Рубцов спасибо скромный русский огонек. Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонек. Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонек»

Николай Рубцов – русский поэт. Россия говорит многими голосами, и один из ее самых чистых, пронзающих душу голосов – поэзия Рубцова.

Трагическая судьба Николая Рубцова сложилась, как судьба большинства великих русских поэтов. При жизни его имя было дорого лишь узкому кругу ценителей поэзии; даже в среде профессиональных литераторов реальную ценность его творчества осознавали очень немногие. Но начиная с середины семидесятых годов (после его смерти) за предельно краткий срок поэзия Николая Рубцова обрела поистине всенародное признание. 21 сентября 1985 года в городе Тотьме был торжественно открыт монументальный памятник поэту.
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емец Архангельской области. Детство его было сиротским, трудным, но вспоминал он его без горечи.

Отец его воевал, но, вернувшись с фронта, не вернулся к семье, а создал другую. Мать умерла, когда Коле было шесть лет. Его с братьями и сестрами (их вместе было шесть человек) разбросало по детским домам. С 7 до 14 лет Николай провел в детском доме села Никольское Вологодской области. Он закончил Никольскую школу-семилетку, учился в Тотемском лесотехническом техникуме. С 16 лет начались его скитания по стране: Николай работал библиотекарем, судовым кочегаром, служил на Северном флоте. После демобилизации Рубцов живет в Ленинграде, работает на Кировском заводе, переходя с одной рабочей специальности на другую.

В 1962 году Рубцов поступил в Литературный институт им. Горького, но уже через два года был отчислен за нарушение дисциплины. Доучиваться ему пришлось уже заочно.

С 1964 года до своей трагической гибели Николай Рубцов жил то в Вологде, то в селе Никола Тотемского района, иногда работал в разных редакциях, выполняя поденную литературную работу. У него появилась семья, родилась дочь, но всегдашняя бесприютность так и шла за ним по пятам. Как многие русские таланты, Рубцов был труден в жизни, он много пил, часто бывал безденежен, у него не было своего угла. Житейское неблагополучие создавало напряжение в его отношениях с людьми и, хотя у него было немало друзей-приятелей, ни для кого из них он не был «главным», тем человеком, что занимает первое место в сердце.

В эти годы у Рубцова выходили сборники стихов (при жизни Н.Рубцова вышли сборники «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум»), он печатался в журналах, его имя постепенно становилось известным в России. И все же истинный масштаб его громадного таланта стал понятен лишь после его гибели.

Незадолго до смерти Николай Михайлович обрел свое жилье, где поселился вместе с поэтессой Людмилой Дербиной. Совместная их жизнь протекала очень негладко, между ними вспыхивали тяжелые ссоры, и во время одной такой ссоры, 19 января 1971 года, поэт погиб от руки Дербиной. Незадолго до своей смерти пишет пророческий стих:
Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый
Разобьется с треском,
и в потемки
Уплывут ужасные обломки
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя!

Поэзия Рубцова заметно неровна, но лучшие стихи ставят его в первый ряд русской поэзии. Глубина при предельной простоте – так можно было бы охарактеризовать его творчество. Основные черты поэзии Рубцова – трагическое мироощущение, внутреннее одиночество его лирического героя, любовь к неяркой северной земле:

ТИХАЯ МОЯ РОДИНА

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

В поэзии Николая Рубцова нашла отражение душа русского народа, ее трагические метания и искания. А также у Рубцова много проникновенной поэзии посвященной природе и сельской жизни.

Чудный месяц плывет над рекою

Чудный месяц плывет над рекою, -
Где-то голос поет молодой.
И над родиной, полной покоя,
Опускается сон золотой!

Не пугают разбойные лица,
И не мыслят пожары зажечь,
Не кричит сумасшедшая птица,
Не звучит незнакомая речь.

Неспокойные тени умерших
Не встают, не подходят ко мне.
И, тоскуя все меньше и меньше,
Словно бог, я хожу в тишине.

И откуда берется такое,
Что на ветках мерцает роса,
И над родиной, полной покоя,
Так светлы по ночам небеса!

Словно слышится пение хора,
Словно скачут на тройках гонцы,
И в глуши задремавшего бора
Все звенят и звенят бубенцы…

***
Сентябрь

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября…

ВЫПАЛ СНЕГ, И ВСЁ ЗАБЫЛОСЬ

Выпал снег - и всё забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.

Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.

Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.

Снег летит - гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу…
Ну и ладно! И добро.
***

В горнице моей светло

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Песня на стихи Рубцова в исполнении Эльмиры Калимуллиной:


Николаю Рубцову пришлось творить вовремя, которое вошло в историю под названием «хрущевская оттепель». В то время у многих появилась надежда на светлое будущее, ведь культ вождя был развенчан. Но на самом деле все было не так. За свои новаторские идеи Рубцов не раз подвергался гонениям и резкой критике за свое творчество в институте. Он не был похож на других молодых поэтов, ведь не прославлял Запад, а писал про русскую землю, русского человека с его «широкой» душой. Жесткость и упрямство не позволили Николаю Рубцову отступить от намеченного пути, он добился поставленных целей.

В 1964 году Рубцов завершил работу над стихотворением «Русский огонек». О чем данное произведение? Оно о русском человеке и его загадочной русской душе.

Главным героем стихотворения «Русский огонек» является сам автор, который оказался «в бескрайнем мертвом поле». Рубцов не говорит, куда он следует. Из текста стихотворения мы понимаем, что на дворе зима и бушует сильный мороз от которого «оцепенели маленькие ели». На такой погоде человеку долго не протянуть. Но спасение рядом. Путник увидел «тихий свет». Это был огонек в небольшой сельской избе, куда главный герой попросился зайти согреться.

Встретила путника седая хозяйка, которая сразу же предложила переодеться в теплую одежду и пригласила поближе к печи.

Затем Рубцов обращает наше внимание на большое количество фотографий, которые висели на стенах избы. Мы понимаем, что это фотографии любимых мужчин старой хозяйки – мужа, брата, сыновей. К сожалению, их всех уже нет в живых, ведь они погибли на войне.

Николай Рубцов, вновь поднимая тему войны, подчеркивает, что она стала настоящей трагедией для нашего народа. В подтверждение этому хозяйка задает своему ночному гостю вопрос: «Скажи, родимый, будет ли война?». Даже через двадцать лет после окончания войны, она, как и многие жители нашей страны, не могла отойти от всех ужасов войны. Боль утраты все еще глодала ее душу.

После не долгой беседы, путник начал собираться в дорогу. Он хотел отблагодарить седую хозяйку несколькими монетами. Но старуха возразила: «Господь с тобой! Мы денег не берем». Тогда, путник пожелал ей здоровья и покинул избу.

К сожалению, сегодня люди стали совершенно другими. Попроситься к кому-то в дом или попросить помощи стало чуждо в нашем обществе, хотя еще полвека назад это было обычным делом. Думаю, что «широта и загадочность» русской души заключается именно в том, что наш простой человек может помочь другому человеку, даже незнакомцу, без всякой выгоды. Стихотворение «Русский огонек» призывает нас вспомнить о своих корнях и стать более человечными, добрыми, отзывчивыми.

«Русский огонек» Николай Рубцов

Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо тёмное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой
Один живой в бескрайнем мёртвом поле!
Вдруг тихий свет — пригрезившийся, что ли? —
Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу, — последняя надежда! —
И услыхал, отряхивая снег:
— Вот печь для вас… И тёплая одежда… —
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала…

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий!
Огнём, враждой земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
— Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал:
— Наверное, не будет.
— Дай бог, дай бог… ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет… —
И вдруг опять: — Не будет, говоришь?
— Нет, — говорю, — наверное, не будет!
— Дай бог, дай бог…
И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей? Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал её старинные виденья.
— Господь с тобой! Мы денег не берём.
— Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья!
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…

Спасибо, скромный русский огонёк,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя…

Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонек»

Не секрет, что «хрущевская оттепель», длившаяся всего несколько лет, подарила многим жителям СССР надежду на более радостное будущее. Культ личности Сталина был развенчан, однако до демократии в стране было еще довольно далеко. Но именно на этой волне появилась целая плеяда замечательных молодых поэтов, которые ставили свою искренность в противовес конъюнктуре и пытались докопаться до истины любыми путями. К таким новаторам причислял себя и Николай Рубцов, который мечтал стать поэтом и жестоко расплачивался за каждый опубликованы самиздатовский сборник. Его травили в институте и вынуждали отказаться от литературных экспериментов. Но упрямство характера, закаленного в детском доме, позволило Рубцову добиться того, к чему он так стремился.

Поэт не пытался подстраиваться под существующую действительность, поэтому некоторое его произведения сегодня выглядят достаточно наивно и псевдопатриотично. Так, в 1964 году автор опубликовал балладу под названием «Русский огонек», в которой затронул тему взаимоотношений между людьми. В то время, как многие диссиденты кричали об отсутствии свободы и прославляли Запад, Рубцов сделал зарисовку из собственной жизни, показав, что ни один государственный строй не в состоянии регулировать такие понятия, как доброта, отзывчивость, открытость и отсутствие тщеславия. Автор умалчивает о том, как и почему он среди ночи оказался на окраине обычной русской деревни. Однако в надежде на ночлег поэт постучался в крайнюю хату, где был принят с чисто славянским радушием и гостеприимством.

Его встретила обычная сельская женщина, которая, не боясь незнакомца, просто и приветливо ответила: «Вот печь для вас и теплая одежда». Но не только это поразило Рубцова в поведении селянки. После того, как ее ночной гость отогрелся, женщина поинтересовалась у него, будет ли война. Спустя 20 лет после ее завершения эта тема все еще болью отдавалась в душе хозяйки дома, и очень скоро поэт понял, почему. На стенах сельской хаты он увидел фотографии многочисленных мужчин из когда-то большой и дружной семьи. Все они погибли на войне, которой теперь так боялась эта неискушенная сельская женщина. Ведь она еще помнила ту боль утрат и понимала, что очередные военные действия принесут новые жертвы. Казалось бы, какое ей дело до страданий других? Но загадочная русская душа тем и славится, что умеет сочувствовать другим, отличается щедростью и удивительной добротой.

Хозяйка отказалась брать с поэта деньги за постой. Самой лучше наградой для нее стали слова Рубцова с пожеланием здоровья. Действительно, на Руси испокон веков за добро принято платить добром.

Сегодня уже трудно поверить в то, что когда-то посторонний человек мог спокойно войти в любой сельский дом и попроситься на ночлег. Но еще полвека назад это считалось нормой и даже приветствовалось. Ведь взамен хозяева получали гораздо больше, чем деньги, культ которых сегодня возведен в абсолют. Тайну таких взаимоотношений приоткрывает Николай Рубцов, отмечая: «За всю любовь расплатимся любовью…». Казалось бы. В этой фразе нет ничего удивительного и неординарного. Тем не менее, именно она является тем стержнем, на которой всегда строились отношения между простыми людьми. Хлебосольность, желание придти на помощь тому, кто в этом нуждается, мудрость в общении и удивительная доброжелательность – все эти качества поразили поэта настолько сильно, что он осознал всю бессмысленность и мелочность прежних взаимоотношений с людьми. После этой неожиданной встречи поэт признается, что его друзья отдалились, а смыслом жизни стали те идеалы, которые буллы всегда в почете у наших предков, умеющих любить людей искренне и не требующих ничего взамен.

Класс: 8

Оформление урока:

Проводится в школьном краеведческом музее в комнате "Русская изба", стоит русская печь, стол, покрытый вязаной скатертью, на столе - большой самовар, на деревянных стенах избы - фотографии в больших рамках, в каждой рамке от 6 до 10 фотографий.

Эпиграф

Привет, Россия - родина моя!


Цель: познакомить с творчеством Н.Рубцова, учить понимать и любить поэзию, воспитывать любовь к Родине, способствовать привитию лучших моральных качеств русского народа.

1. Вступительное слово учителя.

Наш урок посвящен творчеству русского поэта Н.М. Рубцова. Сообщается эпиграф урока.

Почему этот урок проходит в столь необычных условиях?

Мы в русской избе. Вот такой вид имела она и в старинные годы, и в то время, когда Н. Рубцов был еще мальчиком, и в более близкие нам послевоенные времена.

Посмотрим на устройство русской избы. Вот самовар, который стоял либо на столе, либо у печи, вокруг него собиралась крестьянская семья, чаем потчевали гостя, сами хозяева выпивали несколько чашек за вечер.

Скорей, скорей! Когда продрогнешь весь,
Как славен дом и самовар певучий!
Вот то село, над коим вьются тучи,
Оно село родимое и есть:

А вот любимое место отдыха в избе - "печка-матушка",- так ласково называли ее в деревне.

Она и обогреет, и приободрит, на ней и сказку хорошо послушать, и поговорить по душам, и попросить совета, и пожаловаться на судьбу.

Я не один во всей вселенной,
Со мною книги и гармонь,
И друг поэзии нетленной -
В печи березовый огонь:

Перед вами фотопортрет поэта Рубцова.

Слайд № 2. Что вы можете сказать о человеке, изображенном здесь? Простой русский человек. На столе стоит фотокарточка, где он с русской гармошкой, на которой хорошо играл с детства, очень любил гармонь.

Каковы истоки творчества Рубцова? Где корни этого любимого всеми русского поэта? Об этом расскажет ученица.

Николай Рубцов - биография (слайды № 3 - № 10)

Николай Михайлович Рубцов - русский советский лирический поэт. Родился 3 января 1936 в селе Емецк Архангельской области. В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой - отец, Михаил Андреянович Рубцов (1900-1962), ушел на фронт и, как считали дети, погиб уже в 1941 (на самом деле отец бросил семью и жил отдельно в Вологде после войны). В 1942 году умерла мать, и Николая направили в Никольский детдом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы.

Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землёй: священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным".

С 1950 по 1952 будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме. Затем два года работал кочегаром в архангельском траловом флоте треста "Севрыба" и еще два года - разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде.

С 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живет поэзией, а потому решает изменить свою судьбу.

В 1962 Рубцов поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве и познакомился с В. Соколовым, С. Ю. Куняевым, В. В. Кожиновым и другими литераторами, чье дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию стихов. Поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники.

В 1969 Рубцов заканчивает Литературный институт, получает первую в своей жизни отдельную однокомнатную квартиру.

Рубцов погиб в семейной ссоре 19 января 1971 в своем вологодском доме, от рук своей жены Людмилы Дербиной. В Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник (1998, скульптор А. М. Шебунин). В Тотьме установлен памятник работы скульптора В. Клыкова. Памятник Рубцову установлен также на его родине, в Емецке (2004, скульптор Н. Овчинников).

Творчество

Первая книга стихов "Лирика" вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники "Звезда полей" (1967), "Душа хранит" (1969), "Сосен шум" (1970). Готовившиеся к печати "Зелёные цветы" появились уже после смерти поэта.

Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.

Особенной известностью пользуются песни на его стихи "В горнице моей светло", "Я буду долго гнать велосипед", "В минуты музыки печальной"

Слово учителя

Итак, родина - это село Емецк Архангельской области, затем город Тотьма Вологодской области, похожее на большое село, в котором горожане жили вот в таких домах, сначала крытых соломой, потом черепицей, а позже железом и шифером. История края - это история каждого человека, живущего в нем. Именно история накладывает отпечаток на характер, поступки человека, его жизненные устои.

А история у Тотьмы богатая.

Гайдученко Зоя прочитает отрывок из очерка Н.Рубцова, напечатанный в вологодской районной газете.

Вот такие серьезные исторические события пришлось пережить предкам жителей Тотьмы. А потом были другие испытания: вторая мировая война, гражданская и Великая Отечественная. А люди продолжали жить и радоваться жизни. Деревни вокруг Тотьмы жили своей неторопливой, размеренной жизнью, все таким жедорогим и приветливымоставался бревенчатый русский дом, где под окном растет ветла или береза, бушует крапива и, выходя из дома, попадаешь сразу в огород, на луг, в поле, на берег речки.

В комнате покой
Всем гостям почет,
Полною рекой
Жизнь моя течет,
Выйду не спеша,
На село взгляну:
Окунись, душа,
В чистую волну!

Старинное слово "горница" заменило "комната", но смысл остался - это дорогой, милый сердцу отчий дом.

На стихи Рубцова композитор А.Морозов написал песню "В комнате моей светло:".

Исполнит ее под аккомпанемент гитары один из учеников.

Слово учителя

С родным домом связан еще один образ. Какой?

Матушка, мама, маменька - как центр дома, связующее звено между всеми членами семьи. Сам поэт потерял мать очень рано, но любовь к ней пронес через всю жизнь, посвятил матери несколько стихотворений.

Многие поэты писали о родном крае, о деревне, о родной природе. Но так пронзительно и чисто мог писать о родине только Рубцов.

Ученики читают отрывки из лирики Рубцова.

О вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, Божий храм.

В святой обители природы,
В тени разросшихся берез
Струятся омутные воды
И раздается скрип колес.
Прощальной дымкою повиты
Старушки избы над рекой,
Незабываемые виды!
Незабываемый покой!..

У сгнившей лесной избушки,
Меж белых стволов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем:
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи:
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!
Слово учителя

А мы вновь возвращаемся в избу, в окне которой горит огонек, сначала керосиновой лампы, а с 60-ых годов электрической лампочки.

Посмотрим на стены избы, где увидим рамки с фотографиями, такие висели в каждом доме. Это родные и близкие хозяев, многие из которых не вернулись с войны. Память о погибших свято хранилась в каждом доме.

Чтение стихотворения "Русский огонек". Читает подготовленный ученик.

О чем это стихотворение? (Об одиночестве лирического героя)

Прочитайте начало. Какое настроение возникает? (Грусть, печаль)

Что значит для героя "небо темное, без звезд"? (Тяжесть одиночества)

В чем находит утешение герой? (В свете огонька).

Какое значение имеет символический образ дома? (Дом - источник добра и счастья. Это символ пристанища души).

Какие строки говорят о всенародной трагедии, о том, как отразилась судьба народа на судьбе крестьянки?

В каких строках заключен идейный смысл? (Последняя строфа: русский огонек-символ надежды, символ любви людей друг к другу, к родине, символ соучастия).

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Работа над выразительными средствами стихотворения.

Подведение итогов урока:

В лирике Н.Рубцова всегда есть свет, символизирующий надежду на будущее. Русская природа, русские люди, русский дух - тема лирики русского поэта Н.М. Рубцова.

Честно говоря, мне не совсем понятно, отчего у нас Николай Рубцов котируется как поэт выше своих современников Арсения Тарковского, Бориса Чичибабина или Андрея Вознесенского. Rак едко пошутил Высоцкий, «кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт». Очень меткое замечание! Конечно, такое положение дел в русской словесности возникло не нарочно. Получилось так, что крупнейшие русские поэты начала 19-го и 20-го веков умерли не своей смертью. Пушкин, Лермонтов, Гумилёв, Есенин, Маяковский… И тем самым словно бы установили рубеж: за слово нужно заплатить ещё и преждевременным уходом из жизни, желательно, от чужой руки… И судьба Николая Рубцова идеально легла в эти предложенные историей русской словесности обстоятельства.

Но говорить, что поэт незаслуженно занимает место на поэтическом Олимпе, конечно, неверно и бестактно. Это можно легко доказать на примере одного из его лучших стихотворений.

РУССКИЙ ОГОНЁК

Погружены
в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой,
Один живой в бескрайнем мертвом поле!

Вдруг
тихий свет
(пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне,
как сторожевой...
Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя надежда!),
И услыхал, отряхивая снег:
- Вот печь для вас и теплая одежда...
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде
Жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала...

Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным-полна,-
И близких всех душа не позабудет!..
- Скажи, родимый,
Будет ли война? -
- Дай Бог, дай Бог...
Ведь всем не угодишь,
И вдруг опять:
- Не будет, говоришь?
- Дай Бог, дай Бог...

И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей?
Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?..
Но я глухим бренчанием монет
Прервал ее старинные виденья...
- Господь с тобой! Мы денег не берем!
- Что ж,- говорю,- желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...

Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле - и нет тебе покоя...

Конечно, можно не принимать Рубцова как человека, но нельзя отрицать его лучшие стихотворения! Очень много души оставил в них поэт! Например, возьмём стихотворение «Русский огонёк», равное по фольклорно-аскетической мощи лермонтовскому «Выхожу один я на дорогу», а по объёмности и многополярности – пушкинскому шедевру «19 октября». Удивительные стихи! Вроде бы реальный случай из жизни, и в то же время – высокий символизм. Представляю, как кусают себе локти, читая это произведение, футуристы и постмодернисты: им такого не написать никогда! Эстетическая установка авангарда не приемлет такой «еретической» простоты. В то время как разношёрстные авангардисты «столбят» свою нишу, Рубцов ничего не столбит: он рисует зимний пейзаж и рассказывает о своей экзистенщиальной ситуации. С одной стороны, в стихотворении «Русский огонёк» напрочь отсутствует то, что мы называем в искусстве стилем. С другой стороны, в нём есть и эпос, и лирика, и диалоги, и даже «мораль», как в басне. Поэзия любила этого невзрачного человека, и он умел отвечать ей взаимностью, создавая великолепные полотна, осенённые благодатью.

«Русский огонек» написан в «синтетическом» стиле: пейзаж, эпический рассказ, переходящий в диалог. Но всё это, может быть, и не сработало бы, не противопоставь Рубцов статику – динамике, отчаяние заблудившегося человека – миражу и нирване, спокойствию очага старушки-пустынницы. И вот что интересно: не заблудись в ту тревожную ночь герой Рубцова, никто, может быть, и не вспомнил бы об этой тихой старушке, мирно доживающей свой век! Страна вдов – вот что такое наша с вами Россия, вчера и сегодня. И чуткий ко всякой несправедливости Рубцов проникновенно об этом говорит. Многолетнее отшельничество старушки напрямую связано с потерей кормильца, единственного и любимого, иначе она давно уже нашла бы ему замену в своём сердце. А ведь стихотворение датировано 1964-м годом, Отечественная война закончилась два десятилетия тому назад! И вселенское сиротство детдомовца Рубцова аукается в покинутости старой женщины; не удивительно, что они, прежде не знакомые, понимают друг друга с полуслова.

Откуда проистекает бесстрашие? Из осознания того, что всё самое страшное уже случилось.

Я уже был взрослым молодым человеком 20-ти лет, но ещё ничего не слышал о Рубцове и его «Русском огоньке». Но судьбе было угодно занести меня в госпиталь им. Бурденко, где моей «подругой по несчастью» оказалась замечательная девушка, работавшая библиотекарем. Звали её Марина Ветрова, она знала наизусть множество стихов великих русских поэтов. Она мне очень нравилась, а время в больнице, как известно, течёт медленно. Стоит ли удивляться тому, что некоторое время спустя я уже тоже знал наизусть это прославленное стихотворение Рубцова? И сейчас, когда я пишу эти строки, я вспоминаю кареглазую шатенку с именем, пахнущим морем, морем, которого она, если мне не изменяет память, никогда не видела. Я тогда только вернулся с афганской войны, и, конечно, «повёлся» на строки Рубцова о том, что никакой войны никогда больше не будет.

Скажи, родимый,
Будет ли война? -
И я сказал: - Наверное, не будет.
- Дай Бог, дай Бог…
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет...-
И вдруг опять:
- Не будет, говоришь?
- Нет,- говорю,- наверное, не будет.
- Дай Бог, дай Бог...

Антивоенный пафос Рубцова достаточно прозрачен: помимо прямых жертв, убитых, раненых и пропавших без вести, любая война бьет рикошетом по многочисленным родственникам: сестрам, братьям, женам, мужьям, родителям, детям… Сам Рубцов был таким же потерянным и неприкаянным ребенком войны, и всю жизнь нес в себе эту душевную травму. Мать поэта умерла во время войны, а отец, вернувшись с полей сражений, завел себе новую семью, а про родных детей почему-то забыл. И эта потерянность поэта неизменно вызывает во мне вопрос: «А действительно ли герой стихотворения «Русский огонек» заблудился в поле? Может быть, он, alter ego самого Рубцова, потерялся в окружающей жизни?.. И его блуждания по неизвестной местности – только метафора его скитаний по жизни? Квинтэссенция его одиночеств? И образ старушки тоже как-то странно двоится… Безусловно, она очень настоящая, но постоянно вознакает и не отпускает ощущение, что это больше, чем простая старушка. Это как будто сама Россия, вековая, бессмертная, вечно дремлющая, как мудрецы в Шамбале, полужива-полумертва, хранящая глубинные народные традиции и верования.

В широком смысле слова поэт - это тот, у кого болит душа, а не тот, кто умеет складно рифмовать или видеть красивое в обыденном. Поэтому не бывает больших поэтов с простыми судьбами. Толстокожий человек никогда не напишет такого, над чем будут плакать поколения читателей. Часто эта жертва поэта непроизвольна, он "не виноват" в том, что жизнь его складывается трудно и моментами "горит синим пламенем". Более того, именно трудная (врагу не пожелаешь!) жизнь писателя помогает его светлой душе раскрыться по-настоящему и запечатлеть себя на века в бессмертных произведениях.

"Русский огонёк" навевает мне лёгкую ностальгию по тем временам, когда искусство ещё не было безбашенно расфасовано по полочкам, где от градации до деградации - один шаг. "Любовный роман", "детективная повесть", дальше - хуже: "классик горнолыжной песни Иванов", "православный поэт Петров". Всё мельчает и странно идеологизируется. А ведь трудно представить себе "католического музыканта Шопена" или "мусульманского писателя Сент-Экзюпери"! Согласитесь, есть определения, которые навязывают нам стереотипы восприятия. Вот, скажем, стихотворение Рубцова "Русский огонёк" - это что? Экзистенциальная лирика? Гражданская лирика? Или, может быть, рассказ в стихах? Как можно втиснуть тотальное повествование в узколобое и узкоглазое определение по жанру? Я, пожалуй, готов согласиться с тем, что это гражданская лирика. Но "гражданственность" в стихотворении не высосана из пальца и не взята с потолка. Автор подводит к ней читателя осторожно, сам подходит на цыпочках - можно, пожалуй, поверить, что восклицание благодарности русскому огоньку вырвалось у автора неожиданно для него самого. И такая лирика вызывает в читателе сопереживание.

"Русский огонёк" Рубцова – символ вселенской отзывчивости русского народа, его готовности всегда прийти на помощь находящемуся в беде. Поскольку русский народ всегда живет в беде, и как раз в беде начинает лучше понимать других людей. Это уже почти наша национальная черта – мы будем подыхать с голоду и холоду, но отдадим последнюю рубашку, чтобы кому-то на земле стало лучше. Вот почему Рубцов – истинно народный поэт, а иногда лучше быть народным, чем великим. Старушка, ведя самую пустую, никчемную и бесполезную жизнь, казалось, только и ждала этого непрошеного гостя, "татарина", чтобы ему отдать последнее, что у неё осталось – свою щедрую душу, тепло своего очага.

Я думаю, что Николай Рубцов «очищался» своими стихами, «отпочковываясь» в творчестве от своей беспутной жизни. Поэтому в его лучших стихах столько света! Последнее восьмистишие звучит почти как гимн России. Меня всё время прессингуют некоторые поэты за то, что я защищаю пафос как средство выражения чувств и даже настаиваю на его необходимости в искусстве. Но взгляните, например, на эти стихи Рубцова: без заключительной коды стихотворение теряет значительную часть своей мощи. Все хорошо, если в меру. И синтетическое стихотворение Николая Рубцова «Русский огонёк» убедительно подтверждает эту прописную истину. И разве не являются лучшие образцы русской лирики тем самым «огоньком», который в бездорожье спасает иногда заблудившегося путника? И мне, в заключение, остаётся разве что повторить вслед за поэтом: «Спасибо, скромный русский огонек!..» Спасибо тебе, великая русская поэзия! Ты всегда поддерживаешь нас в минуты томления и тревоги.