы нас ни кормили в детстве и какими бы болезнями мы не болели, группа крови, с которой мы родились, останется неизменной на протяжении всей жизни.

2. У истоков генетики (1 вариант)

– А вот кто был основоположником генетики мы узнаем из сообщения, которое приготовил(а) ________________________

(СООБЩЕНИЕ):

Основные закономерности наследования признаков впервые были описаны во второй половине 19 века австрийским ученым Г.Менделем. Мендель не был первым ученым, который пытался ответить на вопрос: как передаются из поколения в поколение свойства и признаки? Но именно он смог обнаружить закономерности в передаче признаков от поколения к поколению. Английский генетик Шарлотта Ауэрбах сказала: «Успех работы Менделя по сравнению с исследованиями его предшественников объясняется тем, что он обладал двумя существенными качествами, необходимыми для ученого: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы». К основным особенностям работы Менделя, которые позволили ему добиться успеха относят:

  1. В качестве экспериментальных растений Мендель использовал разные сорта посевного гороха, поэтому потомство, получаемое в таких внутривидовых скрещиваниях, было плодовито;
  2. Горох – самоопыляющееся растение;
  3. Горох неприхотлив и имеет высокую плодовитость;
  4. В качестве экспериментальных признаков Мендель выбрал простые качественные альтернативные признаки по типу «или-или» (цветки пурпурные или белые, семена желтые или зеленые);
  5. При обработке получаемых данных Мендель вел строгий математический учет фенотипов всех растений и семян.

В течение восьми лет Мендель экспериментировал с 22 сортами гороха, которые отличались друг от друга по семи признакам. За это время он получил в общей сложности более 10 тысяч растений. Скрещивая различные организмы и исследуя получаемое потомство, Мендель, по сути, разработал основной и специфический метод генетики. Гибридологический метод – это система скрещиваний в ряду поколений, дающая возможность при половом размножении анализировать наследование отдельных свойств и признаков организмов, а также обнаруживать возникновение наследственных изменений.

Результаты своих экспериментов Г. Мендель представил в 1865 году на заседании Общества естествоиспытателей и изложил в статье «Опыты над растительными гибридами». Но современники Менделя работы не оценили. Весной 1900 года три ботаника – Г. Де Фриз в Голландии, К. Чермак в Австрии и К. Коренс в Германии – независимо друг от друга, на совершенно разных объектах, открыли важную закономерность наследования признаков в потомстве гибридов. Но оказалось, что они просто «переоткрыли» закономерности наследования, рассмотренные Г. Менделем в 1865 году. Тем не менее официальной датой рождения генетики считается все-таки 1900 год.

2. У истоков генетики (2 вариант)

С целью определения основоположника генетики и его вклада проведем самостоятельную работу

– Откройте учебник параграф 3.10. стр. 138-139. Прочитайте пункт «У истоков генетики» и ответьте устно на вопросы, приведенные на этом слайде.

Итак, на работу вам отводится 3 минуты.

Проверка самостоятельной работы

МОЛОДЦЫ! Вы хорошо справились с этой работой!

3. Цитологические основы моногибридного скрещивания

– Подробно рассмотрим моногибридное скрещивание. РИС. 67 стр. 141

Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание растений гороха, имеющих желтые и зеленые семена.

СЛАЙД 10

При скрещивании сорта гороха, имеющего желтые семена, с растением, имеющим зеленые семена, все потомство первого поколения получилось с желтыми семенами. При скрещивании растений гороха с морщинистыми и гладким семенами все потомство оказалось с гладкими семенами. Обнаруженная Г. Менделем закономерность получила название правила единообразия гибридов первого поколения, или закона доминирования (1 закон Менделя).

Признак, который проявляется в первом поколении, получил название доминантного (желтая окраска, гладкая поверхность), а признак непроявившийся (подавленный признак) – рецессивного (зеленая окраска, морщинистая поверхность). Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику: (Я ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ, А ВЫ К СЕБЕ В КОНСПЕКТ)

  • P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение
  • F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения
  • F2 – гибриды второго поколения
  • ♀ – зеркало Венеры – женская особь
  • ♂– копье Марса – мужская особь
  • Х – знак скрещивания
  • А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян
  • а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в конспект.

Составляя схему скрещивания, необходимо помнить, что каждая соматическая клетка имеет диплоидный набор хромосом. Все хромосомы парны. Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом, называют аллельными.

В зиготе всегда два аллельных гена, и генотипическую формулу по любому признаку необходимо записывать двумя буквами. Если какая-либо пара аллелей представлена двумя доминантными (АА) или двумя рецессивными (аа) генами, такой организм называется гомозиготным. Если в одной и той же аллели один ген доминантный, а другой рецессивный, то такой организм называют гетерозиготным (Аа)

Генетическая запись осуществляется следующим образом:

Запишите эту задачу за мной. Я на доске.

Глядя на запись решения задачи, какой вывод мы можем сделать:

ВЫВОД : При скрещивании двух гомозиготных организмов все гибриды первого поколения окажутся единообразными как по фенотипу, так и по генотипу, и будут нести в генотипе признаки обоих родителей.

Затем Г. Мендель провел скрещивание гибридов первого поколения между собой и вот, что у него получилось можно увидеть на рисунке.

Эта закономерность получила название правила расщепления гибридов второго поколения, или 2 закона Менделя, который формулируется так: При скрещивании двух гетерозиготных особей (гибридов Аа), имеющих пару альтернативных вариантов одного признака, в потомстве происходит расщепление по этому признаку в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу

Запись скрещивания можно производить еще одним способом, с использованием так называемой решетки Пеннета, которую предложил английский генетик Пеннет. Принцип построения решетки прост: по горизонтали линии вверху записывают гаметы женской особи, а по вертикали слева – гаметы мужской особи, и на пересечении вертикальных и горизонтальных строк определяют генотип и фенотип потомков.

Запись на доске:

ФИЗМИНУТКА

IV. Отработка практических навыков решения задач

Задача 1.

Задача 2.

Задача 3.

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Самостоятельная работа по вариантам:

Задача. Определите генотип потомства от скрещивания:

Дано:
АА х аа
Дано:
Аа Х Аа
F1 - ? F1 - ?
Дано:
ВВ х вв

Дано:
Вв х Вв
F1 -?
F1 - ?
Дано:
СС х сс


Дано:
Сс х Сс
F1 - ? F1 - ?
Дано:
DD x dd

Дано:
Dd x Dd
F1 - ? F1 - ?
Дано:
FF x ff


Дано:
Ff x Ff
F1 - ? F1 - ?
Дано:
GG x gg


Дано:
Gg x Gg
F1 - ? F1 - ?
Дано:
RR x rr


Дано:
Rr x Rr
F1 - ? F1 - ?
Дано:
ZZ x zz


Дано:
Zz x Zz
F1 - ? F1 - ?
Дано:
VV x vv


Дано:
Vv x Vv
F1 - ? F1 - ?

V. Закрепление:

  • Что такое генетика?
  • Что изучает генетика?
  • Кто является основоположником генетики?
  • Как звучит I закон Менделя?
  • В суть II закона Менделя?
СЛАЙД 16

VI. Подведение итогов урока

– С какой темой урока мы сегодня познакомились?

Я бы хотела вернуться к началу урока. Когда мы читали с вами высказывания великих людей. Подумайте и ответьте, какое из этих высказываний вы бы взяли себе за девиз урока и почему?

VII. Домашнее задание.

П. 3.10-3.11. Решите дома задачи, которые я вам раздала.

Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Спасибо за вашу активность! Оценки за урок –

Желаю удачи!

РЕЗЕРВ: Задача. При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите, сколько растений имело желтую окраску?


На уроке мы должны:

  • Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики
  • Изучить закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, при моногибридном скрещивании
  • Научиться использовать генетическую символику при решении задач

Давайте вспомним:

  • Что служит предметом изучения генетики?
  • Что такое наследственность?
  • Что такое изменчивость?
  • Что является материальными носителями наследственности?
  • Где расположены аллельные гены?
  • Как распределяются аллельные гены при мейозе?
  • Какую роль выполняют гаметы?
  • Почему дети наследуют одни признаки от отца, другие от – матери?
  • Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой?
  • От чего зависит фенотип?

1865 г.,

Грегор Мендель.

«Опыты над растительными

гибридами».

1900 г.,

Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак -

независимо друг от друга переоткрыли

законы Г. Менделя.


Почему Г. Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

(1822 – 1884гг.)



Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:

  • Легко выращивать, имеет короткий период развития
  • Имеет многочисленное потомство
  • Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков
  • Самоопыляющееся растение
  • Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты


Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя:

Признаки

доминантный

  • Окраска венчика
  • Окраска бобов
  • Окраска семени
  • Поверхность семени
  • Форма бобов
  • Расположение цветков

рецессивный

пазушное

морщинистая

членистая

верхушечное


Гибридологический метод – основной метод исследования

  • Скрещивание (гибридизация) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам
  • Анализ характера проявления этих признаков у потомков (гибридов)

высокое

низкое

F 1

высокие

F 2

Высокий рост низкий


При проведении опытов Мендель:

  • Использовал чистые линии
  • Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами
  • Наблюдал за наследованием малого количества признаков
  • Вёл строгий количественный учёт потомков
  • Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов
  • Предложил парность определения каждого признака

Условные обозначения:

  • P – родительские организмы
  • F – гибридное потомство
  • F 1 ,F 2 ,F 3 - гибриды I, II, III поколений
  • G – гаметы
  • - женский пол
  • - мужской пол
  • X – знак скрещивания
  • А, В – неаллельные доминантные гены
  • а, в – неаллельные рецессивные гены

Моногибридное скрещивание

Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков

высокий рост низкий рост

жёлтые семена зелёные семена


I закон Менделя - закон доминирования, единообразия гибридов первого поколения:

  • При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным

F 1

По фенотипу: единообразно


II закон Менделя - закон расщепления:

  • При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ от всего числа потомков второго поколения

P от F 1

F 2

3 : 1

Расщепление по фенотипу:


Гипотеза чистоты гамет:

  • При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак

Цитологические основы моногибридного скрещивания:

F 1

F 2

Решётка Пеннета

Расщепление по фенотипу 3: 1; по генотипу 1: 2: 1


Решите задачу:

  • Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует?
  • Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого (F 1 ) и второго (F 2 ) поколений?
  • Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

F 1

F 2


Решение:

  • А – высокий рост а – низкий рост
  • Р АА x аа

высокий рост низкий рост

F 1 Аа

высокий рост

P от F 1 Аа x Аа

высокий рост высокий рост

G А, а А, а

F 2 АА Аа Аа аа

высокий рост низкий рост

По фенотипу 3: 1 по генотипу 1: 2: 1


Генетические закономерности:

  • Закон доминирования (единообразия F 1 ) – г ибриды F 1 все высокого роста, поэтому высокий рост – доминантен
  • Закон расщепления

¼ потомков F 2 по фенотипу и генотипу имеет низкий рост (рецессивный признак)

  • Гипотеза чистоты гамет – каждая гамета несёт только один из аллельных генов высоты растения

Повторим термины:

  • Доминирование – явление преобладания признака
  • Доминантный признак - преобладающий признак, появляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий
  • Расщепление – явление, при котором часть особей несёт доминантный, а часть - рецессивный признак
  • Рецессивный признак – подавляемый признак
  • Аллельные гены – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие одного признака
  • Гомозигота – организм, в генотипе которого одинаковые аллельные гены
  • Гетерозигота – организм, в генотипе которого разные аллельные гены
  • Гибридизация - скрещивание
  • Гибриды – потомки от скрещивания

Домашнее задание:

  • § § – 44;
  • Решите задачу:

Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом?


Ответьте на вопросы в тетради:

  • Обозначь буквами генотип:

рецессивная гомозигота - …..

доминантная гомозигота - …..

гетерозигота - …..

  • Какой закон отражает запись:

Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы

F 1 простые бобы (100%)

  • Как называется признак у гибридов F 1 ?
  • Какой закон отражает запись:

Р от F 1 ♀ простые бобы X ♂ простые бобы

F 2 простые (75%) : вздутые (25%)

5. Как называется признак у 25% потомков F 2 ?


Проверь себя:

2. Закон доминирования или

Закон единообразия гибридов F 1

3. Доминантный признак

4. Закон расщепления

5. Рецессивный признак

Слайд 2

1.Генетика– это наука, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости. Наследственность – это свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Изменчивость – это свойство живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые свойства-признаки, по которым организм отличается от особей того же вида.

Слайд 3

Элементарные единицы наследственности – это гены. Ген – это отрезок молекулы ДНК, в котором зашифрована информация о первичной структуре одного белка.

Слайд 4

2. Грегор Иоганн Мендель – основоположник генетики (1900 г. – год рождения генетики).

Родился 22 июля 1822 года. ...Иоганн Мендельродился в чешской Силезии, в семье бедного крестьянина.

Слайд 5

Мендель окончил богословский институт, стал ученым теологом и был посвящён в священники. В течение восьми лет в маленьком - 35 на 7 метров - садике под окнами монастыря он ставил эксперименты по скрещиванию гороха. Работа эта со временем приняла огромные размеры. Мендель собственноручно проделал свыше десяти тысяч скрещиваний. Итогом этого восьмилетнеготруда стала его теория. Однако Мендель хотел заняться учительской деятельностью, но провалил экзамен по биологии и не получил диплом. Он увлёкся экспериментами над растениями и метеорологическими наблюдениями.

Слайд 6

8 февраля 1865 года Мендель сделал доклад о своих открытиях в Брюннском обществе естествоиспытателей.

Слайд 7

Через год вышел в свет очередной том «Трудов Общества естествоиспытателей в Брюнне», где в сокращении был опубликован доклад Менделя под скромным названиям«Опыты над растительными гибридами».

Слайд 8

В следующие 35 лет работа Менделя пылилась на полках библиотек. В 1868 году Мендель оставил свои опыты по выведению гибридов. Тогда же он был избран на высокий пост настоятеля монастыря, который занимал до конца жизни.

Слайд 10

Люди не забыли Менделя

За выдающиеся заслуги Менделю был вручён личный герб.

Слайд 11

Памятник Менделю перед мемориальным музеем в Брно был сооружен в 1910 году на средства, собранные учеными всего мира.

Слайд 12

3. Гибридологический метод. Суть метода заключается в скрещивании (гибридизации) двух организмов, различающихся какими-либо признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства.

Слайд 13

Моногибридное скрещивание Моногибридным наз. скрещивание исходных родительских форм, которые отличаются друг от друга одним признаком.

Слайд 14

Гибриды – это организмы, полученные при скрещивании исходных родительских форм. Доминантным наз. признак, который проявляется у гибридов первого поколении при скрещивании гомозиготных родительских форм. Гомозиготными наз. организмы, которые образуют гаметы с одинаковыми генами. Рецессивным наз. признак, который подавляется у гибридов первого поколении при скрещивании гомозиготных родительских форм. Гетерозиготными наз. организмы, которые образуют гаметы с разными генами.

Презентация на тему "Моногибридное скрещивание" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 10 класса рассказывается о моногибридном скрещивании, цитологических основах, законах Менделя. Автор презентции: Дельмухаметова Л.И.


Фрагменты из презентации

Основные понятия генетики

Дать определение
  • Генетика?
  • Наследственность?
  • Изменчивость?
  • Генотип?
  • Фенотип?
Выучить к следующему уроку
  • Доминантный признак?
  • Доминантный ген?
  • Рецессивный признак?
  • Рецессивный ген?
  • Гомозиготная особь?
  • Гетерозиготная особь?
  • Гибридологический метод?
  • Моногибридное скрещивание?
  • Законы Менделя?
Подумай!

Может ли быть при одинаковом генотипе разный фенотип?

Гибридологический метод

Гибридизация – скрещивание 2-х организмов, различающихся альтернативными признаками.

Генетическая символика

  • Р - родители;
  • F - потомство, (F1 - гибриды первого поколения, F2 - гибриды второго поколения);
  • х - значок скрещивания; ♂ - мужская особь; ♀ - женская особь
  • A, a, B, b, C, c - буквами латинского алфавита обозначаются отдельно взятые наследственные признаки.

Моногибридное скрещивание

Моногибридное скрещивание – скрещивание организмов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков.

Законы Менделя

  • Первый закон: закон доминирования или закон единообразия гибридов первого поколения (доминантный признак – господствующий, рецессивный - скрытый). Доминирование – явление преобладания одного признака над другим.
  • Второй закон: закон расщепления признаков.

Цитологические основы

  • Соматические клетки диплоидны, в паре гомологичных хромосом находятся пара аллелей генов, контролирующие окраску горошин.
  • Аллель (allelon, греч. - другой) – одна из двух альтернативных форм гена
  • У одного из родителей это аллели АА, у другого – аа.
  • При образовании гамет происходит мейоз, в гаметы попадает только один ген из пары. Все гаметы одного родителя содержат аллель А, другого – а.
  • Гипотеза чистоты гамет: гаметы "чисты", содержат только один наследственный признак из пары.
  • Гибриды F1 –единообразны и по фенотипу и по генотипу.
  • Гибриды 1 поколения гетерозиготны и образуют два типа гамет – 50% гамет с аллелем А, 50% - с аллелем а.
  • У гибридов второго поколения 1/4 зигот содержит аллели АА, 1/2 - Аа, 1/4 – аа.