Звук и буква ш домашнее задание. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фоне. Введение в тему

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Научить правильно произносить звук [Ш].

2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

4. Учить преобразовывать слова.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»;

дом - мак - кот...

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ш].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Шесть мышат

В камышах шуршат.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «молчит».

Символ звука: змея шипит: ШШШШШ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:

ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове ([Ш]):

каранда..., малы.., ланды..., камы...

Задание 8 . Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:

ША: -ры, -кал, -лун...;

ШИ: -на, - ло...;

ШУ: -ба, -ра...;

ШО (ШЕ): -рох, -пот...

Задание 9 . Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?

Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.

Чашка - шашка, мишка - ..., фланг - ..., дар - ..., губы - ..., Гарик -...

Задание 11 . Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):

ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:

шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].

Задание 13 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком. (Шапка)

Растет на суше,

Голова из плюша. (Камыш)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - помогите малышу.

Ши-ши-ши - на поляне малыши.

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.

Ош-ош-ош - у меня нож.

Иш-иш-иш - у меня малыш.

Уш-уш-уш - теплый душ.

Ашка-ашка-ашка - летит букашка.

Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.

Ишка-ишка-ишка - маленькая мышка.

Задание 16 . Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).

Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.

Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.

Задание 17 . Знакомство с буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами -

Не хватай ее руками.

О.Гофман

На что похожа буква Ш?

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Игры с буквой.

Задание 18 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:

шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:

мышка - мишка - мушка - мошка - кошка - кашка - Пашка - пышка - пушка - душка - Дашка - Даша.

Чтение предложений, нахождение предлога:

Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу.

Кошка под шкафом. Кот за шкафом.

Костикова Е.Н., учитель-логопед МБДОУ № 186 г. Кемерово.

  • Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;
  • Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;
  • Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и двум опорным словам;
  • Развитие внимания, памяти, воображения;
  • Воспитание аккуратности.

I Организационный момент:

Ребята, на прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее.

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто.

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист.

Произнесем скороговорку с движениями. Будем делать движения, как будто моем человека.

Произнесем ее медленно.

Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

Какой звук встречается чаще других?

Какой он? Почему?

Твердый или мягкий?

Есть ли у него твердый братик?

Правильно, звук “щ” всегда мягкий?

Мягкий согласный на схеме каким цветом обозначаем?

II Сообщение темы:

Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а с каким – узнаем позднее.

III Основная часть:

  1. Знакомство со звуком.
  2. Поиграем в игру “Четвертый лишний”

    Носки, шкаф, платье, брюки.

    Ландыш, рябина, сосна, береза.

    Лук, картофель, груша, свекла.

    Сапоги, тапочки, валенки, шапка.

    Какой одинаковый звук встретился в словах?

    Символ этого звука – змея ползет и шипит: “шшшшшшш”.

    Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите: “шшшшшшшш”

    А сейчас давайте накачаем колесо у своей машины: “ш”, “ш”, “ш”, “ш”…

    Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: “шшшшшшшшшш”.

    Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы, язык, когда вы произносите этот звук.

    Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

    Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

    Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

    Горлышко “молчит”.

    Произнесем звук “ш”. Какой он гласный или согласный?

    Твердый или мягкий?

    Есть ли у него мягкий братик?

    Запомните, звук “ш” всегда твердый!

  3. Знакомство с буквой:
  4. Звук “ш” на письме обозначается буквой Ш. На что похожа эта буква?

    На что похожа буква Ш

    На зубья этого ковша.

    Шура сено ворошил,

    Вилы в сене позабыл.

    Посмотри на букву Ш –

    Буква очень хороша,

    Потому что из нее

    Можно сделать Е и Ё.

    Ах, табуретка хороша!

    Перевернул, и буква Ш.

    Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху - вниз, потом справа – налево.

  5. Тактильное восприятие:
  6. На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “шшшшшшшш”.

  7. Воспроизведение слоговых рядов:
  8. Возьмем зеркало и произнесем за мной:

    Ша – шо – шу – ши

    Аш – ош – уш – иш

  9. Воспроизведение чистоговорок:
  10. Произнесем чистоговорки:

    Ша – ша – ша – мама моет малыша;

    Шо – шо – шо – говорим хорошо;

    Шу – шу – шу – помогите малышу;

    Ши – ши – ши – на поляне малыши;

    Аш – аш – аш – дайте карандаш;

    Ош – ош – ош – у меня нож.

    Уш – уш – уш – теплый душ;

    Иш – иш – иш – у меня малыш.

  11. Физминутка:
  12. Раз – подняться, потянуться.

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать.

    Шесть – за столик сесть опять.

  13. Работа над звуковым составом слова:
  14. На доске картинки со звуком “ш”. Произнесем за мной.

    Найти слова, чтобы звук “ш” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!

    Составим схему к слову “шляпа”

    Сколько слогов? Почему?

    Какой слог ударный? Какой он по счету?

    Назовите безударный слог? Какой он по счету?

    Произнесите первый слог.

    Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

    Какой второй звук первого слога? Характеристика.

    Какой третий звук первого слога? Характеристика.

    Произнесите второй слог.

    Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

    Выделяем последний звук. Характеристика.

    (Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

    Произнесем еще раз слова.

    К какому слову подходит эта схема? (нож)

  15. Работа над слоговым составом слова:
  16. А сейчас мы в магазине игрушек. Давайте расселим наши игрушки в домики. В домике с одним окном будут жить игрушки, в названии которых один слог. В домике с двумя окнами будут жить игрушки, в названии которых два слога. А в домике, где три окна – игрушки, в названии которых три слога.

  17. Работа по схеме предложения:
  18. Перед вами схема предложения. Как вы догадались, что это предложение?

    Сколько слов в этом предложении?

    Составить предложение со словами “шина”, “машина” по схеме.

    ___________ _______________ _____________ .

    Произнести с восклицательной интонацией, с вопросительной.

  19. Физминутка:
  20. Как живешь? Вот так!

    Как плывешь? Вот так!

    Вдаль глядишь? Вот так!

    Машешь всед? Вот так!

    Как бежишь? Вот так!

    А грозишь? Вот так!

    Ночью спишь? Вот так!

    А молчишь? Вот так!

  21. Работа над рассказом:

Послушайте рассказ. Запомните слова со звуком “ш”.

Наташа и мишка.

На день рождения Наташе подарили плюшевого мишку. Наташа сшила ему рубашку и штанишки, а бабушка связала шарф и шапочку. Вечером Наташа вышла с мишкой на прогулку. Во дворе они встретили Мишу, у которого была большая машина. Миша предложил Наташе покатать мишку на машине.

Что подарили Наташе на день рождения?

Что Наташа сшила мишке?

Что связала бабушка?

С кем вышла Наташа вечером на прогулку?

Кого Наташа встретила во дворе?

Что было у Миши?

Кого предложил Миша покатать на машине?

Пересказ по цепочке.

Поиграем в игру “Добавь слог”. Я начинаю слово, а вы добавляете слог “шка”

Бабу – шка пу - шка

Лягу – шка мы – шка

Поду – шка ко – шка

Кату – шка ми – шка

Неваля – шка гармо – шка

С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

«Звук и буква Ш» предназначена для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы. Занятие проводится в игровой форме, охватывает работу с детьми по произношению, обучению грамоте и развитию связной речи.

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи: научить детей характеризовать звук [ш] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ш] с включением всех анализаторов; совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов; упражнять детей в деления слов на слоги; упражнять в составлении предложений;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, слуховое внимание; развивать дыхание, общую и артикуляционную моторику; развивать творческие способности; тренировать мелкую моторику руки, логическое мышление, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение выполнять игровые правила; учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование: зеркала, прищепки; кукла Маша; предметные и сюжетные картинки со звуком [ш];

Ход занятия 1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

  1. Артикуляционная гимнастика. - Сейчас я вам расскажу интересную историю. Жила-была на свете одна невоспитанная девочка. Приходила она к своему другу и обязательно что-нибудь случалось. Пришла девочка как-то чай попить из чашки (Выполняется упражнение «Чашечка) с вареньем (упражнение «Вкусное варенье») и пролила весь чай на стол и начала слизывать, как кошка (упражнение «Киска лакает»), но тут увидела, как зайка морковку копает лопатой (упражнение «Лопатка») и побежала к нему, а по пути перепрыгнула через забор (упражнение «Заборчик»). Устала, споткнулась и села, высунув язычок. (Упражнение « Уставший язычок») Отдохнула, огляделась по сторонам, видит ее друг Миша сидит и на дудочке играет (упражнение «Дудочка»). - Ребята, узнали нашу гостью с другом? (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь») Правильно, к нам сегодня пришла в гости Маша. Появляется кукла Маша. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет воспитанной и доброй. Поможем ей в этом?
  2. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам. - Какие звуки повторяются в словах Маша и Миша? - Верно, это звук [Ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем. - Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? - Губы выдвигаются вперед. Они похожи на трубочку? - Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх) — Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш]. — А какой воздух - теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук шшшш. - Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.
  3. Характеристика по акустическим признакам. - А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? - В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали. - Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный? - Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]? - Глухой. - А звук [ш] твердый или мягкий? - Да, верно звук [ш] - это твердый, глухой, согласный звук. Еще у этого звука есть особенность — он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
  4. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах. - Ребята, Маша шла к нам на занятие издалека. Она шла через лес и прислушивалась. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Маша насторожилась). Шта-што-шту-шты! (испугалась.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Маша успокоилась. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) Давайте разберем это слово по звукам - ШШШУМ. Какой первый звук в слове «шум»? - ШУУУМ. Какой второй звук в слове шум? - ШУМММ. Какой третий звук в слове шум? - Назовите все звуки по порядку. - Назовите гласный звук. - Назовите согласные звуки. Дети выкладывают звуковую схему слова из цветных прищепок.
  5. Автоматизация звука [ш] в словах. (Выставляются картинки). Вышла Маша из леса и увидела, что на опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Маша увидела … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидела Маша на дереве? (Кукушку).
  6. Практическое усвоение приставочных глаголов. - Вот что рассказывает Маша о том, как она к нам шла, а вы ей помогайте. Игра «Добавь словечко». Логопед говорит от имени Маши, а дети помогают вести рассказ. - Я по лесу шла и волнушку… (нашла). Дальше я в лес… (пошла), в чащу леса … (зашла) и к избушке … (подошла), потом в избушку … (зашла), ничего там не … (нашла), дальше … (пошла). К дереву я … (подошла), там я сладкий мед … (нашла). По дорожке … (пошла) и к вам на занятие … (пришла).
  7. Деление слов на слоги. Игра: «Разложи картинки» - А когда Маша шла по дороге, то увидела 3 домика. На доске — три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). У детей на столе лежат картинки. Дети должны прикрепить прищепками свои картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.
  8. Физминутка (проводится на ковре). Встаньте дружно, потянитесь! Пошагайте, покрутитесь. Руки вправо, руки влево, А потом присядьте смело. Снова встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь приготовьте свои ручки. Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать. (дети проговаривают стихотворение про ручки, покусывая при этом кончики пальцев прищепками)
  9. Произношение звука в стихотворении. Ребята, Маша предлагает выучить стихотворение про ее друга Мишку. Шишки у Мишки Бросил палку сверху Мишка. - Падай в шапку с елки, шишка! Шишка — шлеп по голове. Стало шишек сразу две.
  10. Развитие звукового анализа и синтеза. - Ребята, вспомните, какие слова вы услышали в стихотворении. - Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа - звук [ш] слышится в начале слова, вторая - звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове.
  11. Знакомство с буквой Ш: на что похожа буква Ш. Посмотри на букву Ш- Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. Обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из прищепок.
  12. Итог занятия. - Давайте вспомним, о какой звуке мы сегодня говорили? Правильно, звук [ш]. - Какой это звук? (это твердый, глухой, согласный звук) - Чем мы еще занимались на занятии? - Понравилось ли вам занятие? - Маше тоже очень понравилось занятие. Теперь Маша больше не будет хулиганить, а пойдёт в школу также как и вы.

Логопедическое занятие. Тема: звук и буква «Ш».

Цели :

Развивать фонематический слух

Автоматизировать звук [Ш] в словах , слогах, тексте

Умение находить места звука в слове

Закреплять произношение звуков в словах

Обучать словоизменению

Закреплять навык звукобуквенного и звукослогового анализа слов

Знакомство с буквой Ш

Развитие мелкой моторики (учить сопровождать речь с движением рук)

Развивать внимание, мышление, память

Расширять словарный запас

Объяснение правописания имен собственных

Оборудование :

Картинки со звуком [Ш] , конверты с индивидуальными карточками, фонарики, схемы, фигурки персонажей мультфильма "Маша и Медведь", блокнот, карандаш, трафареты с изображением ёжика, "слоговой домик "

Ход занятия:

1. Оргмомент-назови первый звук в имени .

2. Игра на внимание «Четвертый лишний» .

Выставляются четыре картинки, из которых "лишняя" со звуком [Ш] , который находится в разных позициях ("шина", "машина", "ковш")

Логопед : «Ребята, какой звук слышим чаще всего в названиях этих картинок?»

Предполагаемый ответ : «Звук «ш»

3. Логопед : "Ребята, давайте потренируемся произносить звук [Ш] правильно . Возьмите, пожалуйста, свои зеркала".

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик» , «Трубочка» , «Окошко» , «Лопатка» , «Качели» , «Чашечка» , «Вкусное варенье»

Чтобы звук красивым вышел ,

Шире язычок и выше.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик» .

4. Характеристика звука .

[Ш]-согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.

Завели машину - Ш-Ш-Ш!

Накачали шину – Ш-Ш-Ш!

Улыбнулись веселей

И поехали скорей!

Дети имитируют движение машины и отправляются в гости к героям сказки.

5. Задание по автоматизации звука

Логопед : «Ой, беда, ребята! По дороге бежит ёжик без иголок. Он, наверное, заболел. Поможем ёжику? Он нам покажет путь к нашим героям».

(дети на шаблоне рисуют ёжику иголки, произнося звук [Ш] )

6. Воспроизведение слоговых рядов :

А) ша-шо-шу

Б) аш-ош-уш-ыш

Ёш-аш-ош-уш

В)аша-оша-иша

Аши-еши-иши

Г) шма-шмо-шму

Шло-шла-шли

Чистоговорка :

Ши-ши-ши – притихли малыши.

Шо-шо-шо – нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу – я сижу и не шуршу.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

7. Задание : выделение заданного звука на слух (фонарики) .

Появляются сказочные герои, Маша и Медведь.

Маша : «Ребята, вы меня звали?»

Логопед : «Ребята знакомятся со звуком [Ш] . Хотите помочь нам?»

Дети выделяют звук [Ш] с помощью фонариков в :

А) в слогах

Б) в словах

В) в стихотворении

Мы у мышки были,

Чай из чашек пили,

Кушали ватрушки,

Лепешки да пышки.

Мышка играла

На губной гармошке,

От души плясала,

Весело ей стало.

Логопед : «Мишутка учится говорить, правильно звуки произносить . Место звука в слове искать и четко его называть».

8. Игра «Найди звук в слове » - с логопедом на фланелеграфе вывешивают картинки.

9. Звуковой анализ слов («Маша» и «Миша» )

10. Игра «Я-ты-он-они-мы» : (изменение слов по образцу) .

А) Я мешаю и ты мешаешь, он мешает и она мешает, они мешают и мы мешаем.

Я шью и ты…

Я штопаю и ты…

Я пишу и ты…

Я спешу и ты…

Б)Я штопаю штанишки плюшевому мишке.

11. Игра «Подели слова на слоги»

Логопед : «надоело мишке спать в берлоге, делит он слова на слоги» .

Мыши, мышь, шуба, шапка, машина, лягушка…

Логопед : «Ребята, откройте конвертики, возьмите картинку. Это подарок Маше и Мише». (дети см. вывешивают картинки в " звуковой домик ")

На поляне дом стоит,

Ну, а в домик путь закрыт.

Я ворота открываю,

В гости в домик приглашаю,

Слова по слогам скажи

И в ворота поспеши.

12. Физкультминутка «Мишка шел, шел, шел…»

13. Знакомство с буквой .

a) Логопед : «Чем отличается звук от буквы

b) Показ буквы

c) Название буквы и звука .

d) Объяснение правописания имен собственных

14. Дети печатают букву , слоги, слова (Маша, Миша)

15. Пальчиковая гимнастика

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора.

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

16. Итог занятия

Маша :

«Ох, спасибо, ребятишки!

Угощу вас всех коврижкой!»

Миша :

«Ох, спасибо вам, детишки!

Угощу всех вкусной шишкой!»

МАДОУ «Детский сад №6» г.Черняховск Калининградская обл.

Воспитатель Сомкина Марина Васильевна

Конспект занятия по подготовке к обученнию грамоте в подготовительной группе

Тема: звук [ш] , буква Ш.

Цель: Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова Шуша. Познакомить с буквой Ш . Развивать слуховое внимание, память, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: символы звуков «А», «О», «У», «И», «Ш», цветные магниты, «Волшебный мешочек»; магнитные буквы: Ш, У, А …Игрушка: мышка Шуша. Предметы: со звуком «Ш» и без него; фишки для звукового анализа, звуковые линейки; «Игры для Тигры».

Ход занятия

    Орг.момент:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно

долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете, кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (Мышка)

Воспитатель достает мышонка.

Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями, он вам что-то подарит.

Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

Верно, это звук [ш].

Ребята, наш гость Шуша - шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шу – шу – шу. “Кошка!!!”, – пищит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

Ребята, как шуршал Шуша?

Верно, все вместе произнесем: шу – шу – шу.

Назовите первый звук?

Давайте произнесем его.

Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

Правильно, звук [ш] согласный.

А звук [ш] твердый или мягкий?

У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).

В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный и ВСЕГДА твердый).

Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).

Д/и «Есть или нет».

Мышонок принёс с собой разные предметы, но не знает есть в их названии звук «Ш» или нет? Если в названии предмета есть звук Ш вы «пошипите», если нет, то вы молчите.(Достаю по 1 предмету и дети определяют наличие звука в словах).

Мышонок приготовил для вас интересную игру: «Где спрятался звук?» - «Игры для Тигры» - определение звука «ш» в начале, середине или конце слова.

Динамическая пауза с мышонком.

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышонок прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Почитаем, поиграем

Нужно прочесть слог и добавить до слова

ША …(шапка, шахматы…)

ШУ….(шуба, шутка…)

ШО…(шорты, шов…)

ШИ …(шипы, шина…) Пишем И, а слышим Ы. Буква Ш не любит, чтобы после неё стояла буква Ы (пропедевтическая работа).

«Зажигаем огоньки»

Мышонок Шуша приготовил для вас последнее задание. Он принес разноцветные огоньки (синие, красные, зеленые).

Звуковой анализ слова (Шуша). Откройте столько окошек, сколько звуков в слове Шуша.

Назовите первый звук (Какой огонёк мы зажжём? Почему?...

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Подарит вам картинки, в которых вы найдёте любимую букву мышонка Шуши (Ш).