Тест на тему: «Деепричастный оборот. Тест деепричастие и деепричастный оборот методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему Тест по русскому тема деепричастие

Тест по теме « Деепричастие»

1 .Укажите слово, называющее добавочное действие и показывающее, каким образом совершается действие основного глагола – сказуемого.

Потоптавшись на лужайке, коровы понуро уходят на пастбище.

1.Потоптавшись

3.На пастбище.

2.Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

1.Признаки глагола.

2.Признаки прилагательного.

3. Признаки наречия.

3.Какими грамматическими признаками обладает деепричастие?

1.Вид, возвратность, неизменяемость.

2.Вид,возвратность, лицо, число.

4. Что называется деепричастным оборотом?

1.Деепричастие с глаголом, который оно поясняет.

2.Деепричастие с зависимыми от него словами.

5.В каком предложении есть деепричастный оборот?

1.Он смутился и сел, краснея, как девушка.

2. Опираясь на гранит, он стоял и смотрел на тяжёлые волны реки.

6. Укажите первое и последнее слово деепричастного оборота.

Мальчик шёл, отыскивая знакомую торговку, мимо корзин, кишевших прозрачными светло-зелёными раками.

1.Отыскивая….торговку.

2.Шёл….отыскивая.

3.Кишевших….раками.

7.Какой морфологической характеристике соответствует приведённое в предложении

деепричастие?

И, преклоняясь к лавровому кусту, дышала роза молодая.

1.Совершенный вид, возвратное, неизменяемое, зависящее от глагола дышала ,выполняющее роль обстоятельства образа действия в составе деепричастного

2.Несовершенный вид, возвратное, неизменяемое слово, зависящее от глагола дышала ,

выполняющее роль обстоятельства времени.

8.Как пишется не с деепричастиями?

1.Согласно правилам употребления не с наречиями, так как это неизменяемые слова.

2.Согласно правилам употребления не с глаголами – отдельно, так как это особая форма

9. Укажите слитно пишущееся деепричастие с не.

1.(Не)вернувшись.

2.(Не)играя.

3.(Не)годуя.

10. Как пишутся деепричастия с не в пословицах?

1.(Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2.(Не)положа, не ищут.

3.(Не)учась и лаптя не сплетёшь.

А). Слитно

Б). Раздельно.

ОТВЕТЫ

1 - 1; 2 – 1,3; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 2; 6 – 2; 7 – 1; 8 – 2; 9 – 3; 10 – 1Б,2Б,3Б

Вьются над цветущими ивами, / собирая золотую пыльцу/, вылетевшие из улья пчёлы.

Деепричастный оборот выступает в роли одного члена предложения – обстоятельства и отвечает на вопросы: что делая? что сделав? (когда? как? каким образом? с какой целью? почему?). Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. / Судя по его тону/, я подумал, что он и вправду раздражен моей неуклюжестью.

В предложении деепричастный оборот (а также и одиночное деепричастие) выделяется с обеих сторон запятыми независимо от места в предложении. И дым, /ленивою куделью сливаясь с светлой полосой/, синеет, тает.

Помните! 1. В составе фразеологизмов деепричастия на письме запятыми не выделяются: Мать слушала его затаив дыхание.

2. Деепричастные обороты не следует смешивать с обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами благодаря, несмотря на, невзирая, включая, исключая, образованными от деепричастий, которые обособляются, как правило, но не всегда.

3. Одиночные деепричастия не следует смешивать с образованными от них наречиями стоя, лёжа, молча, не спеша, шутя, не шутя, играючи, припеваючи которые не выделяются запятыми.

Тренировочный тест №1 по теме: «Деепричастный оборот».

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот.

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов. (А. Алексин) 2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. (А. Иванов) 3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк. (Э. Казакевич) 4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть. (В. Катаев)

2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота.

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего. (И. Чесноков) 2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. (И. Бунин) 3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег. (Л. Князев) 4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор. (М. Алексеев).

3. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены).

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (А. Иванов) 2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Г. Адамов) 3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (В. Беляев) 4) Метелица миновав два переулка сверну в третий. (А. Фадеев)

4. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошел на Шатрова. (А. Иванов) 2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого ни глядя. (А. Фадеев) 3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя. (Б. Савинков) 4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу. (И. Чесноков)

5. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены)?

1) Одинокие кочки покрытые мягким мхом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болота. (А. Куприн) 2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу. (В. Курочкин3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика. (А. Грин) 4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы. (К. Воробьёв)

6. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены).

1) В двенадцать часов следуя жесткому расписанию Дмитрий Алексеевич шёл на прогулку. (В. Дудинцев) 2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу схватившись за верхний край забора одним махом перескочил его. (В. Дудинцев) 3) Через минуту генерал решительным мягким шагом держа руку в кармане прошёл через курилку к выходу. (В. Дудинцев) 4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и поднявшись на третий этаж нашёл столовую. (Ю. Шаньков)

7. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены).

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжёлое кресло выбрался из-за стола. (А. Бек) 2) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту. (А. Фадеев) 3) Сергей постояв ещё минуту медленно направился к груде угля и аккуратно подстелив полу шинели сел на большой кусок антрацита. (К. Воробьёв) 4) Очутившись наверху красноармеец отошёл в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину. (К. Воробьёв)

8. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым.

1) Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (М. Булгаков) 2) От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (А. Беляев) 3) Молодые солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Э. Казакевич) 4) Позавтракав, папа ложился поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (А. Бруштейн)

9. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1) Павел Антонович все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына… (И. Бунин) 2) Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьём на смолкший голос. (В. Шишков) 3) Девочки прислушивались к тишине ночного леса, и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать, боязливо натягивали на себя одеяла. (.Рыбаков) 4) У перекрёстков он (пудель) останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (А. Куприн)

1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени, столетних маслин. (А. Куприн) 2) По утрам, наколов дров, и наведя чистоту во дворе, Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку. (В. Дудинцев) 3) Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (В. Дудинцев) 4) Зыбин вошёл, и, не спрашивая разрешения, снял трубку. (Ю. Домбровский)

Тренировочный тест №2 по теме: «Деепричастный оборот» (А 4)

1 вариант.

1. Выбирая стиль одежды,

1) это занимает много времени. 2) руководствуйтесь определенными правилами. 3) подчеркивается индивидуальность. 4) большую роль играет цвет.

2. Спеша на экзамен,

1) волнение не должно Вас одолевать. 2) оказалось, что я забыл шпаргалки. 3) не забывайте то, что выучили. 4) часы бежали стремительно.

3. Возражая собеседнику,

1) я привёл свои аргументы. 2) часто не учитываются законы психологии. 3) у нас возникло взаимопонимание . 4) ему позвонили.

4. Исполняя эту пьесу,

1) было чувство радости. 2) я старался передать своё настроение. 3) должен учитываться авторский замысел. 4) зал хорошо слушал пианиста.

5. Возвратившись из поездки,

1) произошёл интересный случай. 2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями. 3) мне не спалось. 4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

6. Прочитав новую книгу,

1) меня увлёк её сюжет. 2) началась подготовка к читательской конференции. 3) я увлёкся историей. 4) это помогает лучше понять окружающий мир.

7. Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы. 2) ученики самостоятельно справились с заданием. 3) самостоятельность очень важна. 4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

8. Изучая историю,

1) понадобилось много времени. 2) наши современники усваивают уроки прошлого. 3) есть возможность гордиться её прошлым. 4) это помогает лучше понять настоящее.

9. Играя в шахматы,

1) у меня заболела голова. 2) мы развиваем логическое мышление. 3) незаметно пролетел вечер. 4) воспитывается воля и наблюдательность.

10. Возвращаясь из школы,

1) наступил вечер и стало темно. 2) меня обогнал автомобиль соседа. 3) пошёл сильный снег. 4) мы встретились с родителями Максима.

11. Покупая подарок маме,

1) мой кошелек быстро опусменя охватила нежная любовь к ней. 3) постарайтесь устроить её настоящий праздник. 4) изменились наши планы.

12. Читая воспоминания о Толстом,

1) моё впечатление изменилось. 2) книга оставила приятное впечатление. 3) у меня возникло желание съездить в Ясную Поляну. 4) понимаешь его величие как писателя и человека.

13. Смеясь над своими пороками,

1) мне стало грустно. 2) постепенно освобождаешься от них. 3) радостное возбуждение долго не проходило. 4) родилась привычка анализировать собственные поступки.

14. Отправляясь покорять горные вершины или бурные реки,

1) рюкзаки были тщательно уложены. 2) решимость туристов не знала предела. 3) необходимо изучить маршрут следования. 4) медицинская аптечка никогда не помешает.

2 вариант.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1. Закрыв книгу,

1) всё сразу забылось. 2) персонажи остаются в нашей памяти. 3) попробуйте восстановить в памяти текст стихотворения. 4) мне вспомнилось вчерашнее утро.

2. Находясь в пути,

1) нам приносили свежие газеты. 2) всегда вспоминается дом. 3) мне понравилась поездка. 4) обычно думаешь о доме.

3. Пользуясь толковым словарём,

1) сначала читается вступительная статья. 2) меня поразило богатство нашего языка. 3) обратите внимание на иллюстративный материал. 4) многие слова окажутся вам знакомыми.

4. Обдумав план сочинения,

1) я стал подбирать эпиграф, 2) композиция не должна быть нарушена. 3) мною было распределено время. 4) требуется знание художественного произведения.

5. Работая над рецензией,

1) главная мысль определяется не сразу. 2) была дана оценка тексту. 3) определите сначала главную мысль текста. 4) анализируются языковые средства выразительности текста.

6. Окончив школу,

1) нас направили в училище. 2) нам выдали аттестат. 3) многие поступают в институт. 4) учителя советовали мне учиться дальше.

7. Готовясь к экзамену,

1) выучите сначала теорию. 2) преподаватели провели консультации. 3) требуется много времени. 4) у вас должны быть конспекты.

8. Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,

1) не забудьте повторить правила орфографии и пунктуации. 2) необходимо повторение всего школьного курса. 3) советы учителей могут вам помочь. 4) нужно воспользоваться словарями.

9. Выдвинув Фарадея в члены Королевского общества,

1) душная волна тайной зависти захлестнула некоторых его противников. 2) ученые признали его огромный вклад в науку об электричестве. 3) удача сопутствовала ему. 4) наука о магнетизме вышла на широкую дорогу.

10. Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,

11. Читая книги зоолога А. Брема,

1) это не исследования, а жизнеописания животных. 2) становится очень интересно. 3) основные мысли выражены в ней правильно. 4) радостно удивляешься причудливости мира.

12. Переходя улицу,

1) можно только на зеленый свет. 2) часто нарушаются правила. 3) меня оштрафовал милиционер. 4) не нарушайте правила движения.

13. Размышляя о смысле жизни,

1) сориентироваться вам помогут герои Л. Толстого. 2) любимые герои Л. Толстого идут непростыми путями. 3) мои симпатии принадлежат героям Л. Толстого. 4) сердца читателей раскрыты для любимых героев.

14. Решая сложное тестовое задание,

1) ошибка может появиться из-за невнимательности. 2) нужно быть предельно внимательным. 3) невнимательность привела к ошибке. 4) у меня возникло чувство неуверенности.

Тестирование по теме «Деепричастие»

Разнообразные формы контроля за уровнем знаний, умений и навыков школьников позволяют определить эффективность методики обучения, целесообразность применения тех или иных приемов, правильность подбора дидактического материала для коррекции знаний каждого ученика.

Чтобы проверить, насколько прочно и осознанно усвоены основные понятия, изученные на уроке, я прошу учеников воспроизвести правила и определения. Ученики называют все признаки понятия, выделяют среди них существенные и несущественные, называют ключевые слова, иллюстрируют правила и определения своими примерами и выполняют практические задания, основанные на данных теоретических знаниях.

Использование тестов наряду с традиционными видами контроля обеспечивает объективность контроля знаний, умений и навыков учащихся, массовость и одновременность осуществления контроля, а также его точность, оперативность и своевременность;

– позволяет снизить трудоемкость работы учителя по отслеживанию, накоплению и систематизации статистических данных о достижениях каждого ученика;

– позволяет эффективно прогнозировать и планировать учебную деятельность по предмету, своевременно выявлять ее приоритетные направления;

– помогает осуществить индивидуальный подход к обучению;

– помогает ученикам развивать навык самоконтроля, определить программу действий по совершенствованию знаний и умений.

Понятно, что опросить на уроке всех не представляется возможным, поэтому я готовлю тесты, а к их проверке привлекаю учеников.

Желающих выступить в роли учителя много, но это право заслуживают лучше.

Тесты использую готовые, а также составляю сама и привлекаю учеников на этапе завершающего изучения тем.

По форме я использую различные тесты:

1) вставить слово или словосочетание в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершенным, – это «компенсирующие» тесты;

2) тесты альтернативные, когда из трех вариантов ответов надо выбрать один, который кажется ученику верным;

3) третья группа тестов направлена на выяснение умений применять знания при решении той или иной лингвистической задачи.

I. ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

1-й вариант

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи – _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий – _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .

2-й вариант

1. Деепричастие – ______________ часть речи, которая обозначает ____________, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, ___________, показывает ___________, _______, ___________ совершается действие, названное ___________.

2. Морфологические признаки деепричастия – ___________.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов –___________.

4. Синтаксическая роль деепричастий в предложении – ___________.

5. Общее грамматическое значение деепричастий – ___________.

6. Назовите признаки наречия у деепричастий:___________ и ___________.

7. Деепричастным оборотом называется ______________________.

8. Деепричастный оборот может стоять в ________________.

9. Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов ___________.

10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"

1. Деепричастие – это

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает:

1) признак предмета по действию;

2) добавочное действие;

3) действие предмета.

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия.

4. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:

1) -а, -я, -вши, -ши;

2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ);

3) -ова, -ева, -ыва, -ива.

5. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

1) сказуемое;

2) определение;

3) обстоятельство.

III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ

«Узнавание в лицо»

Задание 1. Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений .

1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и оглядываясь, то вновь наступая (г).

2. И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке.

4. Она не смела ничего говорить (а); но, услыша (б) о таком страшном для нее решении, она не смогла (в) удержаться (г) от слез.

5. Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Ответы: 1 – в, г; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – г.

Задание 2. К этому тесту возвращаюсь еще раз после изучения темы «Деепричастия совершенного вида»:

1-й вариант – укажите деепричастия совершенного вида;

2-й вариант – укажите деепричастия несовершенного вида .

Ответы: 1-й вариант – 2-е и 4-е предложения;

2-й вариант – 1-, 3-, 5-е предложения.

Задание 3. После изучения темы «Деепричастный оборот» провожу сначала тест на узнавание.

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами .

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего.

2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше замазывался.

4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Задание 4. Выполните тест, проверяющий отличие причастия с суффиксом -вш- от деепричастия с суффиксом -вши-.

1-й вариант – укажите номера предложений с причастным оборотом;

2-й вариант – укажите номера предложений с деепричастным оборотом .

1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью.

2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

4) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

6) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

7) Шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

8) Шахматист, сделавший неудачный ход, сдался.

9) Шофер, услышавший сигнал, свернул в сторону.

10) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.

Ответ: 1-й вариант – 2, 4, 5, 8, 9; 2-й вариант – 1, 3, 6, 7, 10.

Задание 5. Одной из распространенных ошибок, связанных с изучением темы, является неправильное употребление деепричастных оборотов в устной и письменной речи. После разъяснения, как следует строить предложения с причастным оборотом, предлагаю следующий тест.

Укажите номера предложений, где допущены ошибки.

1 ко манда А Спортсмен, выполняющий сложные фигуры
2 вра тарь Б Звание, присуждаемое победителю в спортивных соревнованиях, играх на первенство, а также лицо, команда, удостоенная такого звания
3 спо ртс мен В Поезд или автобус, судно, идущее с высокой скоростью
4 фи гурист Г Краткий устный приказ командира по установленной форме
5 че мпион Д Спортивная командная игра с мячом или с шайбой на льду или на траве
6 хо кк ей Е Тот, кто систематически или профессионально занимается спортом
7 э кспресс Ё В некоторых спортивных играх игрок, защищающий ворота
8 ре портаж Ж Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений
9 а рена З Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению
10 си гнал К Большая круглая площадка посередине цирка, на которой даются представления

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке, и старался заснуть.

2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у нас возник вопрос, почему братья оказались в противоборствующих станах.

6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла далеко впереди.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

Ответы: 2, 3, 8.

После самопроверки предлагаю учащимся исправить ошибки в указанных предложениях.

IV. ТЕСТЫ НА ЗАПОМИНАНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

Задание 1. Соотнесите словарное слово и его лексическое значение.

Задание 2. После запоминания написания словарных слов и их лексических значений проводится еще раз проверка написания слов в виде теста «Проверь себя».

И ф_гурист О х_ккей
Е ч_мпион А вр_тарь
О сп_ртсмен О к_манда
Е д_монстрировать Э _кспресс
И м_нимальный Е т_ннис
О к_мментировать О пр_гресс
Е р_портаж Е д_ л_гат
А _рена Е пр_зидент
И с_гнал Е пр_зидиум
А тр_диция О инф_рмация

После повторения изученного по теме «Деепричастие» провожу итоговый тест из учебного пособия «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку» (М.: ТЦ «Сфера», 1997. С. 80).

Учащимся, удовлетворительно усвоившим тему, предлагается 1-й вариант, хорошо успевающим – 2-й вариант, вариант 3 – повышенной трудности. Также проверяю фактические знания теоретических понятий по теме в виде теста «Лови ошибку».

Согласны ли вы с утверждением:

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие. (Нет.)

2. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия. (Да.)

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши . (Нет.)

4. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными. (Нет.)

5. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. (Да.)

6. Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого. (Нет.)

7. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я. (Да.)

8. Деепричастие в предложении может быть обстоятельством и сказуемым. (Нет.)

9. Деепричастие может изменяться по лицам и числам.

10. От этих глаголов нельзя образовать деепричастия: жечь, куснуть, вязать . (Да.)

В.И. МАКАРЕВИЧ,
г. Ноябрьск,
Тюменская обл.,
ЯНАО

7 класс. Вариант 1.

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

1. Признак предмета по действию

2. Признак предмета

3. Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

4. Действие предмета

1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок

3. Выберите предложения с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)

1. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.

2. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.

3. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.

4. Прыгая ребятишки любовались на ёлку.

1. Глядя 2. Сложив 3. Отнявши 4. Улыбаясь

1. Хмурясь 2. Выскочив 3. Завидуя 4. Умывшись

6. Выбери деепричастия, которые пишутся с НЕ слитно:

1. (Не)годуя 2. (Не)увлекаясь 3. (Не)взлюбив 4. (Не)требуя

1. Ленька растянулся на траве положив голову на котомку и крепко уснул.

2. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.

3. С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.

4. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

8.

1) засекреченный 2) ненавидя 3) разрезая 4) перелетят

9.

Накинув нарядные уборы(1)березы первыми вступили(2) в осенний танец(3)яростно захвативший(4)весь лес.

1)1,2 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,4.

10. Деепричастный оборот – это…

1. Одиночное деепричастие

2. Деепричастие с частицей НЕ

3. Деепричастие с зависимыми от него словами

4. Два деепричастия

11. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1. Средства 2. Километр 3. Красивее 4. Мельком

12. Найдите неверные утверждения

1 . Деепричастие изменяется по родам, числам и падежам.

2. Деепричастие в предложении является обстоятельством.

3. Деепричастный оборот на письме всегда выделяется запятыми.

4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и прилагательного.

13.

1. Колотый – страдательное причастие прошедшего времени.

2. Поклонившись

3. Открываясь – деепричастие несовершенного вида.

4. Пролетающий – действительное причастие настоящего времени.

14. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

1. Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.

2. Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха.

3. Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.

4. Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.

15. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

3. Отошедший от станции поезд резко затормозил.

4. Наевшись, вороненок успокоился.

16. Деепричастия несовершенного вида образованы при помощи суффиксов:

1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. Л

17. Найдите словосочетания «дееприч. + нареч.» с главным словом деепричастием

1. Открыв дверь 2. Придя домой 3. Уйти недалеко

4. Учиться хорошо

18. Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не

расставлены)

Замедляя ход к станции шёл поезд.

19. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1. Благодаря обилию снега

2. Наперекор обычая

3. Написал красившее

4. Пришел со школы поздно

Проверочная работа по теме «Деепричастие»

7 класс. Вариант 2.

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая объединяет:

1. Признаки существительного и глагола

2. Признаки наречия и прилагательного

3. Признаки наречия и глагола

4. Признаки причастия и наречия

2. Найдите словосочетание с деепричастием:

1. Засыпанный снегом 2. Украсил ёлку 3. Отпирая дверь 4. Пришёл в дом

3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)

1. Хозяйка радовалась встречая гостей. 2. Хозяйка радовалась и встречала гостей.

3. Радовавшаяся хозяйка встречала гостей. 4. Радуясь хозяйка встречала гостей.

4. Найдите деепричастия совершенного вида

1. Открыв 2. Решая 3. Принявши 4. Радуясь

5. Найдите деепричастия несовершенного вида

1. Щурясь 2. Построив 3. Ненавидя 4. Зарывшись

6. Выбери деепричастия, которые пишутся с НЕ раздельно:

1. (Не)приняв 2. (Не)навидя 3. (Не)взлюбив 4. (Не)побрившись

7. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. Павел уснул на диване, положив руки под голову и улыбнулся во сне.

2. Вдруг из леса выбежала большая собака, громко залаяв и высунув мокрый язык.

3. Вчера по небу плыли тяжёлые тучи, предвещавшие обильные дожди, грохоча, уходили они далеко на деревню.

4. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.

8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Покупая справочник,

1. Я опоздал. 2. Запоминаются все правила.

3. внимательно посмотрите оглавление. 4. Нужно прочитать статью.

9. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.

1) прошитый 2) негодуя 3) приезжая 4) прибегут

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Свернув с просеки(1) мы направились по тропинке(2)уводившей нас к лесным(3)необычным красотам(4)и тайнам.

1)1,2 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,4.

11. Деепричастный оборот на письме…

1. Не выделяется запятыми.

2. Выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

3. Всегда выделяется запятыми.

4. Выделяется запятыми, если стоит в середине предложения.

12. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1. Каталог 2. Килограмм 3. Щавель 4. Свёкла

13. Найдите неверные утверждения

1 . Деепричастие изменяется по лицам и числам.

2. Деепричастие в предложении зависит от глагола.

3. Деепричастный оборот в предложении является дополнением.

4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и глагола.

14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.

1. Окрепший – действительное причастие прошедшего времени.

2. Читаемый – страдательное причастие настоящего времени.

3. Произведя – деепричастие совершенного вида

4. Приблизившись – действительное причастие прошедшего времени, возвратное.

15. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

    Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру.

    Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.

    Маленькие дети спали, уткнувшись носом в подушку.

    Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

16. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

    Усеянное звездами небо манило к себе.

    Потрескивая, горел костер.

    Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

    Черный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт .

17. Деепричастия совершенного вида образованы при помощи суффиксов:

1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. СЯ

18. Найдите словосочетания «дееприч. + сущ.» с главным словом деепричастием

1. Открыв мне 2. Придя вечером 3. Приютив друзей 4. Радуясь встрече

19. Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не

расставлены)

Друзья встретили меня приехав на вокзал.

1. Сложное предложение, запятая нужна.

2. Простое предложение, запятая не нужна.

3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.

4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.

20. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1. Заплыл глубжее 2. Егошний друг

3. Оплатил за проезд 4. Заплатил за проезд