Занятие семейные ценности для дошкольников. Социальный тренинг-ролевая игра "моя семья". Студент читает стихотворение

КГУ «Детский дом №8 семейного типа»
Конкурс «Лучший конспект по семейному воспитанию»

Ситуационный практикум
Воспитатель Сарымова М.С.

«Думайте сами, решайте сами...»
Решение проблем взаимоотношений в семье

Форма проведения: Ситуационный практикум
Аудитория: Воспитанники 9-11 классов
Продолжительность: 40-45 минут
Виды технологии: Работа в группе, мозговой штурм, ситуации, ролевая игра, рефлексия.
Оборудование: плакаты с пословицами, стикеры, вырезанные из бумаги разноцветные фигуры людей, фломастеры, карточки с ситуациями, лист ватмана с рисунком дома.
Оформление: Шары, плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой, «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В.Сухомлинский.

Старшеклассники стремятся ощутить себя взрослыми, быстрее погрузиться в мир серьезных людей и серьезных дел. Им вполне можно предоставить такую возможность: пусть сегодня юноши и девушки примерят на себя новые социальные роли и продемонстрируют свое умение принимать решения в трудных семейных ситуациях.

Цель:
Формирование убеждения о важности роли семьи в жизни человека.

Задачи:
развить толерантное отношение к членам своей семьи и людям в целом;
обучить подростков выходу из проблемных ситуаций с учетом мнений всех членов группы (семьи);
тренировать коммуникативные навыки при работе в группе.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле?
Введение в тему
Воспитатель. Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
На уроках обществознания вы уже обращались к темам «Семья», «Социальные роли», так что материал нашего сегодняшнего практикума вам отчасти знаком.

Для начала я хочу вас попросить перечислить ассоциации к слову «Семья».
Дети называют свои ассоциации.
Теперь давайте вспомним, что такое социальная роль? От чего она зависит?
Дети отвечают.
В своей семье мы все играем разные роли. Попробуйте их назвать.
Дети перечисляют возможные роли: сын, дочь, брат, сестра, внук, племянница, бабушка, дедушка и т.д.
А в чем каждая из этих ролей проявляется?
Ребята отвечают, ответы обсуждаются, дополняются.

Новые роли
Воспитатель. Я предлагаю вам примерить на себя другие семейные роли, которые вас ждут в будущем. Для этого мы смоделируем семьи, где у каждого из вас будет возможность почувствовать себя в новом образе.

С чего начинается семья? С того, что два человека находят друг друга. Доверим эту встречу случаю, то есть жребию.

Проводится жеребьевка, в результате которой образуются пары (они будут изображать несколько семей – мужей и жен). Остальные участники станут их родственниками.

Итак, когда встреча состоялась, следующий шаг – свадьба. Я предлагаю оставшимся без пары учащимся пойти на свадьбу к любой понравившейся паре. На свадьбу приходят гости – близкие жениха и невесты, которые в нашем случае превращаются в родственников молодых. Таким образом, у нас появилось несколько семей, где есть мама, папа и другие родственники.

Знакомство
Всем участникам раздаются стикеры. В течение пяти минут ребята должны подумать и написать, какую социальную роль каждый из них играет в этой семье. Еще им необходимо продумать свой игровой возраст, профессию и род занятий, интересы, а также где живет вся семья, в каких жилищных и экономических условиях, к чему стремится. После того как участники подготовятся, происходит знакомство: каждая семья представляется и рассказывает о себе своим соседям – другим семьям.

Есть проблема
Воспитатель. Теперь, когда мы познакомились с соседями, начинается семейная жизнь, в которой, кроме радости и покоя, случаются и всякие сложности. Сейчас каждая семья должна будет решить свою семейную проблему. Вы получите карточки – на каждой из них описана некая ситуация. Ваша задача – за три минуты найти способ решения данной проблемы и аргументированно его обосновать. Соседи, проникнувшись бедами друг друга, могут задавать вопросы.

Проблемные ситуации:

Один из членов вашей семьи стал активным участником секты. Из дома стали пропадать вещи. Этот человек редко бывает дома. Ваши действия?

Подружка вашего сына, ученица 10-го класса, курит. Ваши действия?

Ваш ребенок страдает от безответной любви. Он плохо ест, мало спит, стал хуже учиться. Ваши действия?

Один из членов вашей семьи решил заключить «неравный» брак. Вы против этого союза. Ваши действия?

Вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики. Ваши действия?

Получив задания, участники обсуждают его в группах, а затем рассказывают всем о принятом решении. Дети из других групп задают вопросы. Воспитатель также может задавать провокационные вопросы, усложняющие принятие решения. Возможны элементы разыгрывания семейного спора по ролям.

Рефлексия

Воспитатель. Только что мы с вами увидели, как трудно в жизни иногда принимать решения в сложных ситуациях. Никто из нас не вправе оценивать правильность или ошибочность того или иного решения, с одной стороны, и каждый должен стремиться к поиску компромисса со всеми членами семьи – с другой. Надеюсь, наше сегодняшнее занятие в будущем поможет вам в этом.
Сейчас я попрошу вас написать на бумажных фигурках людей одно предложение о том, что для вас семья. Это предложение будет начинаться следующими словами: Я понял, что семья...
Ребята пишут. Фразы зачитываются вслух и закрепляются на листе ватмана (на доске), где нарисован дом. Таким образом все «жители» располагаются под одной крышей, символизируя дружную и крепкую семью.

Изученная и использованная литература:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. Klassnye-chasy.ru
3. Klruk.uroki.org.ua/course4.html
4. Openclass.ru
5. nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovod.
6. Басманова, Е. Г., Бирюкова, А. А. «Наша дружная семья»: классный час в начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
7. Батырева, А. Думайте сами, решайте сами. Проблемы взаимоотношений в семье: Сценарий классного часа // Классное руководство – Первое сентября. – 2009. – № 7.
8. Кузьмина, Е. И., Титова, Т. В. «Моя семья - моё богатство» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Вера Пчелина
Конспект занятия по семейному воспитанию в разновозрастной группе Центра Ппмс

Цель : воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.

Задачи :

Образовательные : раскрыть понятия «семья» , «семейные ценности » .

Развивающие : расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе , развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные : воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе , ценностное отношение к себе и окружающим.

Ход занятия:

Здравствуйте, гости. Здравствуйте, ребята. Ребята, подойдите, пожалуйста к столу. Посмотрите, на столе лежат предметные картинки, отображающие разное настроение . Выберите одну из них, которая соответствует вашему настроению и прикрепите ее на доску.

Воспитатель : Посмотрите, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой, вот, пожалуйста, полюбуйтесь.

Медвежонок : «Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?

Ответ детей : Да.

Медвежонок : Я Мишутка. Я принес фотографию своей семьи (показывает) .

Догадались, из какой я сказки?

Ответ детей : Из русской народной «Три медведя»

Медвежонок : А как зовут мою маму, кто знает?

Ответ детей : Настасья Петровна

Медвежонок : А как зовут моего папу?

Ответ детей : Михайло Потапович.

Медвежонок : Наша семья небольшая : нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они мои родители. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. Ребята, а вы знаете, что такое семья?

Воспитатель : Как вы думаете, что же означает слово «семья» по-вашему?

Ответ детей :

Воспитатель : Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку.

Воспитатель : Откуда же произошло слово «семья» ?

Слово «семья» – делится на два слова : «семь» и «я» . «Семья» - это семеро как я .? В старые времена говорили, семеро по лавкам , это означало что семья большая. Таких семей было очень много .

Воспитатель : Ребята, давайте немного попутешествуем. Мы побываем в прошлом, настоящем, и в будущем.

Сначала попробуем разобраться : то, что прошло - это (прошлое, а то, что только ещё будет - это (будущее, а то, что есть - это (настоящее) .

Мы можем отправиться в доброе прошлое, если шепотом скажем волшебные слова : «Раз, два, три глазки сомкни, в прошлое попади!»

Вот мы и попали в прошлое, это как раз в то время, когда вы только родились и были малышами. Вот у меня в руках подарок из прошлого, что же это?

Дети : погремушка.

Воспитатель : В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.

Проводиться игра «Скажи ласково» .

У кого в руках погремушка, тот и говорит. Я говорю слово, а вы говорите это же слово, только ласково.

Дочь- дочка, доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек, сынулька

Папа – папочка, папуля

Дед – дедушка, дедуля

Баба – бабушка, бабулечка

Мама - мамочка, мамуля

Сестра – сестренка, сестричка

Брат –братишка, братик

Воспитатель : Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пришло время отправиться дальше, садитесь и закройте глаза и скажем вместе, тихонько, волшебные слова : «Раз, два, три, повернись, в настоящее вернись» .

(Воспитатель подходит к детям ) . Игровое упражнение «Зеркало»

Воспитатель : У настоящего тоже есть подарок, открываем глазки, посмотрите, кого вы там увидели?

Дети : – Себя!

Воспитатель : – Правильно! Каждый увидел сам себя. Но каждый из вас неповторим. Ведь мы бываем разные , улыбнитесь себе!

А еще мы умеем сердиться, бывает, мы грустим, или радуемся (дети показывают мимикой разные эмоциональные состояния).

Продолжаем наше путешествие отправимся в будущее.

Давайте сядем по удобнее. Скажем волшебные слова : «Раз, два, три, улыбнись будущее появись!» (говорят хором, вместе с воспитателем ) .

Перед детьми на столе лежат бумажные усики, приклеенные на шпажку. Вы вырастите, выберете себе профессию, вот кем бы вы хотели стать, когда вырастите, Богдан, Артем?

Ответы детей :

С помощью волшебных слов вернемся в настоящее

«Раз, два, три не вертись в настоящее вернись!»

Предлагаю поиграть в игру «Что сначала, что потом»

Посмотрите, здесь картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведем порядок, расставим картинки по порядку, как взрослеет человек.

Дети расставляют картинки на мольбертах : «От девочки до бабушки (старушки) », «От мальчика до дедушки (старичка) ».

Воспитатель : Кто здесь самый маленький? Кто взрослый? Кто самый старший? (ответы детей)

Физкультминутка :

«Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире? повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять хлопки в ладоши

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! загибают поочередно пальцы на руке

Все пальчики собрались вместе в кулачки.

Воспитатель : Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные ? Чем они отличаются? (Ответы детей)

(воспитатель работает на макете , показывая разные семьи )

Однако, семья может быть и маленькой : например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то и это хорошая, настоящая семья.

Сейчас я вам прочту отрывок из сказки Василия Александровича Сухомлинского «Лепесток и цветочек» .

«Лепесток и Цветок»

Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья.

Ты кто? – спрашивает Муравей.

Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.

Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Воспитатель :

Скажите, ребята, почему погиб лепесток?

В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками, человек счастлив по-настоящему.

Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй ? Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое объединяет : мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения, любимые занятия и даже семейные традиции .

А теперь составьте из картинок свою будущую семью.

(Детям раздаю картинки с изображением портретов мамы, папы, дедушки, бабушки, сестренок, и братишек.)

После составления ребенок рассказывает о своей работе.

В конце занятия повторяется выбор предметной картинки на определение настроения и самооценку работы детей.

Публикации по теме:

Консультация по семейному воспитанию «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка» Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых.

Конспект занятия «Сказка о разноцветной звезде» с воспитанниками социального центра от 7 до 14 лет Цель: Воспитывать театрально-игровую деятельность. Задачи: Формировать коммуникативные навыки. Развивать способность к сочувствию и сопереживанию.

Конспект открытого занятия «Моя будущая семья» с воспитанниками центра психолого-педагогической реабилитации Конспект занятия «Моя будущая семья» Цель: осознание воспитанниками установок на будущую семейную жизнь. Задачи: Образовательные: Формирования.

Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе «Народная культура и традиции» Тема недели: Народная культура и традиции. Цели: Средняя группа: учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги; Старшая группа:.

Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе «Наш дом» в старшей и подготовительной к школе группе Тема недели: "Наш дом" ОБЖ Цели: Старшая группа: Закрепить умение ориентироваться относительно себя, другого лица. Подготовительная группа:.

Елена Ниткина
Занятие по семейному воспитанию

Занятие по семейному воспитанию

Тема: «Моя семья»

Цель . Формирование чувства принадлежности к своей семье; творческое самовыражение.

Задачи: продолжать формировать позитивную картину мира и понятия «семья». Осознание роли семьи.

Ход занятия:

Приветствие.

Воспитанники произносят слово «привет» с разной интонацией. Если кто - то затрудняется выбрать определенную интонацию, то ее называет педагог. Надо следить за тем, чтобы последняя интонация была положительной.

Педагог: «Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами говорили о том, для чего человеку нужна его семья, и сегодня я хочу предложить вам продолжить эту тему. Давайте сыграем с вами в игру».

Игра «Верно – неверно!»:

Педагог: «Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.

– Семья – это все мои друзья и знакомые.

– Семья – это я.

– Мои родители могут быть младше меня.

– Бабушка – это мама моей мамы.

– Дедушка – это папа моего папы.

– Семья – это люди, которые любят друг друга.

– Бабушка и дедушка – это мои родители.

– Я – дочь мамы и папы.

– Всем людям нужна семья.

Педагог: «Сегодня мы и будем рисовать свою семью». Дети рисуют три рисунка: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев». Во время рисования можно включить спокойную музыку. После того как рисунки будут готовы, дети рассказывают о них.

Беседа «Что значит любить родителей?»:

Почему важно в семье любить друг друга?

Как выразить свою любовь к родителям?

Как научиться не огорчать близких?

Как вести себя, когда провинился?

Как научиться понимать настроение родителей?

Как повысить настроение папе, маме?

Как помочь маме вести домашнее хозяйство?

Какие семейные праздники сплотят семью?

Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?

Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?

Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?

Итог занятия.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию Конспект занятия " Православная культура Урала (Невьянская иконопись) в живописи, литературе и музыке". Цель актуальная: формировать представление.

Ткрытое комплексно-тематическое занятие по патриотическому воспитанию. Составил: воспитатель подготовительной группы Труш Ю. С. Цель: Приобщить.

Открытое занятие на тему: "МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ". Выполнила и провела воспитатель средней группы «Б» Фатиева Инга Васильевна. Цель: освоение.

Занятие по музыкальному воспитанию «Путешествие с Домисолькой» Занятие по музыкальному воспитанию Тема: «Путешествие с Домисолькой» (старшая группа) Вид занятия: тематическое, фронтальное Программное.

Занятие по нравственному воспитанию «В мире добра» Занятие по нравственному воспитанию «В мире добра» Цель: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при общении с людьми.

Занятие по патриотическому воспитанию в комбинированной группе Занятие по патриотическому воспитанию в комбинированной группе Заседание тур фирмы «Нижегородские звезды» Дети и воспитатель сидят за.

Занятие по правовому воспитанию «Путешествие Колобка» Тема занятия: Ознакомление с окружающим. Права ребенка. Цель: - Формировать знания у детей об их правах. На примере знакомой сказки «Колобок».

Занятие по сенсорному воспитанию «Кошечка» ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: А. Учить группировать предметы по форме. Б. Учить выполнять действия с предметами. В. Учить детей плотно прикладывать.

Конспект занятия "Распределение обязанностей в семье" (возраст 14-16 лет)

Зарипова Файруза Амировна, воспитатель
Место работы: ГУ Республики Коми "Детский дом №4" г.Усинска
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи, является едва ли не самой заветной мечтой. Поэтому подготовка воспитанников к созданию семьи и семейной жизни - это одно из главных направлений в работе воспитателя детского дома. На занятиях, во время индивидуальных бесед воспитанники знакомятся с историческими традициям семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Вот одно из таких занятий, посвященное семейным отношениям.
Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
научить правильно, распределять обязанности в семье;
помочь сформировать правильное отношение к семье;
воспитание у воспитанников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
формирование духовных и нравственных качеств личности;
воспитание любви и уважения к семье.
Виды деятельности : беседа – диалог, игра.
Инновационные технологии: использование ИКТ на мероприятии (презентация), личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход мероприятия.
Вступительное слово воспитателя:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем цикл занятий, посвящённых семье. Несколько лет назад ученые в ходе большого исследования подросткам задали вопрос: что для вас самое ценное. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Да, именно в семье люди заботятся друг о друге, делят радости и печали. Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения. Сегодня мы поговорим об обязанностях супругов в семье.
Послушайте, пожалуйста, притчу, которая так и называется «Распределение обязанностей».
(слайд 1)
(дети слушают притчу, обсуждение по содержанию)
-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?
(ответы детей)
Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?
Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему.
Семья МЫ - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.
(ответы детей)
Семья Я+Я - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...
(слайд 3)
Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)
(слайд 4)
Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.
При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.
(слайд 5)
Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?
(слайд 6)
(ответы детей)
Воспитатель: А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.
А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор.
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».
3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.
4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.
(слайд 7)
(дети объясняют свой выбор)
Воспитатель: наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как-бы "автоматически" и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.
(слайд 8)
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Я буду…».
(Для этой игры нужны несколько маленьких листочков бумаги с написанными на них обязанностями. Каждый кусочек бумаги свернут так, чтобы написанное не было заметно ни для кого. Дети должны по очереди брать с подноса и разворачивать кусочки бумаги, читая на нем, какая участь им уготована. При этом каждое разворачивание бумаги сопровождайте словами: «Я буду…», - а то, что написано, станет продолжением фразы. Обязанности могут быть следующими: мыть посуду, выносить мусор, зарабатывать деньги и т.д.)
(игра, обобщение по результатам игры)
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось? Я тоже надеюсь, что ваша семья будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание и взаимодействие. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

«Конспект открытого занятия «СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ» Подготовила: Социальный педагог Конина Людмила...»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Томский политехнический техникум»

(ОГБОУ СПО "ТПТ")

Конспект открытого занятия

«СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ»

Подготовила:

Социальный педагог

Конина Людмила Петровна

Цель: Формирование позитивного образа семьи, воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям.

Задачи:

1. Расширить знания молодых людей о семье.

2. Развить представление о родственных узах, связи поколений

3. Убедить студентов в необходимости брать на себя ответственность за семью, проявлять заботливое и внимательное отношение к родным и близким людям.

Оборудование: слайдовая презентация, буклеты о семье, музыкальный фон, оформление мероприятия (разноцветные шары, иллюстрации, фотографии семьи, высказывания о семье и семейных традициях)

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Вступительное слово. Озвучивание темы и цели занятия.

Тема: Семья. Семейные ценности и традиции.

Цель: формирование позитивного образа семьи, воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям.

2. Основная часть.



Студент читает стихотворение:

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, радость моя?

И Ева все также ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я» - тихо молвила Ева – Я, я… Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась семья!

Понятие «Семья» довольно многогранно, его четкое научное определение затруднено, но основным признаком семьи в любых значениях является наличие родственных отношений. Семейный, Гражданский, Жилищный кодексы и другие законодательные акты Российской Федерации по – разному трактуют круг лиц, составляющих семью.

Определение понятия «семья» зависит от контекста того смысла, в котором употребляется термин «семья».

Предлагаю вам познакомиться с определением данного понятия:

Слайд №2 *«Семья – общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». (Ф. Адлер, психолог) *«Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» (Энтони Гидденс, анг. социолог) *«Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»

(Социологический словарь. Харчев А.Р. Брак и семья в СССР. М. Мысль, 1979г.) Функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, социальностатусная, образовательно-воспитательная, психотерапевтическая, духовнодосуговая.

Краткие сведения о семье: Учёные считают, что семья возникла примерно три тысячи лет назад. Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (Seima) – от слова Земля, т.е., восходит от значения территориальной общности. В древнерусском и древнеславянских языках слово «семья» означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно).

Например, во Франции понятие «семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь одним замком», а русская земская статистика определяла семью по числу едоков, исходя из того, что по представлению крестьян, в понятие «семья входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка».

До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья (главный в доме - мужчина, все ему подчиняются). В послевоенные годы стала доминировать детоцентристская семья, в которой главное – благополучие детей, сохранение брака ради детей. Примерно, с 60-х годов 20 века возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака, т.е., произошел переход от брака по расчету к браку по любви. Это, конечно, огромное достижение человечества, но такой брак наименее устойчив, резко увеличилось число разводов (несходство характеров), т.о., конец 20 века и начало 21 века внесли свои изменения в семейную жизнь многих россиян.

слайд №3 Игра: «Ассоциации». Предлагается поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, услышать задание и постараться назвать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Слайд №4 если семья – это постройка, то она… если семья – это цвет, то она… если семья – это музыка, то она… если семья – это геометрическая фигура, то она… если семья – это название фильма, то она… если семья – это настроение, то она… Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.

слайд №5 «Игра в семью». Выбирается 3 семьи из числа присутствующих студентов. Им выдается определенная семейная ситуация, которую необходимо разобрать, рассмотреть с разных сторон.

Полная семья. Мама, папа, ребенок. Ребенок имеет доверительные отношения с обоими родителями. Мама работает на высокооплачиваемой работе и обеспечивает всей семье достойный уровень жизни. Папа – творческая натура, пишет стихи, от случая к случаю получает небольшую оплату. Имея много свободного времени, занимается домашними делами и ребенком. Какая проблема может возникнуть в этой семье?

Неполная семья. Мама и ребенок – школьник. Папа исправно платит алименты, часто бывает в командировках, поздравляет на день рождения, но в воспитании не участвует. Маму кладут в больницу, ребенка оставить не с кем. Какое решение проблемы, на ваш взгляд, можно найти? Чья позиция вам ближе?

Полная семья (мама, папа, ребенок), которая живет с родителями мужа (работающие) в 5-комнатной квартире, где всем хватает места. Отношения уважительные, нейтральны, явных конфликтов нет. Семья с ребенком, решает жить отдельно и хочет снять квартиру. Родители мужа категорически против «Зачем тратить деньги, когда есть, где жить?». Действительно ли это «деньги на ветер?».

Обоснуйте свой ответ.

Обсуждение.

Существует словарь здоровых партнёрских отношений. Давайте обсудим его:

1. Сопереживание. Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.

2. Равенство. Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.

3. Энергетика. Обмен взаимными импульсами, похожими на электрический ток или магнит, который притягивает вас к друг другу и заставляет действовать в унисон.

4. Поддержка. Вдвоём вы способны на многое.

5. Умение принимать человека таким, какой он есть.

6. Компромисс. Умение уступать друг другу.

7. Признание. Уважение и благодарность.

8. Приспособляемость. Умение меняться, если того требуют обстоятельства.

9. Любовь. Нежная забота друг о друге.

10. Верность. Преданность друг другу, недопустимость измены.

11. Умение слушать. Прислушиваться друг к другу.

12. Юмор. Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.

13. Желание. Отношения необходимо поддерживать их неожиданными всплесками страстей.

14. Доверие. Это даёт чувство безопасности и уверенности.

15. Нежность. Чуткое отношение друг к другу.

16. Досуг. Всегда находить время для того, чтобы побыть вместе

Предлагаю выполнить самостоятельно работу: продолжить кратко определение понятия «СЕМЬЯ – это…» (на листочках).

Каждый называет, что такое «Семья» это, размещает листок на доске.

Стихотворение о семье:

Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы, и смех.

Семья – это то, что с тобой навсегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем!

–  –  –

Семейные ценности больше не укрепляются и не воспроизводятся современной цивилизацией с ее акцентом на отдельную личность, на стремление якобы «освободить»

личность от любых связей, которые «ограничивают» ее самореализацию, в том числе и от связей семейных. Современное общество размывает семейные ценности, подвергает их коррозии, ставя, в конечном счете, под угрозу свое собственное существование. И именно это фундаментальное противоречие индустриального общества, которое, с одной стороны, не может существовать без семьи, без воспроизводства населения, а с другой – не имеет имманентных механизмов реализации этой экзистенциальной потребности, определяет необходимость проведения семейной и демографической политики, направленной на повышение значимости семьи для молодёжи.

Сегодня самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях, всё большую роль играет культура – и социальная, и психологическая, и сексуальная. Современный брак - это удобное партнерство. Однако никак не следует отвергать и значение семьи как ячейки общества, как очень важного социального образования. Семья существовала, существует и будет существовать, но изменение её уклада, традиций, возрастание роли таких факторов, как культура общения, взаимопомощь, поддержка, опека зависят от демографической, экономической, политической, личностной составляющей каждого индивида?

Хочется сконцентрировать ваше внимание на том, что очень важно, кто будет с нами рядом, с кем мы создаем свою семью. Действительно ли выбранный нами партнер для создания крепкой ячейки общества – это наша поддержка и опора?

Притчи и легенды несут в себе вековую мудрость. Нам надо только увидеть ее.

Предлагаю Вам познакомиться с одной красивой притчей.

В далекие времена как-то раз влюбленные решили пожениться. Долго думали они, как закрепить свои отношения навечно, чтоб это было и красиво, и надежно. Как-то раз гуляя, они повстречали старого мудреца. И молодой человек решил спросить совета у него.

Мудрец посидел, закрыв глаза несколько минут, а потом обратился к молодой паре:

– Пусть каждый из вас соединит свои руки ладошками. Все пальцы должны касаться подушечками друг друга: большой большого, указательный указательного и т.д., кроме среднего Средние пальцы двух рук, согнув, соедините внешними сторонами.

А теперь смотрите: все пальцы держите сомкнутыми, только большие оторвите друг от друга. Это – наши родители. Они стареют и в какой-то момент покидают нас, но мы всегда помним о них.

Теперь опять соедините все пальцы попарно, а разомкните только указательные пальцы. Это наши братья и сестры. Они могут жениться и выходить замуж, дожив до старости, они тоже умирают, но мы всегда помним и любим их.

Соединив опять все пальцы, попробуйте оторвать друг от друга мизинцы. Это тоже легко получается. Это пальцы символизируют наших детей, которые тоже, в конце концов, отрываются от родительского гнезда и живут своей жизнью и отдельной семьей.

Только вот безымянные пальцы как бы мы не пытались оторвать друг от друга, ничего не получиться. Это наша связь с супругом, данным нам Судьбой.

Поэтому на эти пальцы наденьте по кольцу, чтоб всегда помнить об этой тесной и крепкой связи, всегда чувствовать поддержку друг друга и всегда быть верными друг другу.

Парень с девушкой, пораженные замыслом мудреца, пошли домой. Через какое-то время они поженились. На свадьбе они надели друг другу кольца на безымянные пальцы. С тех пор это стало традицией. А обручальное колечко на безымянном пальце всегда вам напомнит, что вас любят, ждут и чувствуют на любом расстоянии.

Пусть эта притча всегда будет с вами.

Слайд №8 Игра «Пирамида традиций»: передавая друг другу предмет необходимо назвать любую семейную традицию (связь поколений, семейный альбом, общий интерес (чтение книги, слушание музыки, работа в саду,….) Традиции, на которых держится счастливый семейный дом.

Что значит для меня моя семья?

Конечно - счастье и уют домашний, Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень - очень важных Во - первых, это главное - любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по - разному.

Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна Была всегда с тобою, а не где-то Четвертое - терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно.

Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень Шестое - уваженье. Только с ним Приобретешь успех, признанье общее Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным И наконец, седьмое - чистота Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...

Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.

Можно еще добавить определения: сотрудничество, дружба, труд, здоровье, красота, понимание, хорошее настроение и т.д.

«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Э.Золя) «Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся»

(А. Монтерлан) «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Толстой) «Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям» (Л. Толстой) «Каждая семья счастлива по-своему» (Л.Толстой)

Зачитывается стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хороша ваша семья!»

СЛАЙД №10

Итог: Вопросы для дальнейшего обсуждения:

Что значит для взрослого семья?

Что значит для ребенка семья?

Зачем человеку семья?

«Отраслевые научные и прикладные исследования: Науки о земле УДК 622.279 АНАЛИЗ ОСЛОЖНЕНИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТАДИИ И РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПОРОД-КОЛЛЕКТОРОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ––––––– ANALYSIS OF THE COMPLICATIONS AT USAGES GAS FIELDS ON TERMINATING STAGE AND DEVELOPMENT OF THE METHOD OF THE FORECASTING OF THE CONDITION OF THE SORTS-COLLECTOR ON BASE OF THE METHODS INTERDISCIPLINARY MODELING Березовский...»

«БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ КНИГ, ПОСТУПИВШИХ В БИБЛИОТЕКУ в июне – сентябре 2014 г. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО (02) 1. 025 Б 59 Библиотечно-библиографическая классификация: средние таблицы: практическое пособие, Вып. 6: 3 Ж/О Техника. Технические науки / гл. ред. Э. Р. Сукиасян. – М. : Пашков дом, 2013. – 784 с. Экземпляры: всего:1 обр(1) ВОЕННОЕ ДЕЛО (ББК 68) ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ 2. 68.5/7 Р 30 Рдултовские чтения 2012: материалы Третьей Всероссийской науч.-техн. конференции, 10-12 октября...»

«Наставление по Глобальной системе обработки данных и прогнозирования Том I - Глобальные аспекты Издание 2010 г. ВМО-№ 485 Наставление по Глобальной системе обработки данных и прогнозирования Том I (Дополнение IV к Техническому регламенту ВМО) Глобальные аспекты ВMO-№ 485 Издание 2010 г. Обновлено в 2013 г. Примечание по единицам измерения атмосферного давления С целью приведения тома I Наставления по Глобальной системе обработки данных и прогнозирования в соответствие с решением ИС-XXXII начать...»

«В.В. ДРОБЫШЕВА, Б.И. ГЕРАСИМОВ ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА Издательство ТГТУ Министерство образования и науки Российской Федерации Тамбовский государственный технический университет В.В. Дробышева, Б.И. Герасимов ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА Тамбов Издательство ТГТУ ББК 65.050.2+65.9(2Р-4Т) Д75 Рецензенты: Доктор экономических наук, профессор Н.И. Куликов, Доктор экономических наук, профессор В.Д. Жариков Дробышева В.В., Герасимов Б.И. Д75...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.